Вы на портале
Государственные закупки

Продление срока строительства: действия заказчика

Сроки строительства объекта подходят к концу, а работы на объекте далеки от завершения. Заказчик обвиняет подрядчика в срыве сроков сдачи объекта, подрядчик ссылается на несвоевременное финансирование и огрехи в документации. Заказчик принимает решение строить дальше. Какие действия должен предпринять заказчик для продолжения строительства объекта?

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист

564 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Термины и определения

В обиходе часто применяется термин «нормативный срок строительства». Это обусловлено тем, что до недавнего времени основным документом для определения сроков являлся ТКП 45-1.03-122-2015 «Нормы продолжительности строительства зданий, сооружений и их комплексов», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.11.2015 № 279. Однако данный документ утратил силу с 18.12.2023. Взамен него будут применяться СП 1.03.11-2023 «Продолжительность строительства. Оптимальная продолжительность выполнения строительных и монтажных работ на объектах строительства. Порядок определения», утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.10.2023 № 105.

В п. 17 Правил № 1450 закреплено, что сроки строительства объекта (выполнения строительных работ), устанавливаемые в договоре, не должны превышать продолжительности строительства, определенной проектной документацией и условиями процедур закупок.

Таким образом, продолжительность строительства — это расчетная величина, устанавливаемая в проектной документации. Срок строительства объекта – договорная величина, устанавливаемая по соглашению сторон в договоре строительного подряда. Нормативный срок строительства – то же, что и продолжительность строительства.

Изменение срока строительства как административная процедура

Рассмотрим ситуацию, когда заказчик принял решение продолжить строительство объекта.

Как предусмотрено в ч. 2 п. 17 Правил № 1450, в исключительных случаях изменение (продление) сроков строительства объектов (за исключением объектов, срок строительства которых установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь) осуществляется по согласованию:

  • с городскими (г. Минска, городов областного подчинения), районными исполнительными комитетами ‒ в отношении объектов жилищного строительства (при первичном изменении (продлении) сроков строительства), а также финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета иных объектов;
  • с областными, Минским городским исполнительными комитетами ‒ в отношении объектов жилищного строительства (при повторном изменении (продлении) сроков строительства);
  • с государственным учреждением «Администрация Китайско-Белорусского индустриального парка "Великий камень"» ‒ в отношении объектов индустриального парка на территории Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», за исключением территории населенных пунктов, в том числе г. Минска и земель в границах перспективного развития г. Минска в соответствии с его генеральным планом, садоводческих товариществ, дачных кооперативов.

Порядок подготовки, подачи обращения о продлении сроков строительства и их рассмотрения регулируется:

Важно.
Поскольку продление сроков строительства объектов рассматривается законодателем как исключительная ситуация, обращаем внимание, что в качестве подтверждения «исключительности» к обращению прилагается справка о причине переноса срока ввода объекта строительства.

В качестве причин переноса сроков в соответствии с п. 75 Правил № 1450 могут быть:

  • нарушение заказчиком установленных договором сроков передачи проектной документации;
  • несвоевременная передача подрядчику строительной площадки (фронта работ);
  • выявление в ходе строительства дополнительных объемов строительных работ, не предусмотренных проектной документацией и влияющих на своевременное исполнение подрядчиком своих договорных обязательств;
  • уменьшение предусмотренного в договоре объема финансовых ресурсов, выделяемых для строительства объекта на очередной финансовый год;
  • существенное нарушение установленного договором порядка расчетов, графика платежей (финансирования);
  • нарушение установленных договором сроков поставки материальных ресурсов и проведения пусконаладочных работ по вине заказчика;
  • приостановление строительства объекта (выполнения строительных работ) на срок не более 3 месяцев по обстоятельствам, не зависящим от сторон.

Сроки обращения за продлением

В ч. 2 п. 17 Правил № 1450 установлены сроки обращения за продлением срока строительства. Срок отсчитывается от даты окончания строительства, указанной в договоре, и составляет:

  • не позднее 6 месяцев – общий срок для всех объектов;
  • не позднее месяца – для объектов, срок строительства которых составляет менее 6 месяцев;
  • полтора месяца – при повторном изменении (продлении) сроков строительства в отношении объектов жилищного строительства.

Из п. 2 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 28.10.2008 № 433-З «Об основах административных процедур» следует, что срок, до истечения которого необходимо обратиться за осуществлением административной процедуры в уполномоченный орган, не устанавливается законодательством. Среди оснований для отказа в принятии заявления заинтересованного лица или в осуществлении административной процедуры отсутствует такое основание, как пропуск срока обращения.

Таким образом, пропуск сроков, указанных в ч. 2 п. 17 Правил № 1450, не может являться основанием для отказа в осуществлении административной процедуры.

Случаи применения административных процедур

Согласование изменения сроков строительства применяется:

  • для изменения сроков строительства объектов жилищного строительства независимо от источников финансирования;
  • для иных объектов, финансируемых без привлечения средств республиканского бюджета.

Не требуется выполнения указанных административных процедур также в случаях, если срок строительства объекта установлен решениями Президента Республики Беларусь или Правительства Республики Беларусь.

В случае, если строительство объекта (за исключением жилья) финансируется за счет бюджетных средств, продление сроков строительства регулируется законодательством о государственных закупках.

Продление сроков строительства и государственные закупки

В случае строительства объекта за счет бюджетных средств следует учитывать нормы законодательства о государственных закупках.

Основания для изменения условий (в том числе изменения срока исполнения) договора государственной закупки перечислены в подп. 1.8 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15.06.2019 № 395 «О реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее – постановление № 395).

Выберем из этих условий те, которые подходят к рассматриваемому вопросу:

  • увеличение объема (количества) товаров (работ, услуг) не более чем на 15 % по отношению к предусмотренному договором при его заключении объему (количеству) соответствующих товаров (работ, услуг);
  • увеличение сроков исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по инициативе заказчика, если необходимо изменение конструктивных, технологических решений, требующих от поставщика (подрядчика, исполнителя) дополнительного времени для поставки или реализации иным способом товара (выполнения работы, оказания услуги), и такое изменение невозможно было предусмотреть при проведении процедуры государственной закупки;
  • изменение срока исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с невозможностью их исполнения вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы;
  • изменение предмета государственной закупки и требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем) в случае возникновения потребности в приобретении дополнительных работ, не предусмотренных проектной документацией, разработанной по стадии «Строительный проект», необходимость выполнения которых возникла в процессе строительства и подтверждена двухсторонним актом, подписанным заказчиком и разработчиком проектной документации. Стоимость дополнительных работ определяется в соответствии с Положением № 1553;
  • изменение требований к предмету государственной закупки, его объема (количества), сроков исполнения обязательств подрядчиком (исполнителем), цены договора не более чем на 15 % по отношению к цене договора при его заключении, обусловленного возникновением потребности в выполнении СМР по текущему ремонту, не предусмотренных в дефектном акте и смете, подтвержденной актом, подписанным заказчиком и подрядчиком, а также инженерной организацией (в случае ее привлечения заказчиком для выполнения своих функций).

Очевидно, что в рассматриваемый перечень не входят такие причины, как несвоевременное финансирование, неготовность стройплощадки по вине заказчика либо несвоевременная поставка оборудования.

Всегда ли можно продлить срок? 

Что делать заказчику, если объект возводится за счет бюджетных средств, а оснований для продления сроков строительства, соответствующих подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, нет?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.11.2022 № 04-3-05/15549 «Об изменении условий договора строительного подряда». Так, в случае, если при исполнении договора его условия изменяются таким образом, что это не предусмотрено нормами, изложенными в подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, договор строительного подряда, заключенный по результатам государственной закупки, может быть расторгнут по соглашению сторон. В связи с этим у заказчика возникает необходимость в проведении процедуры государственной закупки на тот объем услуг, который фактически остался для их оказания с учетом измененных условий, и было невозможно подписать дополнительное соглашение к договору, не нарушая законодательство о государственных закупках.  

Безусловно, такая рекомендация не вызовет положительных эмоций ни у заказчиков, ни у подрядчиков. Однако в настоящее время законодательство не содержит норм, позволяющих поступить иначе.

Продление уведомления о начале выполнения СМР

Как следует из п. 3 Положения о порядке направления уведомлений о производстве строительно-монтажных работ, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.05.2018 № 343 (далее — Положение № 343), до начала производства СМР при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектной документации на строительство объекта заказчик направляет в орган государственного строительного надзора (далее — Госстройнадзор) уведомление о начале производства СМР.

Предполагаем, что добросовестный заказчик исполнил свою обязанность и указал в уведомлении в том числе дату начала производства СМР и нормативный срок строительства.

Обратите внимание.
Согласно п. 5 Положения № 343 органы Госстройнадзора необходимо проинформировать об изменении условий, при которых направлялось уведомление, в том числе о внесении изменений в договоры строительного подряда, касающихся сроков начала и завершения строительства объектов.

Законодатель не установил форму такого уведомления, но определил срок ‒ в течение 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в договоры строительного подряда.

Заказчику на заметку
Для продления срока строительства заказчику необходимо:
1. В случае строительства объекта за счет небюджетных средств:
— получить в местном органе власти согласование продления сроков строительства;
— внести изменения в договор строительного подряда;
— проинформировать органы Госстройнадзора об изменении условий договора строительного подряда в части сроков завершения строительства объекта.
2. В случае строительства объекта за счет бюджетных средств:
— при наличии оснований для изменения сроков строительства, указанных в подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, – внести изменения в сроки исполнения договора;
— проинформировать органы Госстройнадзора об изменении условий договора строительного подряда в части сроков завершения строительства объекта;
— при отсутствии оснований для изменения сроков строительства, указанных в подп. 1.8 п. 1 постановления № 395, – расторгнуть договор строительного подряда и провести новую процедуру государственной закупки для заключения договора строительного подряда в объеме незавершенного строительства.

564 Shape 1 copy 6Created with Avocode.