Содержание:
Нормативное регулирование
Согласно п. 1 ст. 700 ГК обязанности по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.
Как правило, закупки материалов для строительства осуществляет подрядчик.
Справочно.
Под исключение попадают случаи проведения заказчиком текущего ремонта, осуществления строительства хозяйственным способом либо случаи, когда заказчик по каким-либо причинам принимает решение о самостоятельной закупке материалов.
Как ранее отмечалось, законодательство обязывает заказчика закупать материалы в виде технологического оборудования лишь в одном случае. Речь идет о ч. 3 подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26), согласно которой в случае заключения договора строительного подряда закупка технологического оборудования осуществляется заказчиком с передачей его подрядчику в соответствии с графиком поставки материальных ресурсов, являющимся неотъемлемой частью договора строительного подряда.
При проведении заказчиком закупок материалов для строительства за счет бюджетных средств необходимо учитывать особенности норм законодательства о государственных закупках.
Описание предмета закупки заказчиком
В письме № 2180 регулятор обращает внимание, что при описании предмета государственной закупки в конкурсных документах, аукционных документах, документах, представляемых юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений, включая приглашение к участию в процедуре государственной закупки (далее ‒ документы, представляемые для подготовки предложений), заказчик должен руководствоваться требованиями ст. 21 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).
Речь идет прежде всего о п. 4 ст. 21 Закона № 419-З, в котором для рассматриваемого случая закупок в строительстве, по нашему мнению, наиболее важны два требования:
1) заказчик должен указывать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету государственной закупки, в том числе максимальные и (или) минимальные значения показателей (характеристик), а также значения показателей (характеристик), которые не могут изменяться;
2) заказчик должен не включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета государственной закупки.
Важно! При этом обязательным условием является включение в описание предмета государственной закупки слов «или аналог», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых применяются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения совместимости таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также при приобретении запасных частей и расходных материалов к товарам, используемым заказчиком, в соответствии с документацией на такие товары.
Невозможность использования аналогичных товаров должна быть обоснована заказчиком в документах, предоставляемых для подготовки предложения.
Для сложного случая закупки заказчиком технологического оборудования не существует безошибочного алгоритма действий с учетом необходимости выполнения требований норм Указа № 26 и Закона № 419-З. Проблема заключается в том, что фактически выбор товара (технологического оборудования) производится на этапе разработки предпроектной (предынвестиционной) документации. Проведение маркетинговых исследований и разработка технологического проекта на этом этапе сужают круг рассматриваемых предложений до конкретного оборудования и, соответственно, одного производителя.
В случае закупки заказчиком иных материалов, кроме технологического оборудования, требования к характеристикам материалов диктуются либо проектной документацией, либо иными документами, которыми руководствуется заказчик. Так, например, при проведении текущего ремонта таким документом является дизайн-проект.
В письме № 2180 сделан акцент на необходимости указания участниками конкретных характеристик товаров в предложении, направляемом для рассмотрения в процедуре закупки.
Содержание предложения участника регулируется следующими нормами:
- при проведении процедуры конкурса ‒ п. 2 ст. 34 Закона № 419-З;
- при проведении электронного аукциона – п. 2 ст. 41 Закона № 419-З;
- при проведении запроса ценовых предложений – п. 2 ст. 41 № 419-З.
При этом в случае государственной закупки товаров предложение участника должно содержать:
- конкретные показатели (характеристики), соответствующие требованиям документов процедуры закупки;
- указание на товарный знак, изобретение (при наличии);
- полезную модель (при наличии);
- промышленный образец (при наличии);
- селекционное достижение (при наличии);
- географическое указание;
- производителя (изготовителя) товара.
В письме № 2180 сделан акцент на том, что если установленные документами, представляемыми для подготовки предложения, требования не выполнены участником, то предложение такого участника подлежит отклонению как не отвечающее требованиям документов, представляемых для подготовки предложения.
Процедура или эффективность
На наш взгляд, указанная рекомендация отражает принцип «процедура превыше всего». Между тем при закупке сложного оборудования «граница» может проходить между мнением заказчика о том, что участником не выполнены требования документов на закупку, и тем, что заказчик не разобрался в представленном участником предложении.
Полагаем, Закон № 419-З дает заказчику возможность выбора линии поведения в таких случаях. Так, согласно ч. 4 п. 2 ст. 35 Закона № 419-З в случае проведения конкурса комиссия может посредством электронной торговой площадки обратиться к участнику с запросом о разъяснении предложения. Участник посредством электронной торговой площадки размещает ответ на запрос не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения запроса. При этом ответ на запрос не должен вносить изменения и (или) дополнения в предложение, за исключением исправления ошибок, включая арифметические, и (или) устранения неточностей по предложению заказчика (организатора).
Справочно.
Аналогичная норма содержится в п. 2 ст. 42 Закона № 419-З для проведения процедуры электронного аукциона и в п. 2 ст. 48 Закона № 419-З для проведения запроса ценовых предложений.
По нашему мнению, направление запроса для разъяснения предложения участника с целью последующего принятия решения о несоответствии либо соответствии предложения является более оптимальным алгоритмом для заказчика, который позволит повысить эффективность закупок, а также избежать возможных споров.
Выводы
1. Письмом № 2180 МАРТ обязывает заказчика в документах, представляемых для подготовки предложений для участия в процедурах государственных закупок, при описании предмета закупки руководствоваться ст. 21 Закона № 419-З:
— указывать показатели (характеристики), позволяющие определить соответствие приобретаемых товаров (работ, услуг) требованиям к предмету государственной закупки;
— не включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета государственной закупки;
— обязательно прописывать слово «аналог» при указании фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания.
2. МАРТ в письме № 2180 разъясняет, что участники процедур закупок обязаны указывать конкретные характеристики товаров в предложении, направляемом для рассмотрения в процедуре закупки. При несоблюдении данного требования заказчик вправе отклонить такое предложение как не соответствующее предмету закупки.