Квалификационные требования к участникам до 01.07.2021
Согласно п. 20 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение № 88), применительно к строительным работам до 01.07.2021 применялись следующие квалификационные требования:
— наличие аттестата соответствия, дающего право осуществлять деятельность по предмету заказа, выданного в случаях и порядке, установленных законодательством;
— подтверждение наличия сотрудников участника, привлекаемых для выполнения предмета заказа, имеющих квалификационный аттестат, выданный в установленном порядке;
— наличие у участника опыта в выполнении аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему, подтверждаемого в порядке, установленном организатором подрядных торгов;
— деловая репутация участника (отзывы заказчиков о качестве и соблюдении сроков выполнения работ, предусмотренных в соответствии с договором);
— производственно-технический потенциал участника (наличие или возможность аренды (с документальным подтверждением) требуемых основных средств, в том числе специального оборудования (машин и механизмов), их состояние, использование прогрессивных технологий и др.);
— наличие системы менеджмента качества, подтвержденной сертификатом соответствия, выданным в Национальной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь;
— наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия работ;
— сведения об изменениях, вносимых в наименование участника, правопреемстве, периоде осуществления строительной деятельности.
Этот же перечень требований применялся при проведении закупок работ по текущему ремонту.
Справочно.
До 01.07.2021 закупки в строительстве за счет бюджетных и приравненных к ним средств осуществлялись согласно:
— Указу Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве»;
— Положению № 88.
В соответствии с подп. 1.6 п. 1 ранее действовавшего Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» проведение подрядных торгов не являлось обязательным при закупке работ по текущему ремонту, а основной процедурой закупки таких работ были переговоры.
Поскольку согласно п. 65 Положения № 88 проведение предварительного квалификационного отбора участников не являлось обязательным, то его и не проводили. Однако зачастую квалификационные требования к участникам отражали в документации для переговоров в других разделах, чаще всего в том, где описывался предмет закупки.
Квалификационные требования к участникам после 01.07.2021
В соответствии с абз. 6 п. 1 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон № 419-З) приглашение к участию в процедуре государственной закупки должно содержать в том числе требования к участникам, включая перечень документов и/или сведений для их проверки.
Перечень требований к участникам содержится в п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.
Так, в настоящее время применяются следующие требования (с учетом того, что предметом закупки являются работы (услуги) по текущему ремонту):
— соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе ИП, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки;
— отсутствие у юридического лица или ИП задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. Данное требование не распространяется на юридическое лицо или ИП, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
— юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, не должно быть включено в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок;
— юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, работник (работники) таких юридического лица или ИП не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и/или подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений;
— юридическое лицо или ИП не должны являться заказчиком (организатором) проводимой процедуры государственной закупки;
— юридическое лицо не должно находиться в процессе ликвидации, реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), ИП не должен находиться в стадии прекращения деятельности;
— в отношении юридического лица или ИП не должно быть возбуждено производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве). Данное требование не распространяется на юридическое лицо, ИП, находящихся в процедуре экономической несостоятельности (банкротства), применяемой в целях восстановления платежеспособности (в процедуре санации);
— юридическое или физическое лицо, в том числе ИП, должно обладать правомочиями на реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг) на территории Республики Беларусь с использованием товарных знаков и знаков обслуживания.
Обращаем внимание, что заявление об отсутствии задолженности по налогам и сборам и о невключении в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок, участник включает в свое предложение, а заказчик проверяет достоверность этих заявлений в Интернете на сайтах:
— Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по короткой ссылке bit.ly/3B4719n;
— Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) по короткой ссылке bit.ly/2ZUUM1f.
Квалификационные требования и текущий ремонт
Согласно ст. 1 ТК квалификация — это признание освоенных знаний, умений и полученного опыта, необходимых для осуществления трудовой деятельности, подтвержденное установленными законодательством видами документов.
По нашему мнению, данную формулировку можно применить и к юридическому лицу. Ведь заказчик текущего ремонта, выдвигая требования к участнику, хочет получить подтверждение того, что участник в лице своих работников уже обладает умениями и опытом, например, ровно поштукатурить стены и поклеить обои.
Рассматривая с этой точки зрения перечень требований ст. 16 Закона № 419-З, отметим, что почти все перечисленные требования не относятся к квалификационным. Исключение составляет норма о соответствии участника требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе ИП, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки. При этом ключевыми словами являются «установленным законодательством».
В письме МАРТ от 24.06.2021 № 14-01-10/1598 К «О закупках для строительства» в разделе «Требования к участникам» подчеркивается, что недопустимо предъявлять к участникам требования, не предусмотренные законодательством. При этом в качестве допустимых требований, предусмотренных законодательством, в письме указывается на случаи лицензирования отдельных видов деятельности и аттестации соответствия в строительстве.
Справочно.
Вопросы аттестации в строительстве регламентированы:
— постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее — постановление № 252);
— постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений» (далее — постановление № 25).
Постановлением Минстройархитектуры от 14.09.2021 № 81 скорректированы нормы постановления № 25. Ознакомиться с текстом изменений можно по короткой ссылке bit.ly/3a048uq.
Случаи лицензирования применительно к текущему ремонту нам неизвестны.
Аттестаты соответствия и текущий ремонт
На сайте МАРТ в разделе «Обзор практики рассмотрения жалоб комиссией МАРТ» (ссылка доступа — bit.ly/3uHCgEL) размещен материал «Установление не предусмотренных законодательством требований к участникам при закупке услуг по текущему ремонту» (ссылка доступа — bit.ly/2ZUVfR3), посвященный рассмотрению жалобы участника процедуры закупки.
Справочно.
С «правилами» подачи жалобы по процедуре государственной закупки можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3FgFvYz.
С примерами типичных ошибок, допускаемых при обжаловании процедур государственных закупок, можно ознакомиться по короткой ссылке bit.ly/3Bg4J7m.
Суть жалобы
Заказчик объявил процедуру запроса ценовых предложений на закупку работ по текущему ремонту наружной отделки фасада административного здания.
Для участников были установлены требования, в числе которых — предоставление копий аттестатов и сертификатов соответствия на выполняемые виды работ.
Позиция участника закупки
Заказчиком в нарушение абз. 2 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З в документах процедуры запроса ценовых предложений установлены требования к участникам процедуры государственной закупки, не предусмотренные законодательством, а именно требование о предоставлении копий аттестатов и сертификатов соответствия на выполняемые виды работ.
Позиция заказчика
1. Требование о предоставлении копий аттестатов и сертификатов соответствия на выполняемые виды работ было установлено в соответствии с Положением об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденным постановлением № 252 (далее — Положение).
2. Устройство фасадных систем теплоизоляции и облицовка фасадов зданий (указано в перечне закупаемых работ) входит в перечень отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), для выполнения которых требуются запрашиваемые документы (подп. 7.10 п. 7 приложения 1 к Положению).
Решение комиссии
Справочно.
Жалобы рассматривает комиссия по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок, созданная приказом Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 11.09.2017 № 149.
Комиссия признала жалобу обоснованной.
В обосновании принятого решения содержится ссылка на официальную позицию Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь. Также указано следующее обоснование:
1. Согласно ст. 1 Закона № 300-3 текущий ремонт — это совокупность работ, в том числе строительно-монтажных, пусконаладочных, и мероприятий по предупреждению износа, устранению мелких повреждений и неисправностей, улучшению эстетических качеств объекта, выполняемых в том числе с применением новых материалов и технологий.
Перечень работ, относящихся к текущему ремонту, определен Приложением А к ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию».
2. В случае выполнения работ по текущему ремонту не требуется получение аттестатов соответствия, разработка проектной документации. Выполнение строительно-монтажных работ по текущему ремонту осуществляется на основании дефектного акта и сметы.
3. Случаи обязательного наличия свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля и сертификатов соответствия установлены в ст. 7 п. 4 ТР 2009/013/BY «Здания и сооружения, строительные материалы и изделия. Безопасность». Согласно ст. 1 данного документа обязательной оценке системы производственного контроля подлежат строительные работы, выполняемые при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации зданий и сооружений 1–4 класса сложности.
Следовательно, для выполнения работ при текущем ремонте аттестат соответствия, свидетельство о технической компетентности системы производственного контроля и сертификаты соответствия не требуются.
С учетом изложенного комиссия установила в действиях заказчика нарушение абз. 2 п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, выразившееся в установлении к участникам требований, не предусмотренных законодательством.
Отметим прецедентный характер данного решения. Оно означает, что практика может поменяться, только если в законодательство будут внесены изменения, предусматривающие обязательность сертификатов соответствия при текущем ремонте.
На сегодняшний день требовать указанные документы у участников процедуры государственной закупки работ (услуг) на выполнение текущего ремонта незаконно.
Применение норм ранее действовавшего законодательства
Возникает вопрос: можно ли применять квалификационные требования, изложенные в Положении № 88, в процедурах государственных закупок?
Для ответа на этот вопрос приведем решение комиссии от 17.08.2021.
Суть жалобы
Участник обжаловал в комиссию следующие требования к участникам, установленные заказчиком в документах запроса ценовых предложений:
— наличие специального оборудования (инструментов), обеспечивающего выполнение работ (представляется в виде списка);
— наличие у участника опыта в выполнении аналогичных работ, сопоставимых по виду и объему выполняемых работ с 2018 по 2020 г.;
— наличие в случаях, установленных законодательством, декларации о соответствии или сертификата соответствия работ;
— предоставление информации об участии участника в качестве ответчика в судебных или арбитражных процессах, связанных с осуществлением строительной деятельности, с указанием предмета иска (невыполнение или ненадлежащее выполнение договорных обязательств, некачественное выполнение работ и др.) за последние 3 года.
Решение комиссии
Комиссия признала все требования заказчика незаконными, кроме требования о предоставлении декларации о соответствии или сертификата соответствия работ, поскольку в нем содержалась отсылка «в случаях, установленных законодательством».
Для нас данное решение также важно своим прецедентом. По сути, заказчик применил в документации запроса ценовых предложений нормы, содержащиеся в п. 20 Положения № 88. Такая практика была признана комиссией незаконной.
На основании изложенного отметим, что применение квалификационных требований, предусмотренных в Положении № 88 для проведения процедур государственных закупок, является неправомерным.
Выводы
1. При проведении процедур государственных закупок к участникам можно предъявлять только требования, изложенные в п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.
2. При закупках работ (услуг) по текущему ремонту нельзя предъявлять требования о наличии у участника аттестатов соответствия, свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля и сертификатов соответствия.
3. Иные требования, которые ранее действовавшее законодательство относило к квалификационным, также предъявлять к участникам незаконно.