Вы на портале
Закупки при текущем ремонте

Закупка услуг по технадзору за текущим ремонтом объекта

В статье рассмотрим, как производится закупка услуг по техническому надзору за текущим ремонтом объекта при бюджетном финансировании и в случае закупки за счет собственных средств.

Бенсман Максим
Бенсман Максим

Адвокат специализированной юридической консультации г. Минска «Экономика Имущество Инвестиции» Минской городской коллегии адвокатов


1013 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Нормативное регулирование

Согласно подп. 34.3 п. 34 Перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержденного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17, технический надзор за текущим ремонтом на объекте строительства является одним из видов услуг, осуществляемых в строительной деятельности.

Соответственно, закупка услуг технадзора относится к закупке услуг для строительства.

Порядок осуществления технадзора за строительством определен Инструкцией о порядке осуществления технического надзора за строительством, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.08.2020 № 40 (далее – Инструкция № 40).

При этом к строительным работам, в отношении которых осуществляется технадзор, среди прочего относятся работы, выполняемые при ремонте (абз. 4 п. 2 Инструкции № 40). Соответственно, при выполнении работ при текущем ремонте технадзор также является обязательным.

Кроме того, следует учитывать, что в отличие от ранее действовавшего ТКП 45-1.03-162-2009 «Технический надзор в строительстве. Порядок проведения» Инструкция № 40 не ставит обязательность осуществления технадзора в зависимость от источников финансирования текущего ремонта.

Таким образом, в настоящее время осуществление технадзора является обязательным при выполнении текущего ремонта объекта, финансируемого как за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фонов, так и за счет собственных средств заказчика.

Справочно. Заказчик (застройщик) вправе осуществлять технадзор как самостоятельно, так и с привлечением для этого инженера (инженерной организации) на договорной основе (п. 2 ст. 37 Закона № 300-З, п. 7 Инструкции № 40).

Особенности государственной закупки услуг по технадзору

В случае если финансирование услуг по технадзору осуществляется за счет бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фонов, закупка таких услуг должна осуществляться в соответствии с нормами Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).

При проведении государственной закупки (далее – госзакупка) услуг по технадзору следует учитывать, что, поскольку данные услуги относятся к услугам, осуществляемым в строительной деятельности, такая закупка проводится с особенностями, установленными законодательством о госзакупках для закупок работ, услуг, осуществляемых для строительства объектов.

К таким особенностям относятся, в частности, особенности формирования годового плана государственных закупок (далее – План) и выбора подлежащей применению процедуры закупки, а также требования, предъявляемые к участникам процедуры закупки. 

Справочно.
План формируется ежегодно и после утверждения заказчиком подлежит размещению на электронной торговой площадке (goszakupki.by или zakupki.butb.by) в течение 5 рабочих дней, за исключением сведений, составляющих государственные секреты.
Изменения и (или) дополнения в План вносятся в том порядке, в котором План был утвержден, и после утверждения заказчиком также подлежат размещению на электронной торговой площадке в течение 5 рабочих дней, за исключением сведений, составляющих государственные секреты (ч. 1 п. 2 ст. 19 Закона № 419-З).

Так, при формировании Плана следует учитывать норму ч. 4 п. 1 ст. 19 Закона № 419-З, в соответствии с которой при формировании годового плана государственных закупок товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в него исходя из потребности в них на каждый объект строительства отдельно.

Вид процедуры закупки должен определяться заказчиком исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в Плане (ч. 1 п. 2 ст. 18 Закона № 419-З). Соответственно, поскольку товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов, включаются в План исходя из потребности в них по каждому объекту строительства отдельно, вид процедуры госзакупки следует определять исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в товарах (работах, услугах) по соответствующему объекту строительства, а не по товарам (работам, услугам), необходимым для строительства всех объектов (ч. 2 раздела 5 письма Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства», далее – письмо № 1598 К).

Справочно.
С текстом письма № 1598 К можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/33Uh5M.

При этом по желанию заказчика возможно приобретение товаров (работ, услуг), необходимых для строительства нескольких объектов, в одной процедуре госзакупки. В этом случае вид процедуры госзакупки будет определяться исходя из указанной в Плане ориентировочной стоимости годовой потребности всех совместно закупаемых в рамках одной процедуры товаров (работ, услуг). В данном случае разбивка предмета госзакупки на части (лоты) не будет влиять на выбор вида процедуры госзакупки (ч. 3 раздела 5 письма № 1598 К).

Что касается требований, предъявляемых к участникам госзакупок работ и услуг для строительства, то следует учитывать норму подп. 1.7 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 (далее ‒ постановление № 395), в силу которой к участникам процедур государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) устанавливаются дополнительные требования согласно приложению 1-1 к данному постановлению.

Так, при закупке услуг в области архитектурной деятельности, инженерных изысканий и связанных с ними консультаций в технических областях заказчик обязан оценить участников закупок на соответствие следующим дополнительным требованиям:

  • способность участника оказать услуги на сумму не менее 50 % стоимости услуг, составляющих предмет госзакупки, собственными силами;
  • наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на оказание услуг, составляющих предмет госзакупки, или аналогичных услуг более 3 лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника);
  • деловая репутация участника.

Исключением из этого правила являются случаи, когда ориентировочная стоимость предмета госзакупки составляет не более 1000 базовых величин, а также случаи проведения процедур закупок из одного источника в соответствии с пп. 4, 5, 11 и 12 приложения к Закону № 419-З.

Особенности закупки услуг по технадзору за счет собственных средств 

По общему правилу согласно подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственные общества, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, осуществляют закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств в соответствии с данным постановлением, если иное не установлено законодательными актами.

При этом в силу подп. 1.2 п. 1 постановления № 229 его действие, за исключением подп. 2.19 п. 2, не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) за счет собственных средств согласно приложению 1, если иное не установлено в подп. 1.1-1 п. 1.

В частности, в соответствии с п. 3 приложения 1 к постановлению № 229 его действие не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве, за исключением закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

Таким образом, в настоящее время отсутствуют акты законодательства, регулирующие порядок проведения процедур закупок для строительства объектов, осуществляемого организацией полностью за счет собственных средств и без привлечения заемных средств, указанных в п. 3 приложения 1 к постановлению № 229 (абз. 34 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»). Поэтому их следует проводить в соответствии с локальными правовыми актами организации.

В случае же если строительство объекта осуществляется организацией полностью либо частично с привлечением заемных средств, указанных в п. 3 приложения 1 к постановлению № 229, процедуры закупок для такого объекта, в том числе процедуру закупки услуг по технадзору, необходимо осуществлять в соответствии с нормами постановления № 229.

1013 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме