Ответ: Да, вправе.
Согласно абз. 7 ч. 1 п. 2 ст. 16 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З) юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (далее – ИП), работники таких юридического лица или ИП не должны оказывать заказчику (организатору) услуги по организации и проведению процедуры государственной закупки, в том числе консультированию, а также формированию требований к предмету государственной закупки и (или) подготовке заключения по рассмотрению, оценке и сравнению предложений.
Суть поставленного вопроса заключается в том, может ли выполненная подрядчиком ППД, в том числе задание на проектирование, рассматриваться как формирование требований к предмету государственной закупки.
В силу ст. 1 Закона № 419-З предмет государственной закупки ‒ товары (работы, услуги), определенные заказчиком для приобретения в рамках процедуры государственной закупки.
Для рассматриваемого случая предметом государственной закупки будут являться работы по разработке проектно-сметной документации (далее – ПСД) и (или) выполнению изыскательских работ (ст. 713 ГК).
Закон № 419-З определяет термин «требования к предмету государственной закупки» как потребительские, функциональные, технические, качественные и эксплуатационные показатели (характеристики) предмета государственной закупки (п. 1 ст. 13). Такое определение целиком применимо только при закупке товаров, однако в данном случае важно, что требования к предмету – это характеристики.
Характеристиками работ по разработке ПСД и (или) выполнению изыскательских работ являются сроки начала и завершения выполнения работ, а также по соглашению сторон сроки начала и завершения выполнения отдельных видов (этапов) работ (промежуточные сроки), договорная (контрактная) цена или способ ее определения и др.
Согласно п. 3.17 ТКП 45-1.02-298-2014* (02250) «Технический кодекс Республики Беларусь «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения» ППД ‒ комплект документов о результатах предынвестиционных исследований, предшествующих принятию инвестором (заказчиком) решения о реализации инвестиционного проекта, корректировке инвестиционного замысла или отказа от дальнейшей реализации проекта, включающий обоснования инвестиций, план управления проектом и (или) задание на проектирование. В общем случае для зданий и сооружений, относимых к 1‒4-му классам сложности, ППД разрабатывается в следующем составе:
- обоснование инвестиций и план управления проектом;
- бизнес-план (в установленных случаях);
- задание на проектирование.
Таким образом, результатом выполнения подрядных работ по подготовке ППД для заказчика будут документы, служащие основанием для ответа на вопрос «Нужно ли строить?», а результатом выполнения подрядных работ по ПСД и (или) выполнению изыскательских работ будут документы, отвечающие на вопрос «Как строить?».
В результате разработки и утверждения ППД формируются требования заказчика к предмету проектирования. В результате проведения процедуры закупки формируются условия для выполнения работ по проектированию.
Таким образом, по нашему мнению, разработка ППД не является формированием требований к предмету государственной закупки работ по разработке ПСД и (или) выполнению изыскательских работ. Соответственно, подрядчик, разработавший ППД, имеет право участвовать в процедуре государственной закупки указанных работ.