Ответ: Нет, не допускается.
Ориентировочная стоимость предмета государственной закупки (далее – ОСПГЗ) – это общая стоимость предмета государственной закупки, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), НДС и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», далее – Закон № 419-З).
ОСПГЗ используется при формировании годового плана государственных закупок. Так, согласно ч. 2 п. 1 ст. 19 Закона № 419-З годовой план государственных закупок должен содержать перечень товаров (работ, услуг), приобретение которых запланировано в текущем финансовом году, включая в том числе:
- ориентировочные объемы (количество) годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах) в натуральном выражении;
- ориентировочную стоимость годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах).
Как видно из приведенных норм, целью расчета ориентировочной стоимости является определение примерных затрат на строительство как для конкретного объекта, так и по однородным объектам.
Закон № 419-З и подзаконные акты не содержат норм, устанавливающих требование о непревышении цены предложения участника над ОСПГЗ. Участник рассчитывает цену предложения исходя из своих производственных и финансовых условий хозяйствования. Заказчик же рассчитывает ОСПГЗ по методикам, установленным постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12.04.2019 № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки». Бесспорно, что результаты одного и второго расчета не будут совпадать.
Таким образом, при проведении процедур конкурса (в том числе закрытого, двухэтапного или с ограниченным участием), запроса ценовых предложений и закупки из одного источника превышение цены предложения участника над ОСПГЗ не является основанием для отклонения предложения участника. Установление же в конкурсных документах требования о непревышении цены предложения участника над ОСПГЗ будет являться нарушением законодательства и превышением полномочий со стороны заказчика.
Отметим, что право устанавливать дополнительные требования к товарам (работам, услугам), являющимся предметом государственной закупки, и участникам относится к компетенции Совета Министров Республики Беларусь (ст. 9 Закона № 419-З).
В какой-то мере исключением из выводов, приведенных выше, является электронный аукцион.
Так, согласно ст. 1 Закона № 419-З начальная цена электронного аукциона – цена, начиная с которой участники, допущенные к торгам, вправе делать ставки в ходе торгов, определяемая на основании ориентировочной стоимости предмета государственной закупки, а в случае применения преференциальной поправки определяемая также и с учетом размера такой преференциальной поправки в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Таким образом, участник, допущенный к электронному аукциону, всегда должен предлагать цену ниже, чем ОСПГЗ. Однако подчеркнем, что формально участник электронного аукциона не делает ценового предложения до открытия аукциона, поскольку согласно п. 2 ст. 41 Закона № 419-З в составе предложения участника цена не указывается.
Отметим, что в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 31.03.2022 № 04-3-05/4239 «О государственных закупках при строительстве» по рассматриваемому вопросу содержится мнение, в целом совпадающее с мнением автора данного материала.