Дополнительные работы: правовое регулирование
Основными нормативными актами, регулирующими взаимоотношения сторон договора строительного подряда, являются ГК и Правила № 1450.
Так, подрядчик, обнаруживший в ходе строительства не учтенные в проектно-сметной документации работы и в связи с этим необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику (п. 3 ст. 698 ГК, абз. 17 п. 26 и п. 46 Правил № 1450).
В ином случае подрядчик лишается права требовать от заказчика оплаты выполненных им дополнительных работ и возмещения вызванных этим убытков, если не докажет необходимости немедленных действий в интересах заказчика, в частности в связи с тем, что приостановление работ могло привести к гибели или повреждению объекта строительства (п. 4 ст. 698 ГК).
При неполучении в течение 10 дней (если законодательством или договором не предусмотрен иной срок) от заказчика ответа на сообщение о необходимости проведения дополнительных работ подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. Заказчик, в свою очередь, освобождается от возмещения этих убытков, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ (п. 3 ст. 698 ГК, п. 46 Правил № 1450).
Таким образом, из приведенных норм следует определение термина «дополнительные работы» — это работы, не предусмотренные в проектной документации, необходимость выполнения которых влечет увеличение сметной стоимости строительства.
Справочно.
К дополнительным работам, приемка которых осуществляется с оформлением акта формы С-2а, относятся работы, соответствующие следующим критериям:
1) такие работы не предусмотрены проектной документацией на строительство объекта;
2) необходимость выполнения таких работ возникла в ходе строительства;
3) оплата таких работ осуществляется заказчиком за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты (ч. 3 п. 9 Инструкции № 29).
В случае согласия заказчика с необходимостью выполнения дополнительных работ их стоимость определяется разработчиком проектной документации на основании трехстороннего акта, подписанного заказчиком, подрядчиком и разработчиком проектной документации, и отражается в актах сдачи-приемки выполненных строительных и иных специальных монтажных работ (п. 12 Положения о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553), далее — Положение № 1553).
Справочно.
Порядок формирования стоимости дополнительных работ предусматривается договором строительного подряда (п. 12 Положения № 1553).
Подрядные торги или переговоры?
В соответствии с абз. 9 подп. 1.6 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223) в случаях заключения договоров на выполнение подрядчиком дополнительных работ, не учтенных в проектной, в том числе сметной, документации на строительство объекта, необходимость выполнения которых возникла в ходе исполнения договора стройподряда, с последующим внесением изменений в проектную, в том числе сметную, документацию в установленном законодательством порядке, проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов не является обязательным.
В случаях, предусмотренных в подп. 1.6 п. 1 Указа № 223, закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов (подп. 1.7 п. 1 Указа № 223).
То есть при закупке дополнительных работ заказчик должен выбрать в качестве процедуры закупки либо подрядные торги, либо переговоры. Логично предположить, что в подавляющем большинстве случаев заказчик выберет в качестве процедуры закупки переговоры.
Непредвиденные работы = дополнительные работы?
Вероятность возникновения дополнительных работ предусмотрена также регулирующими порядок ценообразования в строительстве нормами.
Так, согласно подп. 42.1.1 п. 42 Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составлению сметной документации ( утверждена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 03.12.2007 № 25) (далее — Инструкция № 25) отдельной строкой в сводный сметный расчет стоимости строительства в графу 9 с распределением по графам 3–8 включается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в процентах от суммы сметной стоимости работ и затрат, включенных в главы 1–12, в размере при двухстадийном проектировании (на стадии архитектурного проекта) на строительство, осуществляемое по индивидуальным проектам:
— объектов производственного назначения — 6,4 %;
— объектов непроизводственного назначения (кроме жилых домов), а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект, — 4,5 %;
— жилых домов — 3 %.
В соответствии с п. 44 Инструкции № 25 резерв средств на непредвиденные работы и затраты распределяется на две части, одна из которых остается в распоряжении застройщика, заказчика, а другая передается в распоряжение подрядных организаций.
Резерв средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемый подрядной организации из общей суммы резерва, составляет:
— 1,5 % — для объектов производственного назначения, а также инженерных сетей, дорог и благоустройства, на которые разрабатывается самостоятельный проект;
— 1 % — для объектов непроизводственного назначения, жилых домов.
Передаваемая подрядчику часть резерва может использоваться для возмещения затрат подрядных организаций, возникающих при производстве работ, в случае изменения по инициативе подрядной организации способов производства работ, замены механизмов, а также в установленном порядке отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в проектно-сметной документации, без ухудшения технических характеристик.
Часть резерва средств на непредвиденные работы и затраты, остающаяся в распоряжении заказчика, может расходоваться:
— на оплату дополнительных работ, вызванных уточнением заказчиком в установленном порядке на стадии строительного проекта по сравнению с архитектурным проектом объемно-планировочных показателей и технологических решений, уточнением конструктивных решений, а также заменой по инициативе заказчика в установленном порядке отдельных строительных конструкций и материалов, предусмотренных в рабочих чертежах;
— уточнение стоимости при выявлении в процессе строительства работ, не учтенных в рабочих чертежах и сметной документации;
— оплату других работ и затрат, которые подлежат возмещению согласно нормативным правовым актам за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты.
Размер средств из резерва на непредвиденные работы и затраты, передаваемых заказчиком подрядчику, устанавливается в договоре подряда, но не может превышать размер средств, рассчитанных по нормативам, установленным в Инструкции № 25.
Пример из судебной практики:
В ходе проведенной контрольным органом проверки было установлено, что в нарушение п. 44 Инструкции № 25 в актах приемки выполненных работ резерв средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемый подрядной организацией из общей суммы резерва по объекту, определялся подрядчиком в размере 1,5 % вместо положенного 1 %.
Излишне переданные подрядчику средства являются суммой завышения стоимости строительства и по решению экономического суда взысканы с подрядчика как неосновательное обогащение.
Когда корректируем смету?
Если стоимость дополнительных работ превысит размер средств, зарезервированных в соответствии с нормами Инструкции № 25, необходима корректировка сметы.
В случае обоснованного увеличения в процессе строительства стоимости отдельных объектов, работ и расходов <…> компенсация этого увеличения производится за счет средств на непредвиденные работы и затраты и других статей в пределах стоимости строительства в целом (п. 38 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении (утверждена постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51).
Важно!
Средства на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные сводным сметным расчетом, не должны учитываться при формировании цены предложения подрядчика.
В случае исчерпания общей сметной стоимости строительства объекта или внесения изменений в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, осуществляется корректировка сметной стоимости строительства с повторным утверждением проектно-сметной документации в установленном порядке.
Каковы действия подрядчика и заказчика до закупки?
Суммируя приведенные выше нормы, можно сформулировать следующий порядок действий подрядчика и заказчика при обнаружении необходимости выполнения дополнительных работ.
Справочно.
При внесении изменений в утвержденную проектную документацию требуется повторное ее согласование и утверждение в соответствии с Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным постановлением Совмина от 08.10.2008 № 1476.
1. Подрядчик обязан информировать заказчика о необходимости выполнения дополнительных работ (п. 3 ст. 698 ГК).
Если подрядчик не информирует заказчика об обнаружении дополнительных работ, то он потеряет право на их оплату. Однако если стоимость дополнительных работ не превышает размер резерва средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемых подрядной организации из общей суммы резерва в соответствии с Инструкцией № 25, то даже при соблюдении порядка информирования заказчика в соответствии с п. 3 ст. 698 ГК подрядчик не получит дополнительной оплаты.
2. Если стоимость дополнительных работ, определенная разработчиком проектной документации, превышает резерв средств на непредвиденные работы и затраты, передаваемых подрядчику по условиям договора, но не превышает размер зарезервированных средств на непредвиденные работы и затраты, оставшихся в распоряжении заказчика, заказчик принимает решение о финансировании дополнительных работ и проведении процедуры закупки.
