Вы на портале
Государственные закупки

Изменения в правилах проведения государственных закупок

Комментарий к Закону Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг)"»

3 февраля 2024 г. опубликован Закон Республики Беларусь от 31.01.2024 № 354-З «Об изменении Закона Республики Беларусь "О государственных закупках товаров (работ, услуг) "» (далее – Закон № 354-З). Предусмотрено поэтапное вступление Закона № 354-З в силу: с 04.02.2024, с 04.05.2024 и с 04.08.2024. Из всех изменений, внесенных Законом № 354-З в Закон Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – Закон № 419-З), рассмотрим только те, которые, на наш взгляд, представляют в настоящее время наибольший интерес для специалистов, занимающихся государственными закупками.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

583 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Требования к работникам заказчика

Согласно новой редакции ч. 1 п. 1 ст. 12 Закона № 419-З для выполнения функций, установленных Законом № 419-З и иными актами законодательства о государственных закупках, заказчик определяет или создает структурное подразделение либо назначает работника (работников), обладающего соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок и (или) прошедшего обучение по вопросам государственных закупок в рамках образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов, учебно-программная документация которой согласована с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.

Рассмотрим, в чем суть данных изменений.

В предыдущей редакции, которая действует и в настоящее время, требовалось, чтобы работник обладал соответствующей квалификацией в сфере государственных закупок. Согласно Кодексу Республики Беларусь об образовании (далее – Кодекс) присвоение квалификации – результат завершения процесса получения среднего специального образования (п. 1 ст. 182 Кодекса) либо высшего образования (п. 1 ст. 198 Кодекса).

До настоящего времени в Республике Беларусь нет обучения по специальности «Государственные закупки».

Возможен также вариант получения квалификации после окончания образовательной переподготовки специалистов на базе среднего или высшего образования (пп. 3, 4 ст. 268 Кодекса).

Из трех указанных вариантов можно реализовать только один ‒ повышение квалификации. Однако существующие формы обучения предусматривают длительный срок его проведения. Так, например, обучение в БНТУ длится 20 месяцев, что не всегда приемлемо для заказчика.

Ситуация изменится с 04.08.2024, когда вступит в силу ст. 12 Закона № 419-З в редакции Закона № 354-З. Альтернативой наличию у специалиста квалификации в сфере государственных закупок будет являться обучение по вопросам государственных закупок в рамках образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов.

Обязательным условием является обучение в организации, учебно-программная документация которой согласована с Министерством антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее – МАРТ). Перечень организаций, согласовавших образовательные программы дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок, опубликован на сайте МАРТ.

Проблемы применения

В настоящее время неясно, как поступить заказчику в случае, если на календаре 4 августа 2024 г., а работники, ответственные за проведение государственных закупок в организации, не успели пройти обучение.

Обращаем внимание на следующие моменты:

  • законодатель применяет дифференцированный подход к работникам заказчика, участвующим в осуществлении государственных закупок. Так, в соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 14 Закона № 419-З заказчик включает в состав комиссии по организации и проведению открытого конкурса, закрытого конкурса, электронного аукциона, процедуры запроса ценовых предложений (далее – комиссия) преимущественно лиц, освоивших содержание согласованных с уполномоченным государственным органом по государственным закупкам образовательных программ дополнительного образования взрослых, а также при необходимости лиц, обладающих специальными знаниями в сферах деятельности, связанных с предметом государственной закупки.

То есть в составе комиссии могут участвовать работники, не являющиеся квалифицированными специалистами в государственных закупках и не обучавшиеся по программам дополнительного образования взрослых в сфере государственных закупок;

  • в п. 3 ст. 14 Закона № 419-З перечислено, в каких случаях работники заказчика не могут быть членами комиссии. К таким случаям не относится отсутствие у работника квалификации в сфере государственных закупок либо свидетельства об окончании образовательных программ;
  • отсутствует административная ответственность. Статья 12.9 КоАП не содержит нормы, предусматривающей ответственность за нарушение заказчиком порядка назначения лиц, ответственных за государственные закупки.

По нашему мнению, к моменту вступления в силу с 04.08.2024 в полном объеме норм Закона № 354-З заказчик в государственных закупках должен принять меры для обучения работников, выполняющих порученные им задачи при проведении государственных закупок. Однако если обучение не будет закончено к указанной дате, то это не означает, что закупки не могут проводиться.

Требования к участникам

Законом № 354-З внесены изменения в ст. 16 Закона № 419-З в части требований к участникам. Наиболее важными из них, по нашему мнению, являются требование об отсутствии задолженности в ФСЗН и требование к аффилированным лицам.

Отсутствие задолженностей в бюджет и фонды

Внесены дополнения в абз. 4 ст. 16 Закона № 419-З. Ранее от юридического лица или индивидуального предпринимателя требовалось отсутствие задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней. В новой редакции требуется также отсутствие у юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся резидентами, задолженности по уплате обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Проверять отсутствие указанных задолженностей в отношении резидентов должен заказчик. Согласно п. 3 ст. 16 Закона № 419-З проверка осуществляется путем проверки заказчиком (организатором) таких сведений через официальные сайты МНС, ФСЗН в глобальной компьютерной сети Интернет на первое число месяца, в котором осуществляется рассмотрение предложения (заключается договор при проведении процедуры закупки из одного источника), а в случае отсутствия информации на указанную дату ‒ на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором осуществляется рассмотрение предложения (заключается договор при проведении процедуры закупки из одного источника).

Нерезиденты представляют документ об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней, выданный уполномоченными органами в соответствии с законодательством страны, резидентом которой является участник, на последнюю отчетную дату, предшествующую дню подачи предложения (заключения договора при проведении процедуры закупки из одного источника), и заявление с указанием последней отчетной даты.

Аффилированные лица 

Согласно п. 2 ст. 16 Закона № 419-З юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, не должно быть аффилировано с заказчиком, организатором, а участник-победитель не должен быть аффилирован со всеми другими участниками (а если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) ‒ с участниками по той же части (лоту)), допущенными к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона).

Критерии аффилированности лиц приведены в новой ст. 161 Закона № 419-З и кратко могут быть изложены следующим образом. Для целей Закона № 419-З аффилированными лицами являются участники:

  • ООО (ОАО, ЗАО, ОДО) и учрежденное им УП;
  • ИП и учрежденное им УП;
  • несколько УП, учрежденные одним лицом (ИП, ООО, ОАО, ЗАО, ОДО);
  • ООО (ОАО, ЗАО, ОДО), в котором более 50 % акций (долей) находится в собственности  одного участника;
  • ООО (ОАО, ЗАО, ОДО, УП, ИП), которые могут определять решения участника вследствие осуществления полномочий его единоличного исполнительного органа либо наличия права давать ему обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора;
  • несколько юридических лиц, если их решения и решения участника может определять одно и то же юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, вследствие осуществления полномочий единоличного исполнительного органа либо наличия права давать им обязательные для исполнения указания на основании учредительных документов или заключенного договора.

В этой же статье изложен перечень лиц, которые не считаются аффилированными с заказчиком либо другими участниками.

К ним относятся юридические лица, если:

  • имущество таких юридических лиц находится в собственности Республики Беларусь или ее административно-территориальной единицы;
  • более 50 % акций (долей в уставных фондах) таких юридических лиц принадлежит Республике Беларусь и (или) ее административно-территориальной единице;
  • они находятся в подчинении (составе, системе) одного и того же государственного органа;
  • участник находится в подчинении (составе, системе) заказчика (организатора) ‒ государственного органа;
  • они созданы одним общественным объединением инвалидов;
  • они являются участниками одного холдинга, одного государственного объединения, организациями системы потребительской кооперации.

Последствия аффилированности участников

Согласно п. 2 ст. 161 Закона № 419-З не позднее 3 рабочих дней со дня уведомления участников о выборе участника-победителя последний обязан информировать заказчика (организатора) о том, что все участники (а если предмет государственной закупки разделен на части (лоты) ‒ все участники по той же части (лоту)), допущенные к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона), являются для него аффилированными лицами, либо о том, что среди таких участников имеется лицо, не аффилированное с ним. При исчислении указанного срока не учитывается срок рассмотрения жалобы уполномоченным государственным органом по государственным закупкам.

В случае невыполнения участником-победителем указанного требования, а также в случае предоставления им недостоверной информации участник-победитель признается уклонившимся от заключения договора и подлежит включению в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах государственных закупок.

Для заказчика крайне важно получить от участника-победителя заявление об аффилированности участников. Согласно п. 3 ст. 161 Закона № 419-З процедура государственной закупки признается несостоявшейся в случаях, если:

  • участник-победитель предоставил информацию о том, что все участники, допущенные к оценке и сравнению предложений (к торгам при проведении электронного аукциона), являются для него аффилированными лицами;
  • участник не представил информацию.

Если же среди участников имеется хотя бы один не аффилированный с победителем, то процедура признается состоявшейся.

Несомненно, выяснение родственных отношений между участниками доставит немало хлопот и заказчику, и другим лицам, участвующим в закупках. Обращаем также внимание, что определение аффилированных лиц, содержащееся в ст. 161 Закона № 419-З, не совпадает с определением аффилированных лиц, содержащимся в ст. 56 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах».

Справочно.
Нормы ст. 161 Закона № 419-З вступают в силу с 04.08.2024.

583 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме