Вы на портале
Ответственность. Судебная практика

Коррупционные закупки в строительстве (часть 2)

В первой части статьи мы рассмотрели правовое регулирование закупок в строительстве, а также признаки коррупционной деятельности. О том, какие правонарушения совершаются при проведении процедуры закупок и какая ответственность за это предусмотрена, читайте в статье.

Полящук Наталья
Полящук Наталья

Начальник отдела ГУ «Научно-практический центр проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Республики Беларусь», магистр юридических наук

766 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Типичные нарушения

Характеризуя правонарушения в закупочной деятельности, совершаемые при проведении закупок в строительстве, а также учитывая, что с 01.07.2021 проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства, которые полностью или частично финансируются за счет бюджетных и (или) приравненных к ним средств, осуществляется согласно общим требованиям законодательства о государственных закупках, следует отметить, что правонарушения коррупционного характера в сфере строительства коррелируют с нарушениями законодательства о закупках в иных сферах.

Кроме того, необходимо принимать во внимание, что о коррупционной составляющей можно говорить только в том случае, если в деяниях лица в совокупности присутствуют признаки коррупции. В этой связи полагаем целесообразным обозначить те виды (примеры) правонарушений, которые могут свидетельствовать о коррупционных проявлениях со стороны лиц, вовлеченных в закупочный процесс, которые вызывают подозрение у должностных лиц правоохранительных и иных государственных органов, уполномоченных на проведение соответствующих проверок.

Таким образом, о коррупционных правонарушениях в совокупности с нарушениями законодательства о закупках, в том числе в сфере строительства, в частности, могут свидетельствовать:

  • необоснованное (то есть не предусмотренное законодательством) применение процедуры закупки из одного источника;
  • частое проведение конкурсов (иных процедур закупок), которые признаются несостоявшимися, и последующее заключение договоров с использованием менее конкурентных процедур закупок;
  • незаконная отмена процедуры закупки;
  • приобретение товаров (работ, услуг) без проведения какой бы то ни было процедуры закупки (в том случае, когда в соответствии с законодательством приобретать товар (работу, услугу) необходимо было только путем проведения процедуры закупки);
  • размещение в сети Интернет (иных источниках) объявления о проведении процедуры закупки на непродолжительное время (один-два дня) либо перед выходными или нерабочими праздничными днями, когда не работают банковские или другие кредитно-финансовые учреждения (процедура закупки обычно проводится в первый рабочий день);
  • ограничение субъектного состава участников процедур закупок по основаниям, не предусмотренным законодательством (в том числе факты незаконного отклонения предложений участников);
  • установление квалификационных требований к участникам процедур закупок, ограничивающих конкуренцию и, соответственно, их доступ к участию в процедурах закупок;
  • допуск к участию в процедуре закупки юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством или закупочной документацией не могут в ней участвовать;
  • наличие в критериях (методике) оценки предложений участников формулировок, не обеспечивающих объективный и беспристрастный выбор победителя процедуры закупки (например, неопределенные критерии качества закупаемых товаров (работ, услуг), необоснованное начисление значительного числа баллов за второстепенные характеристики предмета закупки);
  • существенное превышение цены договора среднерыночного уровня, при этом отсутствуют логические различия стоимости, способные объяснить такие расхождения (в строительной сфере речь может идти о необоснованном завышении объемов и (или) стоимости выполненных строительно-монтажных работ);
  • низкое качество закупаемых товаров (работ, услуг), в том числе не всегда отвечающее их стоимости;
  • необоснованное требование от участников (одного из участников) процедуры закупки предоставления документов, ранее не указанных в заданиях;
  • закупка товаров (работ, услуг), которые не соответствуют условиям договора либо использование которых может нарушить технологические процессы в организации (предприятии) или ухудшить эффективность производства;
  • не предусмотренное законодательством внесение изменений и дополнений в договор, которые увеличивают затраты заказчика, увеличивают или уменьшают количество либо изменяют качество закупаемых товаров (работ, услуг);
  • отсутствие якобы поставленного по договору товара (его количества, комплектности), выполненных работ;
  • периодические жалобы на сотрудников, вовлеченных в закупочный процесс, от участников процедур закупок;
  • осуществление сотрудниками, вовлеченными в закупочный процесс, или их родственниками предпринимательской деятельности;
  • наличие родственных или внеслужебных отношений между сотрудниками, вовлеченными в осуществление закупок, и представителями участников процедур закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и др.

Несмотря на то, что в Законе Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон № 305-З) в качестве самостоятельного правонарушения, создающего условия для коррупции, закреплено нарушение порядка проведения процедур закупок и все вышеперечисленные ситуации «укладываются» в эту формулировку, в ряде случаев по результатам проведения проверки они фиксируются и в качестве иных правонарушений, закрепленных в ст. 25 Закона № 305-З, например, таких как:

  • оказание государственным должностным лицом при подготовке и принятии решений неправомерного предпочтения интересам физических или юридических лиц либо предоставление им необоснованных льгот и привилегий или оказание содействия в их предоставлении;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом служебного положения при решении вопросов, затрагивающих его личные, групповые и иные внеслужебные интересы, если это не связано со служебной (трудовой) деятельностью;
  • участие государственного должностного лица в качестве представителя третьих лиц в делах государственного органа, иной организации, служащим (работником) которого (которой) он является, либо подчиненного (подчиненной) и (или) подконтрольного (подконтрольной) ему (ей) государственного органа, иной организации;
  • использование государственным должностным или приравненным к нему лицом во внеслужебных интересах информации, распространение и (или) предоставление которой ограничено, полученной при исполнении им служебных (трудовых) обязанностей;
  • отказ государственного должностного или приравненного к нему лица в предоставлении информации физическим или юридическим лицам, предоставление которой этим лицам предусмотрено актами законодательства, умышленное несвоевременное ее предоставление или предоставление неполной либо недостоверной информации;
  • требование государственным должностным или приравненным к нему лицом от физических или юридических лиц информации, в том числе документов, предоставление которой не предусмотрено актами законодательства;
  • создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов.

Вместе с тем нельзя забывать и о непосредственно коррупционных правонарушениях, закрепленных в ст. 37 Закона № 305-З, которые также могут быть инкриминированы лицам при проведении или участии в процедурах закупок.

Совершение указанных в ст. 25 и 37 Закона № 305-З правонарушений влечет за собой ответственность в соответствии с законодательными актами.

Ответственность за нарушения законодательства о закупках в строительстве

К проявлениям коррупции в сфере закупок, исходя из положений ст. 25 и 37 Закона № 305-З, относятся административные правонарушения и дисциплинарные проступки коррупционной направленности. При этом следует отметить тесную взаимосвязь дисциплинарных и административных правонарушений коррупционного характера и коррупционной преступности (то есть уголовно наказуемых деяний).

Вследствие совершения правонарушений при осуществлении закупок в строительстве, в том числе коррупционного характера, могут наступать меры гражданско-правовой, дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

С 1 марта 2021 г. вступил в силу новый КоАП, который содержит три статьи, предусматривающие административную ответственность за нарушение законодательства о закупках:

  • ст. 12.9 «Нарушение порядка осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг)»;
  • ст. 12.10 «Нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве)»;
  • ст. 12.27 «Нарушение требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств».

В этой связи необходимо учитывать пределы действия норм КоАП во времени. Еще раз акцентируем внимание на том, что Указ Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 223) утратил силу в связи с истечением срока действия, и с 01.07.2021 проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) для строительства за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов должно осуществляться в соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З).

Важно!
За нарушения порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве, осуществляемых полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов, совершенные с 01.07.2021, административная ответственность должна наступать по ст. 12.9 КоАП, максимальный размер штрафа – 100 базовых величин.

Вместе с тем если процедуры закупок были начаты или договоры на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве были заключены до 01.07.2021, то на такие закупки действие законодательства о государственных закупках не распространяется. Их проведение осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.07.2021, то есть в соответствии с Указом № 223 и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Подобной позиции придерживается и Министерство антимонопольного регулирования и торговли – уполномоченный государственный орган по государственным закупкам, который на основании ст. 10 Закона № 419-З дает разъяснения по вопросам, связанным с применением законодательства о государственных закупках (письмо Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 24.06.2021 № 14-01-10/1598К «О закупках для строительства», подготовленное по согласованию с Министерством архитектуры и строительства).

Учитывая, что в соответствии со ст. 1.9 КоАП противоправность деяния и административная ответственность определяются актом законодательства, действовавшим во время совершения этого деяния, временем его совершения признается время осуществления противоправного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий.

Важно!
Если нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве было совершено до 01.07.2021, то необходимо применять ст. 12.10 КоАП. Максимальный размер штрафа согласно ч. 2 данной статьи составляет 50 базовых величин, а для юридических лиц – 500 базовых величин.

Таким образом, с 01.03.2021 по 01.07.2021 за нарушение порядка закупок товаров (работ, услуг) при строительстве необходимо применять ст. 12.10 КоАП, а с 01.07.2021 – ст. 12.9 КоАП.

Статьей 12.27 КоАП предусматривается ответственность за нарушение установленных законодательством требований к порядку осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств юридических лиц, имущество которых находится в государственной собственности, хозяйственных обществ, акции (доли в уставных фондах) которых находятся в государственной собственности.

Общий порядок проведения закупок за счет собственных средств установлен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее – постановление № 229) в отношении республиканских унитарных предприятий, государственных органов, государственных объединений, иных юридических лиц, имущество которых находится в республиканской собственности, либо хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности, за исключением операторов сотовой подвижной электросвязи, и решениями местных (районных, областных) Советов депутатов, определяющими порядок осуществления закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств коммунальными унитарными предприятиями, государственными объединениями, иными юридическими лицами, имущество которых находится в коммунальной собственности, либо хозяйственными обществами, в уставных фондах которых более 25 % акций (долей) принадлежит административно-территориальной единице и (или) организациям, имущество которых находится в коммунальной собственности.

Вместе с тем согласно п. 3 приложения 1 к постановлению № 229 данное постановление не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве, за исключением закупок товаров (работ, услуг) при строительстве с привлечением полностью или частично средств внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Совета Министров Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома.

Обратите внимание! 
Административная ответственность за нарушение законодательства о закупках в строительстве (с привлечением бюджетных средств) наступает по ст. 12.9 КоАП.

Что касается дисциплинарной ответственности, то она наступает по общим правилам, предусмотренным главой 14 ТК. За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику такие меры дисциплинарного взыскания, как замечание, выговор, лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до 12 месяцев, увольнение (пп. 6-11 ст. 42, пп. 1, 1-2,5-1, 9 и 10 ч. 1 ст. 47 ТК).

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами.

Возвращаясь к правонарушениям коррупционного характера, следует обратить внимание на п. 5-1 ст. 47 ТК, в соответствии с которым трудовой договор с некоторыми категориями работников может быть прекращен в случаях нарушения работником, являющимся государственным должностным лицом, письменного обязательства по соблюдению ограничений, предусмотренных законодательством о борьбе с коррупцией, совершения правонарушения, создающего условия для коррупции, или коррупционного правонарушения.

Самыми жесткими являются меры уголовной ответственности. Перечень коррупционных преступлений закреплен постановлением Генеральной прокуратуры Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства внутренних дел Республики Беларусь, Комитета государственной безопасности Республики Беларусь и Следственного комитета Республики Беларусь и включает в себя 10 статей:

1. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями (ст. 210 УК).

2. Легализация («отмывание») материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (ч. 2 и 3 ст. 235 УК).

3. Злоупотребление властью или служебными полномочиями из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и 3 ст. 424 УК).

4. Бездействие должностного лица из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и 3 ст. 425 УК).

5. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 2 и 3 ст. 426 УК).

6. Незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 429 УК).

7. Получение взятки (ст. 430 УК).

8. Дача взятки (ст. 431 УК).

9. Посредничество во взяточничестве (ст. 432 УК).

10. Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности (ч. 1 ст. 455 УК).

766 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме