Ответ: Для случая текущего ремонта установление требований к участникам о предоставлении аттестатов соответствия признается нарушением законодательства о государственных закупках. В остальных случаях — нет.
В п. 2 ст. 16 Закона № 419-З в том числе указано, что может устанавливаться соответствие требованиям, установленным законодательством к юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, осуществляющему поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом государственной закупки.
Основой данной нормы является то, что требования к участникам должны быть установлены законодательством на момент закупки. Это также означает, что организатор не вправе предъявлять к участникам по своему усмотрению требования, отсутствующие в нормативных актах.
Однако применение нормативных актов на практике связано с проблемой толкования указанной нормы государственными органами. Одним из видов толкования норм Закона № 419-З в настоящее время являются решения комиссии по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) и (или) решения заказчика (организатора), комиссии по государственным закупкам и (или) ее членов, товарной биржи, оператора электронной торговой площадки при осуществлении государственных закупок (далее — Комиссия), созданной уполномоченным органом по государственным закупкам — Министерством антимонопольного регулирования и торговли в соответствии со ст. 53 Закона № 419-З.
Основной нормой, регулирующей порядок аттестации в строительстве, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее — постановление № 252).
Согласно Перечню отдельных видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих) (приложение 1 к Положению об аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 (далее — приложение 1)) аттестации подлежит выполнение работ (оказание услуг) для объектов строительства первого — четвертого классов сложности. Обращаем внимание, что в документе не указано, с какой целью (возведение, реконструкция, ремонт и т.п.) выполняются работы.
Можно было бы предположить, что аттестация требуется при выполнении любых строительных работ (оказании услуг), входящих в перечень 1 на объектах первого — четвертого классов сложности.
Справочно.
В соответствии с п. 1 СН 3.02.07-2020 «Объекты строительства. Классификация» не подлежат классификации согласно положениям настоящих строительных норм:
— объекты, не относящиеся к объектам строительства, размещаемые без получения в установленном порядке разрешительной документации на строительство, за исключением установленных законодательством случаев отсутствия необходимости ее получения;
— изолированные помещения зданий и сооружений;
— технологическое оборудование и трубопроводы, предназначенные для осуществления технологических процессов в соответствии с функциональным назначением зданий и сооружений;
— инженерные сети и оборудование, размещаемые в эксплуатируемых зданиях и сооружениях.
Однако органы, осуществляющие правоприменительную практику, толкуют эти нормы по-своему.
Пример 1.
19.10.2021 Комиссия рассмотрела жалобу заявителя на решение комиссии заказчика, принятое в ходе проведения открытого конкурса. Основанием для жалобы явилось признание комиссией заказчика предложения заявителя не соответствующим требованиям конкурсных документов, так как «отсутствуют сведения о наличии аттестованных специалистов (главного специалиста, осуществляющего разработку раздела «Архитектурные решения», заявленного участником к выполнению собственными силами (требование конкурсной документации, раздел «Сведения об открытом конкурсе. Требования к участникам, документы и (или) сведения для проверки требований к участникам»)).
Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон, Комиссия отметила, что постановление № 252 определяет требования к аттестации лиц, осуществляющих деятельность в области строительства, а не к участникам процедуры государственной закупки. Жалоба признана обоснованной.
Пример 2.
03.08.2021 Комиссия рассмотрела жалобу заявителя на действие заказчика в ходе проведения процедуры запроса ценовых предложений.
В основу жалобы легли требования заказчика к участникам процедуры государственной закупки, не предусмотренные Законом № 419-З, а именно требования о представлении копий аттестатов и сертификатов соответствия на выполняемые виды работ. Предметом закупки являются услуги по текущему ремонту наружной отделки фасада административного здания.
Комиссия рассмотрела жалобу и отметила, что для выполнения работ при текущем ремонте аттестат соответствия, свидетельство о технической компетентности системы производственного контроля и сертификаты соответствия не требуются. Решение было вынесено с учетом мнения Министерства архитектуры и строительства.
Подытоживая, отметим, что текущее состояние правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу следующее:
— требование заказчика о предоставлении участниками аттестатов соответствия при государственных закупках для выполнения работ (оказания услуг) по текущему ремонту является незаконным;
— требование заказчика о предоставлении участниками аттестатов соответствия при государственных закупках является правомерным, если предметом закупки является выполнение работ (оказание услуг) по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающее выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ.