Содержание:
В соответствии с абз. 12 ч. 1 ст. 25 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон № 305-З) одним из правонарушений, создающих условия для коррупции, является нарушение государственным должностным или приравненным к нему лицом установленного актами законодательства порядка проведения процедур закупок.
Правовое регулирование
За последние 10 лет правовое регулирование закупок в сфере строительства неоднократно претерпевало значительные изменения. В одни периоды порядок проведения процедур закупок при строительстве регламентировался общим законодательством о государственных закупках (в случае, если они осуществлялись за счет бюджетных средств) и не имел каких-либо особенностей. В другие — правовое регулирование указанной сферы общественных отношений осуществлялось отдельными НПА, предусматривающими особые процедуры закупок при строительстве по сравнению с приобретением товаров (работ, услуг) в других сферах:
В настоящее время, принимая во внимание, что Указ № 223 утратил силу в связи с истечением срока его действия, с 1 июля 2021 г. проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов осуществляется на основании:
- Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)»;
- иных актов, принятых в целях реализации указанного Закона: например, постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"», от 02.07.2019 № 448 «О проведении открытого конкурса в виде двухэтапного конкурса и конкурса с ограниченным участием», от 02.07.2019 № 449 «Об установлении критериев, способа оценки и сравнения предложений участников открытого и закрытого конкурсов», от 17.03.2016 № 206 «О допуске товаров иностранного происхождения и поставщиков, предлагающих такие товары, к участию в процедурах государственных закупок»;
- постановлений Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ).
При проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов помимо актов, непосредственно регулирующих порядок проведения государственных закупок, необходимо также принимать во внимание:
- ГК;
- законодательство об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, включая Указ № 26, Правила № 1450, письма-разъяснения МАРТ и Министерства архитектуры и строительства;
- технические нормативные правовые акты в сфере строительства;
- общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденный постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83, и др.
Важно!
Если приобретение товаров (работ, услуг) при строительстве производится за счет внебюджетных источников финансирования, то согласно абз. 13 подп. 4.4 п. 4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» порядок проведения процедур закупок при строительстве не регламентирован, в результате чего осуществлять такие закупки рекомендуется на основании локальных нормативных актов, утвержденных руководителями субъектов хозяйствования.
Характеристика правового регулирования закупок в сфере строительства и необходимость применения того или иного акта законодательства важны с точки зрения действия НПА (его структурного элемента) во времени, поскольку противоправность деяния и юридическая ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния.
Справочно.
Временем совершения деяния признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.
Пример
Правонарушение было совершено в период с 1 июля 2019 г. по 1 июля 2021 г. Из этого следует, что при осуществлении закупок в строительстве с привлечением полностью или частично бюджетных и (или) приравненных к ним средств необходимо руководствоваться действовавшими на тот момент Указом № 223 и постановлением № 88, несмотря на то что в настоящее время эти акты уже утратили юридическую силу.
Особенности привлечения к юридической ответственности за совершение правонарушений коррупционного характера в сфере закупок закреплены в отраслевых кодексах: ГК, КоАП, ТК, УК. Нарушение тех или иных норм законодательства о закупках может иметь разные правовые последствия в зависимости от того, относится ли данное деяние к коррупционным правонарушениям или нет. В этой связи необходимо иметь представление о критериях (признаках) коррупционных правонарушений.
Признаки коррупции
Определение коррупции закреплено в ст. 1 Закона № 305-З, в соответствии с которой под коррупцией понимается умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.
Для того, чтобы то или иное деяние можно было отнести к коррупционному, необходимо, чтобы оно было совершено:
1) умышленно;
2) специальным субъектом: государственным должностным или приравненным к нему лицом* (то есть должно быть совершено с использованием этим лицом служебных полномочий и связанных с ним возможностей) либо лицом, осуществляющим подкуп государственных должностных или приравненных к ним лиц либо иностранных должностных лиц (если речь идет о предоставлении имущества или иной выгоды);
* Определения государственных должностных лиц и лиц, приравненных к государственным должностным лицам, закреплены в абз. 3 и 5 ст. 1 Закона № 305-З соответственно.
3) в целях противоправного получения имущества или другой выгоды (из корыстной или иной личной заинтересованности*).
* См. постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 16.12.2004 № 12 «О судебной практике по делам о преступлениях против интересов службы (ст.ст. 424–428 УК)».
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных критериев свидетельствует и об отсутствии состава именно коррупционного правонарушения. Это не означает, что лицо вообще нельзя привлечь к какой-либо ответственности, но наказывать его за совершение именно коррупционного правонарушения неправомерно. Данное обстоятельство очень важно учитывать, поскольку за совершение именно коррупционного правонарушения для лица наступают более серьезные последствия в виде более жестких санкций.
Пример
Статья 430 УК («Получение взятки») входит в перечень коррупционных преступлений и предусматривает максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет. В то же время схожий состав преступления, закрепленный в ст. 433 УК («Незаконное вознаграждение»), в перечень коррупционных преступлений не входит, поскольку его субъект — это работник государственного органа либо иной государственной организации, не являющийся должностным лицом, и максимально возможное наказание, предусмотренное ч. 3 ст. 433 УК, — до 8 лет лишения свободы.
Продолжение — в следующем номере.