3. Если стоимость дополнительных работ, определенная разработчиком проектной документации, превышает резерв средств на непредвиденные работы и затраты, предусмотренные в сметной документации, заказчик заказывает разработчику сметной документации корректировку сметы и при необходимости проводит повторное утверждение проектной документации в установленном порядке.
Подпункт 1.7 Указа № 223 — новая проблема?
По договору стройподряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные и иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену (п. 1 ст. 696 ГК).
Согласно п. 1 ст. 697 ГК риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, составляющего предмет договора строительного подряда, до приемки этого объекта заказчиком несет подрядчик.
Из приведенных норм следует, что до сдачи объекта заказчику за него полностью отвечает подрядчик. Однако после вступления в силу подп. 1.7 п. 1 Указа № 223, обязывающего проводить процедуры закупок дополнительных работ, возникла следующая проблема.
В случае проведения процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства возможно, что победителем будет выбрана иная организация (подрядчик 2), чем та, с которой у заказчика заключен договор подряда (подрядчик 1).
Для выполнения работ на объекте заказчик должен передать объект подрядчику 2. Но заказчик не может это сделать, поскольку объект находится у подрядчика 1 и он несет все риски. Между подрядчиком 1 и подрядчиком 2 нет договорных отношений, в рамках которых можно передать объект для проведения дополнительных работ.
Таким образом, до передачи объекта подрядчику 2 заказчик должен принять этот объект у подрядчика 1 в незавершенном виде, передать объект подрядчику 2, принять его обратно после выполнения дополнительных работ и снова передать подрядчику 1 для продолжения работ.
При выполнении указанного алгоритма действий необходимо также решать вопросы гарантийных обязательств для каждого из выполнявших работы субъектов.
Очевидно, что соблюдение требований законодательства о закупках в данном случае приводит к затягиванию сроков выполнения работ и, соответственно, сдачи объекта.
Разъяснение Минстройархитектуры
Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь в письме от 28.10.2019 № 04-3-05/14559 «О некоторых вопросах проведения процедур закупок при строительстве» (далее — письмо № 14559) разъяснило вопросы проведения закупок дополнительных работ при строительстве, в частности:
— проведение подрядных торгов или переговоров при размещении заказа на выполнение дополнительных работ является обязательным;
— по усмотрению заказчика для выполнения дополнительных работ на объекте возможно привлечение иных подрядных организаций, и по результатам процедур закупок необходимо заключить новый договор строительного подряда;
— для выполнения дополнительных работ заказчик вправе привлекать подрядную организацию, с которой заключен договор подряда на данном объекте, и по результатам процедур закупок заключить дополнительное соглашение к договору в установленном порядке.
В письме № 14559 отмечено, что на основании п. 62 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов в организации и проведении переговоров принимают участие организатор переговоров и участник (участники).
Таким образом, при закупке дополнительных работ регулятор предлагает проводить процедуру переговоров с одним участником.
Данная рекомендация означает, что даже в случае проведения переговоров с одним участником заказчик должен:
— подготовить решение (приказ, распоряжение или иной документ) о размещении соответствующего заказа на основе переговоров;
— разработать документацию для переговоров, проект соответствующего договора;
— направить приглашение участнику;
— провести заседание конкурсной комиссии;
— получить и оценить представленное предложение участника;
— оформить по результатам проведения переговоров протокол;
— известить участника в электронной форме о результатах их проведения.
В результате таких действий с подрядчиком будет заключено дополнительное соглашение к договору подряда. Отметим, что до 1 июля 2019 г. данное соглашение можно было подписать без проведения процедуры переговоров.
В заключение отметим, что регулирование общественных отношений в области строительства должно учитывать не только необходимость усиления конкуренции посредством проведения процедур закупок, но также возможность и целесообразность реализации разрабатываемых законодательных норм в реальных условиях ведения бизнеса.