Содержание:
Применение норм постановления № 229 коммунальными организациями
В начале письма № 59К МАРТ обращает внимание заинтересованных субъектов на действие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) по кругу лиц.
Справочно.
С текстом письма № 59К можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/33Ugmo.
Нормы постановления № 229 не применяются к закупкам юридических лиц, имущество которых находится в коммунальной собственности (коммунальных унитарных предприятий, государственных объединений, хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности).
Согласно п. 2 постановления № 729 местным Советам депутатов рекомендовано привести в соответствие с настоящим постановлением нормативные правовые акты, определяющие порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств подконтрольными организациями.
Внесение изменений в постановление № 229 не означает, что такие же изменения одновременно внесены в нормативные документы, регулирующие порядок закупок за счет собственных средств организациями, относящимися к коммунальной собственности.
В областях Республики Беларусь и г. Минске действуют следующие нормативные документы облисполкомов и Мингорисполкома:
Из последней колонки таблицы видно, что не все территориальные органы управления почти через месяц после вступления в силу постановления № 729 привели с ним в соответствие нормативные документы, регулирующие закупки коммунальных предприятий.
По нашему мнению, в настоящее время это особенно актуально в связи с введением в действие норм, регулирующих обязательное применение преференциальной поправки.
Применение обязательной преференциальной поправки
В письме № 59К МАРТ первоочередное внимание уделено порядку применения обязательной преференциальной поправки (далее – префпоправка).
Основные нормы, регулирующие применение обязательной преференциальной поправки, изложены в новом (внесенном постановлением № 729) подп. 2.81 п. 2 постановления № 229.
Выделим наиболее важные, по нашему мнению, положения о префпоправке:
1. Применение префпоправки ограничено перечнем товаров.
Префпоправка применяется только при закупке товаров, входящих в приложение к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 14.02.2022 № 80 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Республики Беларусь» (далее – постановление № 80). В указанном приложении дается ссылка на шестизначный код (подкатегории) Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012, утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83.
При закупке иных товаров, а также работ (услуг) префпоправка не применяется.
Справочно.
Постановление № 80 в том числе предусматривает ведение реестра промышленной продукции Республики Беларусь (ссылка доступа – clck.ru/33UgsJ).
2. Префпоправка применяется при проведении конкурентных процедур закупок.
Важно.
При проведении процедуры закупки из одного источника преференциальная поправка не применяется.
3. Применение префпоправки заключается в уменьшении для целей сравнения цены участника, имеющего право на такую поправку, за исключением проведения процедуры электронного аукциона.
4. При проведении электронного аукциона его начальная цена устанавливается:
- путем деления ориентировочной стоимости предмета закупки, указанной в приглашении к участию в электронном аукционе, на 1,15;
- либо путем выбора наименьшей из цен участников, допущенных к торгам.
Цены участников, имеющих право на применение префпоправки, уменьшаются путем деления на 1,15. В ходе торгов в отношении таких участников отображаются одновременно текущая ставка и соответствующая ей ставка, увеличенная на 15 %.
5. В случае выбора победителем участника, имеющего право на применение преференциальной поправки, договор заключается с ним по цене предложения такого участника процедуры закупки, а в случае проведения электронного аукциона - по цене его ставки, увеличенной на размер преференциальной поправки.
Таким образом, при проведении конкурентных процедур необходимо учитывать, что закупка товаров, входящих в приложение к постановлению № 80, у участников процедур закупок, имеющих право на применение преференциальной поправки, обойдется заказчику на 15 % дороже.
Подтверждение права на применение обязательной префпоправки
В письме № 59К МАРТ обращает внимание на выполнение условий, при которых участник имеет право на обязательное применение преференциальной поправки:
- участник должен быть производителем товара;
- участник должен представить предусмотренный законодательством документ, подтверждающий его статус производителя товара.
Вид документа зависит от того, является участник резидентом Республики Беларусь или резидентом иной страны, входящей в ЕАЭС.
Резиденты Республики Беларусь могут представить один из двух документов:
- акт экспертизы о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предъявляемым в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Республики Беларусь, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, либо его копию; либо
- выписку из евразийского реестра промышленных товаров государств ‒ членов Евразийского экономического союза, полученную в соответствии с п. 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (далее – Правила № 105).
Справочно.
Формирование и ведение евразийского реестра промышленных товаров государств ‒ членов Евразийского экономического союза осуществляется Евразийской экономической комиссией. Ссылка доступа – erpt.eecommission.org.
Нерезиденты Республики Беларусь (резиденты иных стран, входящих в ЕАЭС) представляют выписку из евразийского реестра промышленных товаров государств ‒ членов Евразийского экономического союза, полученную в соответствии с п. 24 Правил № 105.
Начало процедуры закупки
В письме № 59К регулятор обращает внимание на один из процедурных вопросов проведения закупки, не урегулированных в законодательстве. Речь идет об определении момента, с которого процедура закупки считается начатой.
Обычно предполагается, что такой момент определен в порядке проведения закупок, принятом и утвержденном в организации во исполнение подп. 2.1 п. 2 постановления № 229. Однако зачастую и в порядках закупок организаций момент начала процедуры закупки не определен.
В письме № 59К предлагается моментом начала процедуры закупки считать день принятия закупающей организацией решения о ее проведении. Такой подход является разумным, но не нормативным.
При проведении контролирующими органами проверок соблюдения законодательства о закупках за счет собственных средств зачастую от определения момента начала закупки зависит применение либо неприменение ответственности. Это связано с часто применяющейся в изменяющих постановление № 229 документах формулировки «действие настоящего постановления не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств, если договоры заключены или процедуры закупок начаты до вступления в силу настоящего постановления. Такие закупки завершаются в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу настоящего постановления».
Во избежание споров с проверяющими, по нашему мнению, целесообразно в порядке проведения закупок, действующем в организации, предусмотреть норму, устанавливающую момент начала проведения закупки.
Как рекомендует МАРТ в письме № 59К, таким моментом может быть один из применяемых в организации документов: приказ, иной организационно-распорядительный документ, докладная или служебная записка с резолюцией руководителя закупающей организации или иного уполномоченного должностного лица о проведении процедуры закупки, утвержденное задание на закупку, техническое задание и др.
Справочно.
С 13.01.2023 вступило в силу 41-е изменение постановления № 229, которое было внесено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.01.2023 № 26 (ссылка доступа – clck.ru/33Ugk2).
✎ Дополнительно по теме:
>>Богатко А., Богатко А. Закупки за счет собственных средств: что изменится с 1 января 2023 г.?
>>Майборода В. Система управления закупками за счет собственных средств: применяем в работе