Вы на портале
Государственные закупки

Закупка технологического оборудования

Закупка технологического оборудования – суровое испытание для всех лиц, участвующих в закупках, но прежде всего для работников, непосредственно реализующих функции заказчика в ходе закупки. Это обусловлено в первую очередь значительной стоимостью предмета закупки, а также разным нормативным регулированием данного вопроса.

Рассмотрим основные моменты, которые необходимо учитывать в ходе такой закупки, ограничившись случаем закупки технологического оборудования при реализации строительного проекта.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

1874 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Определение термина «технологическое оборудование»

Прежде всего разберемся, что понимается под технологическим оборудованием.

Согласно подп. 2.178 п. 2 СТБ 1900-2008 «Строительство. Основные термины и определения», утвержденного постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 12.09.2008 № 46, технологическое оборудование — это машины, аппараты, установки, производящие промышленную продукцию и осуществляющие автоматическое управление технологическими процессами.

Еще одно определение термина содержится в подстрочном примечании к ч. 1 подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее – Указ № 26), согласно которому под технологическим оборудованием понимаются машины, аппараты, установки, оборудование, включая специальное оборудование (оснастку), медицинская техника, используемые для обеспечения выполнения производственных процессов в соответствии с технологией и функциональным назначением объекта и (или) осуществляющие автоматическое управление технологическими процессами. К технологическому оборудованию не относятся мебель, инвентарь, оргтехника, специальный инструментарий, игровое оборудование и иные сопутствующие принадлежности бытового назначения, необходимые для осуществления конкретной деятельности на созданном объекте.

Второе определение термина охватывает более широкий перечень товаров, которые могут быть отнесены к технологическому оборудованию, и имеет одно принципиальное отличие от первого определения.

Исходя из первого определения к технологическому оборудованию относится все, что непосредственно работает при производстве продукции, а исходя из второго – все, что относится к технологии производства, в том числе обеспечение производственных процессов в соответствии с технологией и функциональным назначением объекта.

Рассмотрим отличие на примере.

Пример. 
Организация занимается обработкой металлов на станках, в том числе с ЧПУ. В связи с износом котла, обеспечивающего обогрев производственных помещений, и переходом на другой вид топлива необходимо закупить котельную на природном газе. Относится ли котельная к технологическому оборудованию? 
Если руководствоваться первым определением, то ответ будет отрицательный: котельная не производит продукцию. 
По второму определению ответ «да», так как технология производства включает в себя работу оборудования в определенной среде. Для функционирования станков требуется в том числе определенный температурный режим. Для создания такого режима необходимо отопление производственных помещений. Из чего следует, что работа котельной является составной частью технологии производства.

Зачем нужно такое подробное изучение этого термина? Дело в том, что законодатель установил ряд требований к проведению закупки технологического оборудования.

Закупка оборудования: чья обязанность?

Согласно п. 1 ст. 700 ГК обязанности по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями и конструкциями, или оборудованием несет подрядчик, если договором строительного подряда не предусмотрено, что обеспечение строительства в целом или в определенной части осуществляет заказчик.

Как видно, норма, регулирующая возложение обязанностей по обеспечению строительства материальными ресурсами, является диспозитивной, то есть участники правоотношений могут определить, кто занимается обеспечением по договоренности.

Однако для случая закупки технологического оборудования действует иная норма - императивная.

Согласно ч. 3 подп. 1.4 п. 1 Указа № 26 в случае заключения договора строительного подряда закупка технологического оборудования осуществляется заказчиком с передачей его подрядчику в соответствии с графиком поставки материальных ресурсов, являющимся неотъемлемой частью договора строительного подряда.

Из приведенной нормы следует три вывода:

  1. закупка технологического оборудования является обязанностью заказчика независимо от источников финансирования;
  2. обязанность заказчика по закупке технологического оборудования возникает как при подрядном способе строительства, так и при строительстве хозяйственным способом;
  3. поставленное оборудование заказчик передает подрядчику по графику, являющемуся приложением к договору подряда.

Однако законодательство предусматривает, что, прежде чем приступить к закупке технологического оборудования, заказчик должен выполнить свои обязанности по обоснованию необходимости потратить деньги, то есть разработать предпроектную (предынвестиционную) документацию.

Выбор оборудования заказчиком

В соответствии с ч. 1 подп. 1.4 п. 1 Указа № 26 выбор заказчиком, застройщиком технологического оборудования осуществляется до начала разработки проектной документации на стадии предпроектной (предынвестиционной) документации и определяется в составе раздела обоснования инвестиций, устанавливающего основные технологические решения.

При практической реализации указанной нормы необходимо учитывать следующее. Выбор технологического оборудования на стадии разработки предпроектной (предынвестиционной) документации не означает вступление с производителями (поставщиками) в договорные отношения. Фактически такой выбор соответствует проведению маркетинговых исследований, то есть исследованию рынка технологий и соответствующего этим технологиям оборудования для производства товаров согласно техническому заданию заказчика.

Однако зачастую технологическое оборудование представляет собой не набор отдельных станков, а связанную линию производства продукции. В этом случае требуется разработка технологического проекта (документации, содержащей обоснование необходимого комплекта оборудования и эскизный проект его размещения). Такой проект может быть выполнен только на коммерческой основе. Возможно также, что для выбора оптимального решения заказчику потребуется получение технологических проектов от разных производителей.

Закупка оборудования заказчиком

Согласно ч. 2 подп. 1.4 п. 1 Указа № 26 в случае принятия заказчиком, застройщиком по результатам разработки предпроектной (предынвестиционной) документации решения о целесообразности и (или) обоснованности осуществления инвестиций в строительство объектов предпроектная (предынвестиционная) документация может являться основанием для проведения заказчиком, застройщиком в установленном порядке закупки технологического оборудования для объекта (в том числе с фактической поставкой такого оборудования на объект в соответствии с заключенным договором и графиком поставки).

При финансировании строительства объекта за счет бюджетных средств заказчик должен провести процедуру государственной закупки.

Определенные затруднения при этом возникают при описании предмета государственной закупки.

В соответствии  с требованиями ст. 21 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) заказчику запрещается  включать требования или указания на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, географическое указание, наименование производителя или поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случая, если отсутствует другой способ, обеспечивающий более точное и четкое описание предмета государственной закупки. При этом обязательным условием является включение в описание предмета государственной закупки слов «или аналог».

Однако выбрав на этапе разработки предпроектной (предынвестиционной) документации технологическое оборудование, заказчик тем самым выбрал и производителя этого оборудования, а зачастую - и поставщика.

Указание в описании предмета закупки «или аналог», на наш взгляд, может усугубить ситуацию, поскольку в качестве предложения участниками процедуры закупки может быть представлен аналог, который уже был ранее рассмотрен заказчиком на этапе выбора технологического оборудования и отвергнут либо не рассматривался, но оценка такого предложения фактически означает необходимость разработки технологического проекта.

Оптимального решения указанного вопроса в настоящее время нет. Для соблюдения нормы ст. 21 Закона № 419-З целесообразно в описании предмета закупки с указанием наименования, марки, модели и т.п. указывать «или аналог», а в документации – конкретные параметры, по которым аналог должен соответствовать поименованному в приглашении оборудованию.

Закупка технологического оборудования и финансирование строительства объекта

Как уже упоминалось выше, согласно ч. 2 подп. 1.4 п. 1 Указа № 26 утвержденная заказчиком предпроектная (предынвестиционная) документация может являться основанием для закупки технологического оборудования.

Закупка осуществляется при наличии финансирования, то есть принятии инвестором обязательств об оплате расходов на строительство объекта. Можно сказать, что заказчик, начиная закупку оборудования, получил одобрение инвестора на финансирование строительства объекта.

В то же время в соответствии с п. 41 Положения о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее – Положение № 1476), утвержденная проектная документация является основанием для финансирования строительства, а также для направления в органы государственного строительного надзора уведомления о начале производства строительно-монтажных работ в порядке, установленном законодательством.

С указанной нормой корреспондируется п. 14 Инструкции о порядке оплаты расходов при осуществлении архитектурной и строительной деятельности за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, а также за счет государственных внебюджетных фондов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.12.2001 № 120. Согласно данному пункту оплата приобретаемых заказчиком материалов, оборудования, в том числе при выполнении работ на объектах дорожного хозяйства, осуществляется на основании предъявляемых заказчиком в органы казначейства утвержденной проектной (сметной) документации, дефектного акта, локального сметного расчета при текущем ремонте объекта и договоров по закупке товаров, заключенных в порядке, предусмотренном Инструкцией о порядке оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, и обязательств, принятых получателями средств бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2000 № 66.

Таким образом, существует коллизия норм ч. 2 подп. 1.4 п. 1 Указа № 26 и п. 41 Положения № 1476.

В ч. 2 п. 1 ст. 70 Закона Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах» закреплено, что в случае коллизии нормативных правовых актов субъекты правоотношений обязаны руководствоваться предписаниями нормативного правового акта большей юридической силы.

Таким образом, заказчиком, а также органами казначейства в случае финансировании строительства за счет бюджетных средств должна применяться норма ч. 2 подп. 1.4 п. 1 Указа № 26.

1874 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме