В ч. 4 ст. 11.16 КоАП установлена ответственность за не предусмотренное законодательством ограничение должностным лицом или индивидуальным предпринимателем, членом комиссии, созданной для проведения процедуры государственной закупки, доступа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) к участию в процедуре государственной закупки, в том числе посредством несоблюдения правил размещения информации о государственных закупках, иное нарушение порядка проведения государственной закупки на территории Республики Беларусь либо изменение должностным лицом заказчика (организатора) или индивидуальным предпринимателем условий договора, заключаемого по итогам процедуры закупки, если иное не предусмотрено актами законодательства, а равно уклонение ими от заключения договора по результатам процедуры закупки.
Анализ состава правонарушения указывает на то, что для привлечения к ответственности по данной статье не требуется наличие ущерба, достаточно формального отступления от обязательных норм законодательства.
Аналогичный вывод можно сделать и из анализа положений ст. 21.17 КоАП «Нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве».
Рассмотрим такие формальные отступления от требований законодательства при формировании комиссий на примере нарушений, зафиксированных в протоколах комиссии по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки, оператора официального сайта при осуществлении государственных закупок (далее — комиссия) при Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (ранее — при Министерстве торговли).
Несоблюдение численного состава членов комиссии
Комиссия рассмотрела жалобу на необоснованное отклонение предложения (протокол от 08.09.2016, 15.09.2016 № 4/8).
В ходе рассмотрения заказчиком представлен приказ «О создании комиссии» от 20.06.2016, из содержания которого усматривается, что комиссия заказчика по организации и проведению процедур закупок состоит из 4 человек. Тем самым заказчиком нарушен п. 8 Положения о комиссии, создаваемой заказчиком (организатором) при организации и проведении открытых конкурсов, закрытых конкурсов, электронных аукционов или процедур запроса ценовых предложений, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 № 778 (далее — Положение о комиссии), согласно которому в состав комиссии должно входить не менее 5 человек.
Комиссия постановила:
— обязать заказчика привести в соответствие с законодательством о государственных закупках документы по процедуре закупки;
— сформировать комиссию заказчика в соответствии с законодательством о государственных закупках;
— провести новую процедуру государственной закупки в соответствии с законодательством о государственных закупках.
Секретарь комиссии назначается из членов комиссии
Комиссия рассмотрела жалобу на неправомерный выбор победителя процедуры закупки (протокол от 12.01.2017 № 5).
При рассмотрении жалобы комиссия установила, что секретарь комиссии заказчика Иванова И.И. не является членом комиссии и подписывает протоколы как лицо, ответственное за их составление. Тем самым заказчиком нарушен п. 6 Положения о комиссии, в соответствии с которым секретарь (секретари) комиссии назначается из числа членов комиссии при утверждении ее персонального состава.
Комиссия постановила: обязать заказчика отменить процедуру государственной закупки и провести повторную процедуру в соответствии с законодательством о государственных закупках.
Изменения в порядке формирования комиссии в 2019 году
Согласно п. 5 Положения о комиссии по государственным закупкам, утвержденного постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 21.01.2019 № 7, председателем комиссии назначается руководитель заказчика (организатора) либо его заместитель.
Со вступлением в силу данного постановления (с 01.07.2019) нарушением может быть признано назначение председателем комиссии иного лица, помимо руководителя или его заместителя.
Обращаем внимание, что для закупок в строительстве продолжают действовать отдельные нормы постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее — постановление № 88) в части, не противоречащей законодательству о государственных закупках.
Так, на основании п. 13 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг), утвержденного постановлением № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве), в состав конкурсной комиссии включаются работники организатора подрядных торгов (торгов), в число которых входят юрист и специалисты по предмету заказа, а также при необходимости — работники соответствующего профиля других организаций и государственного органа (организации), в подчинении которых находится (в состав (систему) которых входит) организатор подрядных торгов (торгов) (при наличии согласия такого государственного органа (организации)).
Председатель, заместитель (заместители) председателя и секретарь конкурсной комиссии назначаются при утверждении персонального состава конкурсной комиссии.
Как видно, Положение о закупках в строительстве не устанавливает каких-либо специальных требований к кандидатуре председателя комиссии. На практике председателем комиссии может быть любое лицо. В ряде случаев известно, что возглавлять комиссию по закупкам при строительстве объектов поручали работнику юридической службы (юристу).
Также следует отметить, что Положение о закупках в строительстве не оговаривает периодичность изменения состава комиссии, кворум, устанавливая только его минимальную численность.
Вместе с тем отсутствие в составе комиссии юриста также является формальным отступлением от требований действующего законодательства.
Таким образом, по нашему мнению, при формировании комиссии по государственным закупкам при строительстве необходимо руководствоваться в первую очередь законодательством о государственных закупках, а во вторую очередь — Положением о закупках в строительстве (в части, не противоречащей законодательству о госзакупках).
Законность распоряжения бюджетными средствами представляет собой особое направление деятельности контролирующих органов. И отдельная роль при этом отводится работам комиссий по закупкам. Однако, по нашему мнению, неверным является формальный подход к нарушениям, совершенным членами комиссий. В случае возложения на членов комиссии обязанности по возмещению административных штрафов, налагаемых на субъекты хозяйствования, происходит фактическая подмена лица, привлекаемого к ответственности.