Содержание:
Дополнительные требования к участникам процедур государственных закупок при строительстве предусмотрены подп. 1.7 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395) и приложением 11 к данному постановлению.
К ним относятся:
- способность участника выполнить работы (оказать услуги) на сумму не менее 50 % стоимости работ (услуг), составляющих предмет государственной закупки, собственными силами;
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на выполнение работ (оказание услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг) более трех лет до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника);
- деловая репутация участника.
В опубликованном разъяснении основное внимание уделено вопросам применения второго и третьего из указанных дополнительных требований. Рассмотрим вначале содержание дополнительных требований в законодательстве и проблемные вопросы их применения. В статье в отношении дополнительных требований к участникам применяется термин «критерии», поскольку по сути эти требования являются критериями квалификационного отбора участников.
Наличие опыта исполнения договоров
Формулировка критерия «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) сопоставимых по цене договоров на выполнение работ (оказание услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг) более трех лет до даты подачи предложения» содержит несколько требований.
Требования
1. Наличие опыта работы. Буквальное содержание нормы несколько иное ‒ «опыт исполнения договоров». По нашему мнению, данная конструкция термина неудачна. Опыт – это совокупность знаний и навыков, приобретенных при выполнении какой-либо деятельности. Исполнение договоров не является деятельностью, поскольку мы рассматриваем строительную деятельность.
Справочно.
Строительная деятельность (строительство) ‒ деятельность по возведению, реконструкции, ремонту, реставрации, благоустройству объекта, сносу, консервации не завершенного строительством объекта, включающая выполнение организационно-технических мероприятий, в том числе оказание инженерных услуг в строительстве, подготовку разрешительной и проектной документации, выполнение строительно-монтажных, пусконаладочных работ (ст. 1 Закона № 300-З).
Таким образом, предполагаем, что законодатель все-таки имел в виду опыт работы в строительной деятельности. Подтверждением данного опыта является наличие договоров, заключенных и исполненных участником.
2. Договоры должны быть сопоставимы по цене. Для целей постановления № 395 под сопоставимыми по цене договорами понимаются договоры, цена которых составляет не менее 50 % ориентировочной стоимости предмета государственной закупки или его части (лота) (подстрочное примечание к приложению 11 постановления № 395).
3. Работы, которые выполнялись по перечисленным договорам, должны соответствовать предмету закупки или быть аналогичными. Законодательство не содержит никаких определений аналогичности работ (услуг).
4. Опыт должен быть более трех лет. Для расчета указанного срока законодатель дает одну отправную точку – от даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника).
Подтверждение опыта
Согласно графе «Документы и (или) сведения, подтверждающие соответствие дополнительным требованиям к участникам» в таблице приложения 11 к постановлению № 395 участник должен представить реестр исполненных участником (с учетом правопреемства) договоров о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг), содержащий в том числе сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене.
В указанном реестре должно быть не менее трех договоров, хотя бы по одному из которых работы выполнялись (услуги оказывались) за пределами трехлетнего срока до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника).
Проблемные вопросы
При практическом применении рассматриваемого критерия возникают следующие проблемы и вопросы, требующие решения:
- какие требования должен сформулировать заказчик к содержанию реестра исполненных договоров;
- как сопоставлять стоимость выполненных работ по ранее заключенным договорам, включаемым в реестр исполненных договоров;
- какие должны применяться критерии аналогичности выполненных работ (услуг) по сравнению с предметом закупки;
- может ли быть допущен участник, у которого нет опыта выполнения работ более трех лет по причине того, что организация была зарегистрирована менее трех лет назад.
Деловая репутация участника
Материализация критерия «деловая репутация участника» происходит через представление отзывов о выполненных работах (оказанных услугах). Согласно приложению 11 к постановлению № 395 участник должен представить не менее трех положительных отзывов о качестве и соблюдении сроков выполнения сопоставимых по цене работ (оказания услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг).
Требования к реестру исполненных договоров и сопоставимость цен
Согласно разъяснению реестр исполненных договоров должен отвечать следующим критериям:
- реестр должен включать сведения об исполненных договорах;
- предметом содержащихся в реестре договоров должно являться выполнение сопоставимых по цене работ (оказание услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг);
- в указанном реестре должно быть не менее трех договоров, хотя бы по одному из которых работы выполнялись (услуги оказывались) за пределами трехлетнего срока до даты подачи предложения (получения от заказчика предложения о заключении договора при проведении процедуры закупки из одного источника);
- реестр должен содержать сведения о заказчиках, предмете договора, сроках его исполнения и цене.
Полагаем, что под ценой понимается цена исполненного договора. Поскольку нередко происходит корректировка цены договора в процессе его исполнения, по нашему мнению, участник должен указать окончательную цену исполненного договора.
Безусловно, для договоров, исполнение которых происходило несколько лет назад, правильным было бы приведение цен договоров к текущим ценам для корректного сравнения с ориентировочной стоимостью предмета закупки. Однако в связи с отсутствием соответствующих норм актуализировать цены исполненных договоров не следует.
В отдельных случаях при проведении государственных закупок заказчики стараются ограничить участие субъектов, зарегистрированных за пределами территориальной единицы, в которой проводится закупка, либо нерезидентов Республики Беларусь. Такие ограничения реализуются через требования к договорам, указываемым в реестре. Возражая против такой практики, в разъяснении МАРТ подчеркивает, что законодательство о государственных закупках не содержит требований о том, что исполнение договора должно осуществляться на определенной административно-территориальной единице Республики Беларусь, равно как и иных стран, а также что исполнение договора должно осуществляться за счет бюджетных и (или) приравненных к ним средств.
Участие субъектов, зарегистрированных менее трех лет назад
Согласно разъяснению если государственная регистрация юридического лица произведена менее трех лет до даты подачи предложения, за исключением юридического лица, созданного в результате реорганизации, то таким субъектом не может быть подтверждено рассматриваемое дополнительное требование.
Таким образом, в разъяснении дан однозначный отрицательный ответ на вопрос о возможности участия в процедуре закупки субъектов, зарегистрированных менее трех лет назад от даты подачи предложения. Это означает, что предложение такого участника должно быть отклонено. Например, в случае проведения конкурса основанием для отклонения предложения участника будет несоответствие предложения требованиям к участникам, установленным п. 2 ст. 16 Закона № 419-З (п. 4 ст. 35 Закона № 419-З).
Критерии аналогичности
По вопросу аналогичности уполномоченный орган по государственным закупкам пояснил, что заказчик в конкурсных документах, аукционных документах, документах, предоставляемых юридическому или физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, для подготовки предложения в целях участия в процедуре запроса ценовых предложений (включая приглашение к участию в процедуре государственной закупки), процедуре закупки из одного источника, вправе самостоятельно установить, какие работы и услуги он относит к аналогичным.
Полагаем, что такой ответ дает слишком широкий простор для творчества заказчиков при определении того, что относится к аналогичным работам (услугам). При этом есть риск, что результаты будут подгоняться под поставленную задачу выбора нужного заказчику победителя.
Не претендуя на истину, предлагаем следующий вариант определения понятия «аналогичные работы (услуги)» с учетом законодательства.
Словарное определение слова «аналогичный» ‒ «сходный», «подобный». Под работой для целей строительства понимается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть использованы для удовлетворения потребностей заказчика (ст. 1 Закона № 419-З).
Таким образом, аналогичная работа – это сходная (подобная) деятельность, результат которой может быть использован для удовлетворения потребностей заказчика. Потребность заказчика удовлетворяется через приобретение товаров (работ, услуг). При этом в годовом плане закупок указываются однородные товары (работы, услуги).
По определению однородные товары (работы, услуги) ‒ это товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду общегосударственного классификатора Республики Беларусь «Классификатор продукции по видам экономической деятельности». Согласно п. 4 Общегосударственного классификатора Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 подвид описывается кодом из восьми цифр.
Таким образом, по нашему мнению, аналогичной работой (услугой) будет являться работа (услуга), относящаяся к тому же подвиду экономической деятельности, что и закупаемая работа (услуга).
Сопоставление реестра исполненных договоров и отзывов
Разъясняя вопрос о соотношении реестра исполненных договоров и положительных отзывов заказчиков, подтверждающих деловую репутацию участника, МАРТ отметил, что законодательство о государственных закупках не содержит прямой взаимосвязи между сведениями о договорах, содержащихся в реестре договоров, предоставляемых для целей подтверждения опыта работы, и положительными отзывами, предоставляемыми для оценки деловой репутации. Следовательно, оценка на соответствие требованиям к участникам производится по каждому такому требованию независимо друг от друга.
Обратите внимание, для того чтобы отзыв был засчитан участнику, в нем должны быть указаны:
- сведения о качестве выполненных работ;
- сведения о соблюдении сроков выполненных работ;
- цена и перечень всех выполненных работ. В противном случае такой отзыв не будет соответствовать требованиям о выполнении сопоставимых по цене работ (оказании услуг), составляющих предмет государственной закупки, или аналогичных работ (услуг).
Справочно.
С разъяснением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь можно ознакомиться по ссылке.