Вы на портале
Нормативное регулирование

Изменения в правилах проведения закупок в строительстве

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.06.2018 № 448 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 448) внесены изменения в ряд постановлений Совета Министров. В статье будут рассмотрены изменения, которые касаются закупок в строительстве.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1319 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Подпунктом 1.3 п. 1 постановления № 448 внесены очередные (восьмые по счету) изменения в Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве). Отметим сразу, что внесенные изменения и дополнения, по нашему мнению, не являются «судьбоносными» и носят в основном уточняющий характер. Рассмотрим самые важные из изменений.

Случаи проведения подрядных торгов в форме закрытого конкурса

Пункт 7 Положения о закупках в строительстве дополнен новым случаем проведения подрядных торгов в форме закрытого конкурса.

В соответствии с абз. 10 п. 7 Положения о закупках в строительстве подрядные торги (торги) в форме закрытого конкурса проводятся при размещении заказов по объектам строительства в рамках реализации инвестиционных проектов, финансируемым с привлечением внешних государственных займов и внешних займов, привлекаемых под гарантии Правительства Республики Беларусь, если международным договором, межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением либо иным документом, содержащим условия кредитования и (при необходимости) обязательства Правительства Республики Беларусь по этим займам, предусматривается данный порядок выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) и приобретения товаров (работ, услуг).

Справочно:
Согласно ст. 418 ГК в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели.

То есть условия кредитного договора либо иного соглашения, выдаваемого под гарантии Правительства Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта, должны прямо предусматривать проведение подрядных торгов в форме закрытого конкурса для размещения заказов.

Ранее подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 21.03.2008 № 168 «О некоторых мерах по реализации инвестиционных проектов, финансируемых за счет внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь» было предусмотрено, что юридические лица — резиденты Республики Беларусь, реализующие инвестиционные проекты, финансируемые за счет внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, включенные в перечень таких проектов, утверждаемый Советом Министров Республики Беларусь, при проведении закупок товаров (работ, услуг) для реализации данных инвестиционных проектов вправе не проводить конкурсы (иные виды процедур закупок), если международным договором, межбанковским соглашением, индивидуальным кредитным соглашением либо иным документом, содержащим условия кредитования при привлечении внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, предусмотрены специальные требования кредитора к порядку выбора поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, кредитный договор либо иное соглашение, выдаваемое под гарантии Правительства Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта, может содержать как указание на специальные требования к порядку выбора поставщика (подрядчика, исполнителя) (и в этом случае Положение о закупках в строительстве не применяется), так и указание на проведение подрядных торгов в форме закрытого конкурса, проводимого в порядке, установленном Положением о закупках в строительстве.

Закупки за счет собственных средств

Из Положения о закупках в строительстве исключен пункт 72, согласно которому закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств заказчиков, за исключением средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов (торгов), биржевых торгов, переговоров, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

Данное изменение внесено для приведения Положения о закупках в строительстве в соответствие с подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), в силу которого субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства не применяют установленные законодательством требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве в случае осуществления закупок без привлечения полностью или частично средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома, а также при осуществлении аварийно-восстановительного ремонта капитальных строений (зданий, сооружений).

Обращаем внимание, что ни норма подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7, ни исключение нормы п. 72 из Положения о закупках в строительстве не отменяют требование о проведении установленных процедур закупок в строительстве:

— при строительстве жилых домов при стоимости строительства 6 000 базовых величин и более;

— при строительстве объектов, финансируемых за счет средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, — при стоимости строительства 100 000 базовых величин и более.

Наличие разрешительной документации

Внесены дополнения в подп. 42.1 п. 42, подп. 43.1 п. 43, пп. 45, 46 и 54 Положения о закупках в строительстве, согласно которым подрядные торги на строительство объектов, на строительство жилья, инженерной и транспортной инфраструктуры, благоустройство и озеленение, на выполнение предпроектных, проектных и изыскательских работ и по выбору субподрядных организаций можно проводить при наличии разрешительной документации на строительство объектов, выданной в установленном законодательством порядке, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством получение разрешительной документации не требуется.

Целью данных изменений также является приведение Положения о закупках в строительстве в соответствие с нормами Декрета № 7.

Таким образом, подрядные торги можно проводить без наличия разрешительной документации в случае осуществления капитального ремонта, работ по технической модернизации объектов и, как и ранее, работ по текущему ремонту.

Справочно:
Согласно подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 субъекты хозяйствования при осуществлении экономической деятельности в сфере строительства выполняют строительные работы при капитальном ремонте, работы по технической модернизации объектов на основании проектной документации без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами.

Рассмотрение споров в строительстве

Внесены изменения в Положение о Межведомственной комиссии по проведению процедур закупок при строительстве, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.02.2007 № 224 (далее — Положение о комиссии).

В соответствии с ранее действовавшей редакцией п. 5 Положения о комиссии Межведомственная комиссия имела право рассматривать жалобы участников процедур закупок при строительстве до заключения договоров по результатам проведения процедур закупок при строительстве объектов стоимостью свыше 100 000 базовых величин.

Согласно изменениям, внесенным постановлением № 448 в Положение о комиссии, Межведомственная комиссия имеет право рассматривать жалобы участников процедур закупок при строительстве до заключения договоров по результатам проведения процедур закупок при строительстве объектов стоимостью свыше 100 000 базовых величин, финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

Таким образом, Межведомственная комиссия будет рассматривать споры участников процедур закупок при выполнении двух условий:

1) стоимость строительства объекта составляет более 100 000 базовых величин;

2) финансирование строительства объекта осуществляется за счет бюджетных и приравненных к бюджетным средств.

Резервирование средств

Коснулись изменения и Положения о порядке резервирования подрядчиком средств для обеспечения устранения результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта строительства, их учета, расходования, в том числе перечисления в местный бюджет, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.01.2014 № 299 (далее — Положение о резервировании).

Внесенные изменения напрямую не затрагивают процедуры закупок в строительстве, однако, по нашему мнению, должны учитываться при расчете цены предложения подрядчика.

Согласно новой редакции ч. 1 п. 2 Положения о резервировании средства для обеспечения исполнения обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, резервируются на период первых двух лет гарантийного срока эксплуатации объекта на специальном счете, открываемом подрядчиком по каждому объекту, либо едином специальном счете, открываемом подрядчиком по всем объектам в банке либо небанковской кредитно-финансовой организации.

Ранее средства резервировались на весь гарантийный срок.

Также внесены изменения в ч. 1 п. 5 Положения о резервировании: при отсутствии строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества по истечении первого года гарантийного срока эксплуатации объекта подрядчик вправе использовать по собственному усмотрению 50 % от суммы зарезервированных средств, по окончании второго года гарантийного срока — остаток зарезервированных средств и начисленные по ним проценты.

Таким образом, подрядчик в случае отсутствия претензий к качеству работ по истечении двух лет может полностью получить причитающуюся за выполненные работы сумму.

1319 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме