Вы на портале
Нормативное регулирование

Корректировка законодательства о государственных закупках в строительстве

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.2021 № 564

10 октября 2021 г. вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.10.2021 № 564 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 564), которым определен специальный порядок государственных закупок в строительстве путем внесения изменений и дополнений в ряд постановлений Совета Министров. 

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1440 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Справочно.
С текстом постановления № 564 можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3db7IDv.

Изменение условий договора и дополнительные работы

Одним из проблемных вопросов применения законодательства о государственных закупках (далее — госзакупки) в строительстве являются дополнительные работы. 

Напомним, что основной нормой, определяющей понятие «дополнительные работы», является п. 3 ст. 698 ГК, согласно которому подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику. 

То есть «дополнительные работы» — это неучтенные в проектной документации  (далее — ПД) работы, влекущие увеличение сметной стоимости строительства.

Более подробное определение дополнительных работ установлено в п. 12 Положения № 1553, согласно которому работы, не предусмотренные ПД, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена разработчиком ПД на основании двухстороннего акта, подписанного заказчиком и разработчиком ПД, являются дополнительными работами.

То есть для отнесения работ к «дополнительным» должно быть выполнено 3 условия одновременно:

— наличие ПД, разработанной по стадии «Строительный проект»;

— необходимость выполнения работ возникла в процессе строительства;

— подтверждение необходимости выполнения таких работ, подтвержденной актом, подписанным заказчиком и разработчиком ПД.

Напомним, что не допускается изменение условий договора при его исполнении в части предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), порядка оплаты, сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цены договора, ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора (п. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее — Закон № 419-З).

Исключение составляют случаи, установленные ч. 2 п. 1 ст. 25 Закона № 419-З, а также Советом Министров Республики Беларусь. 

Случаи допустимых изменений условий договора госзакупки отражены в подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — постановление № 395). До принятия постановления № 564 применимым в случае возникновения дополнительных работ случаем, указанным в постановлении № 395, являлся случай изменения объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 10 %. Однако не всегда стоимость дополнительных работ укладывалась в установленный предел.

Постановлением № 564 внесено дополнение в подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, согласно которому допускается изменение предмета госзакупки и требований к предмету госзакупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) в случае возникновения потребности в приобретении дополнительных работ, не предусмотренных ПД, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена двухсторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком ПД. 

Справочно.
Стоимость дополнительных работ определяется в соответствии с Положением № 1553.

Указанное дополнение позволит решить вопрос с изменением предмета договора и его цены в случае строительства объекта и выполнения отдельных видов строительно-монтажных работ. Не подпадают под данное исключение строительные работы, для которых не разрабатывается ПД, в частности работы по текущему ремонту. 

Урегулировав отношения между заказчиком и подрядчиком, законодатель оставил открытым вопрос об источниках финансирования работ (услуг) разработчика ПД, связанных с возникновением дополнительных работ: расчет стоимости дополнительных работ и внесение (при необходимости) изменений в ПД. 

Обеспечение исполнения договора

Согласно п. 1 ст. 26 Закона № 419-З договор может, а в случаях, установленных законодательством, должен содержать условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения обязательств по до-говору. 

Постановлением № 564 п. 1 постановления № 395 дополнен подп. 1.10, в соответствии с которым в случае приобретения работ (услуг) для строительства объекта в договор включается обязательное условие о предоставлении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения исполнения обязательств по договору, за исключением бюджетных организаций. Размер обеспечения исполнения обязательств должен составлять в случаях, если цена договора меньше ориентировочной стоимости предмета госзакупки:

— на 10–15 %, — 15 % ориентировочной стоимости предмета госзакупки;

— более чем на 15 %, — 30 % ориентировочной стоимости предмета госзакупки.

В случае, если договором предусмотрена выплата аванса, размер такого обеспечения по договору должен составлять не менее 50 % размера аванса. 

Нормы постановления № 564 корреспондируются с нормами п. 2 ст. 26 Закона № 419-З в части размеров обеспечения исполнения обязательств. 

Также в ч. 2 п. 1 ст. 26 Закона № 419-З предусмотрено два вида обеспечения обязательств по договору: банковская гарантия и/или перечисление заказчику денежных средств. 

При этом перечисление денежных средств должно быть произведено участником-победителем на расчетный счет заказчика до заключения договора, а банковская гарантия должны быть представлена не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора.

В договоре обязательно должно быть указано условие о сроках и порядке возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения обязательств по договору, и/или банковской гарантии (п. 6 ст. 24 Закона № 419-З).

Дополнительные требования к участникам

Постановлением № 564 внесены дополнения в перечень требований к участникам. Так, например, для общестроительных работ по возведению зданий установлены следующие требования:

— способность участника выполнить работы (оказать услуги) на сумму не менее 50 % стоимости работ (услуг), составляющих предмет госзакупки, собственными силами, в том числе силами дочерних унитарных предприятий, дочерних хозяйственных обществ, иных юридических лиц, входящих с участником в состав одного холдинга;

— наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене  договоров на выполнение работ (оказание услуг), составляющих предмет госзакупки, или аналогичных работ (услуг) не менее 3 лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника);

— деловая репутация участника, которая подтверждается не менее чем 3 положительными отзывами о качестве и соблюдении сроков выполнения сопоставимых по цене работ (оказания услуг), составляющих предмет госзакупки, или аналогичных работ (услуг) за последние 3 года.

Справочно.
Под сопоставимой ценой понимается стоимость выполненных работ не менее 75 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.

По нашему мнению, к проблемным вопросам применения данных норм можно отнести релевантность представленных документов, то есть степень их соответствия нуждам заказчика. Например, способность участника выполнить работы подтверждается документом, подписанным участником, о выполнении работ (оказании услуг), составляющих предмет госзакупки, собственными силами. При этом заказчик, вероятнее всего, не будет иметь возможности ни подтвердить, ни опровергнуть полученную информацию. 

Критерии оценки предложений

Постановлением № 564 внесены дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов» (далее — постановление № 449). 

Напомним, что в постановлении № 449 критерии оценки делятся на две группы: стоимостная и нестоимостная. Для работ (услуг) по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающих выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и ПД, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ, определено, что удельный вес стоимостной группы оценок должен составлять не менее 30, а для нестоимостной группы — не более 70. 

Нестоимостная группа критериев оценки для строительной отрасли дополнена следующими критериями:

— условия предоставления аванса;

— общая цена договоров, соответствующих предмету госзакупки, или аналогичных, исполненных участником за последние 3 года. 

Ранее, до принятия постановления № 564, уже был установлен нестоимостной критерий оценки предложений «наличие подтвержденного положительного опыта работы, связанного с предметом государственной закупки». Критерий «общая цена договоров за последние 3 года» фактически является одним из подтверждений опыта работы. 

Таким образом, опыт работы участника получает оценку дважды.

Действие постановления № 564 во времени

Постановление № 564 в части изменений и дополнений, действующих для строительной отрасли, не распространяется на закупки, начатые до его вступления в силу. Закупка считается начатой со дня принятия решения о ее проведении. 

Согласно ст. 1 Закона № 419-З государственная закупка — приобретение товаров (работ, услуг) полностью или частично за счет бюджетных средств и/или средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств, и отношения, связанные с исполнением договора госзакупки. 

Таким образом, действие постановления № 564 не распространяется на договоры госзакупки, заключенные до 10.10.2021.

1440 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме