Вы на портале
Закупки за счет собственных средств

Изучение конъюнктуры рынка при проведении процедуры закупки из одного источника

Согласно подп. 2.1 п. 2 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) организация осуществляет закупки за счет собственных средств с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника.

Из приведенной нормы следует, что процедуры закупок делятся на конкурентные (конкурсы, аукционы и др.) и процедуру закупки из одного источника. Отсюда может быть сделан вывод о том, что процедура закупки из одного источника не является конкурентной процедурой. Однако так ли это? Для ответа на вопрос рассмотрим нормы, регулирующие порядок проведения процедуры закупки из одного источника.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

696 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Определение процедуры

Процедура закупки из одного источника – способ выбора поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором организация предлагает заключить договор на закупку только одному поставщику (подрядчику, исполнителю) на основании результатов изучения конъюнктуры рынка, за исключением случая, указанного в абз. 4 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 (подп. 2.2 п. 2 постановления № 229).

Таким образом, алгоритм проведения рассматриваемой процедуры следующий:

  1. изучение конъюнктуры рынка;
  2. выбор одного поставщика (подрядчика, исполнителя);
  3. направление выбранному поставщику (подрядчику, исполнителю) предложения о заключении договора.

В случае, если выбранный контрагент акцептовал оферту, процедура закупки из одного источника считается завершенной, в случае отказа – организация-заказчик возвращается в пункт 1.

Исключение предусмотрено только для случая, когда организацией, осуществившей закупку у определенного поставщика (подрядчика, исполнителя), установлено, что дополнительная закупка в количестве (объеме), не превышающем количества (объема) первоначальной закупки, ввиду необходимости обеспечения совместимости с ранее закупленными товарами (работами, услугами) должна быть произведена у того же поставщика (подрядчика, исполнителя) (абз. 4 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229). В этом случае не требуется проводить изучение конъюнктуры рынка.

Возможные случаи проведения процедуры закупки из одного источника

Напомним, что в постановлении № 229, кроме указанного выше случая, предусмотрены еще только 4 случая проведения процедуры закупки из одного источника:

  1. организация приобретает товары собственного производства у их производителя;
  2. возникла срочная необходимость в закупке, а применение конкурентных процедур закупок невозможно из-за отсутствия необходимого времени для их проведения;
  3. конкурентная процедура закупки, часть (лот) предмета процедуры закупки, часть объема (количества) предмета процедуры закупки либо его части (лота) признана несостоявшейся и повторное ее проведение является нецелесообразным;
  4. организация приобретает продукты растениеводства из стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров у лиц, осуществляющих хранение стабилизационных фондов (запасов) продовольственных товаров и реализацию данных продуктов.

Перечень случаев проведения процедуры закупки из одного источника является исчерпывающим. Организация не может расширить данный перечень, в том числе в своем порядке закупок.

Изучение конъюнктуры рынка при закупке у производителей

Согласно абз. 2 ч. 2 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229 документами, подтверждающими собственное производство, являются:

  • для товаров, происходящих из Республики Беларусь и включенных в приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2022 № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь» (далее – постановление № 80), ‒ акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия;
  • сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копия.

Организация-производитель товара (приложение к постановлению № 80), получившая акт положительный экспертизы, после соответствующего обращения включается в Евразийский реестр промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза, размещенный в сети Интернет (erpt.eecommission.org).

Таким образом, в настоящее время для подтверждения статуса производителя требуется один из предусмотренных постановлением № 229 документов. Обращаем внимание, что в обоих случаях речь идет о документах, которые могут получить только белорусские производители.

Общей для всех случаев проведения процедуры закупки из одного источника является норма ч. 5 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229, согласно которой при изучении конъюнктуры рынка обязательным является направление организацией запросов в адрес отечественных производителей (при их наличии), в том числе организаций, входящих с организацией в состав одного холдинга, государственного объединения.

Исходя из перечисленных норм, можно определить следующий алгоритм изучения конъюнктуры рынка при проведении закупки у производителей:

  1. если закупаемый товар указан в приложении к постановлению № 80, то для поиска производителей следует изучить Евразийский реестр промышленных товаров государств-членов Евразийского экономического союза. При наличии в данном реестре белорусских производителей они заносятся в справку об изучении конъюнктуры рынка для последующего направления запроса;
  2. если закупаемый товар не указан в приложении к постановлению № 80, то поиск производителей Республики Беларусь проводится из всех возможных источников, том числе в Регистре производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), ведение которого осуществляется информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» (icetrade.by/producers/search) (далее – Регистр производителей).

Если же производители нужного товара в Республике Беларусь отсутствуют и применить другие 4 случая закупки из одного источника нет оснований, то для закупки организация должна провести одну из процедур, относящихся к конкурентным.

Изучение конъюнктуры рынка при срочной закупке и в случае несостоявшейся конкурентной процедуры закупки

Согласно ч. 3 и 4 подп. 2.2 п. 2 постановления № 229 закупки с применением процедуры закупки из одного источника при срочной закупке и в случае несостоявшейся конкурентной процедуры закупки осуществляются у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в том числе включенных в Регистр производителей, за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны или невозможны.

Решение об экономической нецелесообразности или невозможности осуществления закупки с применением процедуры закупки из одного источника у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) принимается организацией на основании результатов изучения конъюнктуры рынка и оформляется в виде справки, подписанной уполномоченным лицом организации, либо протокола комиссии, создаваемой для проведения процедур закупок, содержащих обоснование такой нецелесообразности или невозможности.

Из приведенной нормы следует, что последовательность действий при изучении конъюнктуры рынка при проведении закупки из одного источника в рассматриваемых случаях такова:

  1. Поиск производителей либо официальных торговых представителей закупаемого товара (работы, услуги) в Регистре производителей.
  2. Направление производителям (официальным торговым представителям), найденным в Реестре производителей, запроса об условиях поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг).
  3. Анализ информации, полученной от производителей (официальных торговых представителей).
  4. Оформление (при необходимости) справки об экономической нецелесообразности (невозможности) закупки с применением процедуры закупки из одного источника у производителей (официальных торговых представителей).

Изучение конъюнктуры рынка при приобретении продуктов растениеводства из стабилизационных фондов

Несмотря на специфический характер данных закупок, законодатель не отменяет необходимости проводить изучение конъюнктуры рынка и в этом случае.

Основным документом, регулирующим порядок создания и функционирования стабилизационных фондов, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 04.10.2022 № 658 «О стабилизационных фондах товаров» (далее – постановление № 658), согласно которому:

  • облисполкомы и Минский горисполком ежегодно устанавливают перечень субъектов хозяйствования, осуществляющих хранение товаров из стабилизационных фондов, с указанием объемов хранения по номенклатуре товаров;
  • определены цели реализации и существенные условия договора между субъектами хозяйствования, осуществляющими хранение товаров из стабилизационных фондов, и субъектами, осуществляющими розничную торговлю;
  • субъекты хозяйствования, осуществляющие хранение товаров из стабилизационных фондов, и субъекты хозяйствования, осуществляющие розничную торговлю, общественное питание, ежегодно до 15 ноября заключают (или продлевают действующие) договоры. В течение 5 рабочих дней после заключения договора субъекты хозяйствования, осуществляющие хранение товаров из стабилизационных фондов, направляют в облисполкомы, Минский горисполком информацию о заключенном договоре с указанием наименования субъекта хозяйствования, с которым заключен договор, объема и номенклатуры товаров;
  • субъекты хозяйствования, заключившие договоры, обязаны осуществить поставку (выборку) товаров из стабилизационных фондов в соответствии с заключенными договорами.

Из приведенных норм постановления № 658 следует, что отношения между субъектами, подпадающими под его регулирование, далеки от свободного выбора контрагента. Таким образом, необходимость исследования конъюнктуры рынка для данного случая применения процедуры закупки из одного источника носит формальный характер.

Резюме
После принятия постановления № 229 процедура закупки из одного источника позиционировалась как процедура проведения быстрой закупки при минимальном количестве бюрократических атрибутов, свойственных конкурентным процедурам. При этом возможность ее применения законодательно была ограничена для исключения злоупотреблений.
Впоследствии нормативное регулирование порядка проведения конкурентных процедур пошло по пути его упрощения (срок приема предложений сокращен до 5 дней, процедура считается состоявшейся при наличии одного участника и др.). Регулирование же порядка проведения процедуры закупки из одного источника, напротив, пошло по пути усложнения (необходимость оформления изучения конъюнктуры рынка, рассылка приглашений производителям и др.).
Таким образом, по нашему мнению, в настоящее время сложилась ситуация, при которой с целью минимизации временных и трудовых затрат целесообразнее провести конкурентную процедуру, чем процедуру закупки из одного источника.

696 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме