Содержание:
Описание ситуации
Рассмотрим случай, когда в результате проведения государственной закупки заказчиком был выбран победитель и с ним заключен договор государственной закупки на выполнение проектных и изыскательских работ.
Указанный договор был исполнен подрядчиком, проектная документация прошла государственную экспертизу и утверждена в установленном порядке. После чего заказчик провел процедуру государственной закупки, выбрал подрядчика для строительства объекта и приступил к строительству.
После начала строительства возникла необходимость во внесении изменений в проектную документацию.
Нормы, регулирующие внесение изменений в проектную документацию
Основные нормативные документы:
Согласно Закону № 300-З внесение изменений в проектную документацию производится:
- в связи с изменением технико-экономических показателей объекта, в том числе с увеличением стоимости строительства (п. 4 ст. 32 Закона № 300-З);
- в соответствии с измененными и (или) введенными в действие техническими нормативными правовыми актами по усмотрению заказчика (застройщика) (п. 8 ст. 51 Закона № 300-З);
- в связи с обнаруженными недостатками в проектной документации или недостоверными исходными данными, представленными заказчиком (п. 8 ст. 51 Закона № 300-З).
Согласно п. 35 Положения № 1476 внесение изменений в утвержденную проектную документацию, связанных с принятием актов законодательства, выполнением дополнительных вариантов проектных решений, выявлением в ходе строительства объекта дополнительных объемов работ, производится по предложению заказчика проектной документации.
Из данной нормы следует, что причин внесения изменений в проектную документацию может быть три:
- принятие актов законодательства;
- выполнение дополнительных вариантов проектных решений;
- выявление в ходе строительства дополнительных объемов работ.
ТКП 295 также предусматривает случай внесения изменений в проектную документацию. Согласно п. 4.15 этого документа при закупке оборудования с техническими характеристиками и параметрами, отличающимися от приведенных в спецификациях оборудования, в разработанную проектную документацию вносятся изменения по поручению заказчика на договорной основе.
Таким образом, случаи внесения изменений в проектную документацию содержатся в различных нормативных актах, и их перечень не является исчерпывающим.
Справочно.
Во всех случаях внесение изменений в проектную документацию производится по решению заказчика (застройщика).
При этом в обязанности проектировщика входит извещение заказчика о необходимости внесения таких изменений. Так, согласно подп. 26.4 п. 26 Правил заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 (далее – Правила № 297), одна из обязанностей подрядчика, разработавшего проектную документацию, ‒ извещать заказчика о необходимости пересмотра ранее утвержденной проектной документации или отдельных проектных решений, возникшей при осуществлении авторского надзора за строительством.
Проведение процедуры закупки
В случае принятия заказчиком решения о внесении изменений в проектную документацию требуется проведение процедуры закупки.
Исключением является только случай внесения изменений в связи с обнаруженными недостатками в проектной документации (п. 8 ст. 51 Закона № 300-З). В соответствии с п. 59 Правил № 297 недостатки в проектной документации, допущенные по вине подрядчика и выявленные в процессе строительства объекта, подлежат устранению подрядчиком за свой счет в согласованные сторонами сроки.
Во всех остальных случаях требуется проведение процедуры закупки с соблюдением требований законодательства о государственных закупках.
Во исполнение требований ст. 19 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) заказчик должен включить работы по внесению изменений в проектную документацию в годовой план государственных закупок. В случае включения таких работ в сформированный годовой план заказчик вносит в него изменение и размещает его на электронной торговой площадке в установленные Законом № 419-З сроки.
Определение вида процедуры закупки
Согласно общему правилу п. 2 ст. 18 Закона № 419-З вид процедуры государственной закупки определяется исходя из ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах), указанной в годовом плане государственных закупок, с учетом требований, установленных в Законе № 419-З.
Законодатель установил исключение из общего правила. На основании абз. 6 подп. 1.9 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"» (далее – постановление № 395) при осуществлении государственных закупок заказчик (организатор) вправе провести процедуру закупки из одного источника работ (услуг) по внесению изменений в предпроектную (предынвестиционную), проектную документацию у ее разработчика.
Справочно.
У подрядчика – разработчика проектной документации в общем случае нет обязательств по выполнению работ по внесению изменений в разработанную им проектную документацию. В случае, если подрядчик откажется от участия в процедуре закупки и заключения договора, заказчик должен провести процедуру закупки проектных работ, руководствуясь общим правилом п. 2 ст. 18 Закона № 419-З.
Таким образом, заказчик может воспользоваться предоставленным правом и приобрести работы по внесению изменений в проектную документацию по процедуре закупки из одного источника.
Соблюдение требований к проведению процедуры закупки из одного источника
Несмотря на указание на конкретного участника процедуры закупки из одного источника, требуется соблюдение общих требований к проведению этой процедуры.
Изучение конъюнктуры рынка
В соответствии с ч. 1 п. 3 ст. 49 Закона № 419-З для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) при проведении процедуры закупки из одного источника заказчик (организатор) проводит изучение конъюнктуры рынка в порядке, установленном уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.
Министерство антимонопольного регулирования и торговли в письме от 09.11.2020 № 14-01-06/3081К «О разъяснении законодательства» (далее – письмо № 14-01-06/3081К) разъяснило, что во всех случаях проведения процедуры закупки из одного источника необходимо проведение изучения конъюнктуры рынка.
Порядок проведения процедуры закупки из одного источника определен постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 30 «О проведении процедуры закупки из одного источника» (далее ‒ постановление № 30).
В Законе № 419-З и постановлении № 30 не предусмотрено исключений из правила об обязательном проведении изучения конъюнктуры рынка.
Требования к участнику
Следующее требование законодательства, которое необходимо соблюсти при проведении процедуры закупки из одного источника работ по внесению изменений в проектную документацию, ‒ это предъявление к участнику требований, предусмотренных в п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.
Справочно.
В письме № 14-01-06/3081К уполномоченный государственный орган отмечает, что при направлении предложения о заключении договора государственной закупки заказчику необходимо требовать предоставления потенциальным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сведений, предусмотренных п. 2 ст. 16 Закона № 419-З.
Одно из требований к участникам, содержащееся в п. 2 ст. 16 Закона № 419-З, ‒ это соответствие дополнительным требованиям к участникам, если такие требования предусмотрены абз. 7 ст. 9 Закона № 419-З.
Справочно.
Оценка участника на соответствие дополнительным требованиям не требуется, если ориентировочная стоимость предмета государственной закупки составляет не более 1000 базовых величин.
Дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок отдельных видов товаров (работ, услуг) установлены в приложении 1¹ к постановлению № 395.
Для рассматриваемого случая такими дополнительными требованиями являются:
- способность участника оказать услуги на сумму не менее 50 % стоимости услуг, составляющих предмет государственной закупки, собственными силами;
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на оказание услуг, составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных услуг более 3 лет до даты получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника;
- деловая репутация участника, подтверждаемая не менее тремя положительными отзывами о качестве и соблюдении сроков оказания сопоставимых по цене услуг, составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных услуг.
Выполнение иных требований
Выполнение иных требований законодательства к проведению процедуры закупки из одного источника по внесению изменений в проектную документацию (определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, составление справки и др.), по нашему мнению, не имеет специфических особенностей по сравнению с иными случаями проведения указанной процедуры.
Выводы
Проведение процедуры закупки по внесению изменений в проектную документацию, как и любая другая процедура закупки, требует со стороны заказчика выполнения определенных действий: внесение предмета закупки в годовой план закупок, определение ориентировочной стоимости предмета закупки, выбор процедуры закупки и ее проведение, заключение договора.
Вместе с тем данная процедура закупки имеет и свои особенности: специальное нормативное регулирование, причины, по которым возникла необходимость произвести данную закупку, закрепление на законодательном уровне права провести закупку из одного источника у разработчика.