Вправе ли участник направить организатору закупки протокол разногласий к проекту договора?
Ситуация: Организация запросила у организатора подрядных торгов конкурсную документацию. В составе представленной последним документации был проект договора строительного подряда, с отдельными условиями которого потенциальный участник не согласен.
Как в такой ситуации поступить организации — потенциальному участнику? Вправе ли она направить организатору закупки протокол разногласий к проекту договора?
Абзацем 6 ч. 2 п. 32 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение № 88), установлено требование к содержанию раздела конкурсной документации «Порядок представления участником конкурсного предложения». Так, данный раздел кроме прочих требований должен содержать условие о внесении изменений и/или дополнений (если таковые имеются) в представленный организатором процедуры закупки проект договора, если такая возможность предусмотрена организатором также в разделе «Условия проведения подрядных торгов».
Подпункт 33.2 п. 33 Положения № 88 предусматривает обязательное наличие в составе конкурсной документации проекта договора строительного подряда, соответствующего законодательству, в том числе в части документального оформления сдачи-приемки выполненных работ.
Аналогичная норма предусмотрена также и при проведении процедур подрядных торгов, торгов и процедур переговоров при выборе подрядчиков, поставщиков товаров при строительстве, исполнителей, а именно:
— в требованиях к составу конкурсной документации при выборе подрядчика на выполнение проектных и изыскательских работ (подп. 42.2 п. 42 Положения № 88);
— в требованиях к составу конкурсной документации при выборе поставщика товаров при строительстве (п. 51 Положения № 88);
— в требованиях к составу конкурсной документации при проведении процедур подрядных торгов по выбору субподрядчиков (п. 56 Положения № 88);
— при проведении процедур подрядных торгов по выбору инженерной организации для оказания инженерных услуг и поручения ей выполнения определенных действий от собственного имени или от имени инвестора, застройщика, заказчика (п. 60 Положения № 88);
— при проведении процедур переговоров (абз. 7 п. 68 Положения № 88).
Следует отметить, что ни Положение № 88, ни Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» не содержат определение термина «протокол разногласий».
Таким образом, предложение участника подрядных торгов (торгов, переговоров) должно содержать предложение о внесении изменений и/или дополнений (если таковые имеются) в предоставленный организатором закупки проект договора, если в конкурсной документации (документации для переговоров) организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) предусмотрена такая возможность (абз. 6 ч. 2 п. 32, п. 68 Положения № 88).
Оценка предложений участников проводится конкурсной комиссией (при создании таковой в соответствии с п. 63 Положения № 88) либо ответственным лицом (в случае назначения такового приказом руководителя организации) в установленном конкурсной документацией (документацией для переговоров) порядке с учетом критериев и методики, приведенных в ней. Так, критерии оценки для подрядных торгов/торгов определены в ч. 12 п. 36 Положения № 88, а обязательность их наличия в документации для переговоров — в абз. 19 п. 68 Положения № 88.
Справочно:
Документация для переговоров должна содержать критерии оценки победителя переговоров, их значимость и порядок определения такого победителя (абз. 19 п. 68 Положения № 88).
На основании п. 80 Положения № 88 в заключаемый договор включаются существенные условия, сформированные по результатам проведения подрядных торгов (торгов, переговоров). При заключении договора в него могут быть внесены по взаимному согласию сторон отдельные условия, которые не были предметом рассмотрения на подрядных торгах (торгах, переговорах), но не изменяющие их существенных условий.
Таким образом, заказчик обязан заключить договор строительного подряда с победителем подрядных торгов (торгов, переговоров) с учетом существенных условий, предложенных участником-победителем, указанных в его варианте проекта договора строительного подряда. При этом предложенные существенные условия не должны противоречить требованиям законодательства, а также требованиям конкурсной документации (документации для переговоров), условиям проекта договора, который, как отмечено выше, является неотъемлемой частью указанной документации.
Исходя из этого при наличии оснований, а именно записи в конкурсной документации (документации для переговоров) о праве участника внести свои предложения по проекту соответствующего договора, участник может это сделать. При отсутствии указанного участник принимает решение об участии в процедуре на условиях, изложенных в конкурсной документации (документации для переговоров), и соглашается с условиями проекта соответствующего договора, как следует из ч. 4 и 6 п. 36 Положения № 88 (по торгам, подрядным торгам), п. 75 Положения № 88 (по переговорам), либо не соглашается с такими условиями проекта договора и не участвует в закупке.
Таким образом, предложенный участником подрядных торгов (торгов, переговоров) вариант проекта договора, с которым данный участник был признан победителем, является неотъемлемой частью его конкурсного предложения (предложения для переговоров), оценка которого была проведена конкурсной комиссией (ответственным лицом) наряду с другими критериями, приведенными в соответствующих разделах конкурсной документации (документации для переговоров).
Из вышеизложенного следует, что протокол разногласий к заключаемому договору в рассматриваемой ситуации не составляется.
Стоимость строительства = стартовая цена предмета закупки?
Ситуация: В соответствии с проектной документацией стоимость строительства объекта составляет 400,00 руб. (условно). Заказчик объявляет стартовую цену, равную 200,00 руб.
Правомерны ли действия заказчика?
Пунктом 2 главы 1 Положения № 88 определены термины и даны их значения.
Так, согласно абз. 23 указанного пункта цена заказа — это стартовая цена строительства объектов, товаров (работ, услуг), предложенная организатором подрядных торгов (торгов, переговоров) на дату принятия решения о проведении подрядных торгов (торгов, переговоров).
Положением № 88 установлено обязательное условие проведения подрядных торгов и переговоров — указание в составе конкурсной документации цены заказа, применяемой в качестве стартовой, с возможностью внесения предложений о ее снижении (подп. 31.1 п. 31, абз. 7 ч. 3 п. 36, абз. 5 п. 68).
Отметим, что Положение № 88 не определяет порядок расчета стартовой цены. Такой порядок содержится в специальном нормативном правовом акте — в Положении о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» (далее — Положение № 1553).
Так, в соответствии с абз. 2 п. 2 Положения № 1553 цена заказчика — это стартовая цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), далее — строительство объекта), предложенная заказчиком для заключения договора строительного подряда, государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее — договор).
Пунктом 3 Положения № 1553 определено, что цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта, указанной заказчиком в задании на проектирование.
В случае, если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта составляет от 6 до 24 месяцев, цена заказчика пересчитывается на фактическую дату начала строительства этого объекта путем применения прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики, с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта с последующим применением прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики, в пределах нормативного срока строительства объекта согласно соответствующему календарному плану.
Если период с даты начала разработки сметной документации до даты фактического начала строительства объекта составляет более 24 месяцев, сметная документация по заданию заказчика подлежит пересчету с применением цен и тарифов на дату фактического начала строительства объекта с повторным прохождением государственной экспертизы в установленном порядке.
В соответствии с п. 4 Положения № 1553 цена предложения подрядчика формируется на основании предоставляемой заказчиком проектной, в том числе сметной, документации, составной частью которой является ведомость объемов работ и расхода ресурсов по форме согласно приложению 1 к Положению № 1553.
Из вышеизложенного следует, что если стартовая стоимость предмета закупки (200,00 руб.) рассчитана организатором с применением Положения № 1553, а для реализации права участников на внесение предложений по изменению стартовой цены заказа к конкурсной документации (документации для переговоров) кроме прочих обязательных приложений также прилагается расчет стартовой цены заказа, то указание на такую стартовую цену заказа (200,00 руб.) не будет являться неправомерным.