Вы на портале

Приняты новые стандарты в строительстве

Уже в апреле в нашей стране вводятся два новых стандарта — СТБ 2571-2020 «Строительство. Управление программами инвестиционных проектов» и СТБ 2572-2020 «Строительство. Управление портфелем инвестиционных проектов». Их принятие — важный шаг в развитии отечественной системы управления проектами. «РСГ» обсудила с экспертом, почему это важно.

2464 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Управление проектом — это планирование, делегирование, мониторинг и контроль всех аспектов проекта. Сюда же относится и мотивирование всех участников проекта для достижения его целей, соблюдая оговоренные сроки, стоимость, качество, объем работ. Внедрение практики управления проектами позволяет достичь поставленную задачу максимально быстро, эффективно и экономно.

Как в Беларуси внедряли проектный менеджмент

Внедрение управления проектами в Беларуси оказалось процессом сложным и тернистым. Так получилось, что на институциональном уровне лучших успехов добилась именно строительная отрасль. Почему — рассказывает первый заместитель начальника инспекции Департамента контроля и надзора за строительством по г. Минску Ирина КОЛЕСНИКОВА, которая стояла у истоков внедрения методологии управления инвестиционными проектами в практику работы строительной отрасли. Она отвечала за реализацию программы и продолжает оставаться адептом проектного подхода.

— Главным фактором стало то, что участники строительства осознали, что при реализации инвестиционных проектов в Беларуси и особенно за рубежом нужно совершенствовать подходы к их управлению. Тем более что экспорт строительных услуг стал одной из приоритетных задач стройотрасли и способом ее выживания в условиях сужения национального рынка. То есть возникла потребность интеграции в мировой строительный рынок. Он в это время также переживал изменения. Там повышались требования к процессам планирования, реализации, контроля и завершения инвестиционных проектов. Особенно, если эти проекты осуществляются при ограниченных ресурсах и в экономической и политической нестабильности. Тогда же в мире возникла необходимость четко обозначить роль «руководителя проекта».

По словам Ирины Колесниковой, первые попытки внедрения методологии управления проектами в практику белорусского стройкомплекса начались в середине 2000-х годов. Тогда базовой организацией Минстройархитектуры определи РУП «Белстройцентр» — инженерную компанию, которой доверили управление ответственными и уникальными строительными проектами. Первые десять сотрудников этой организации впервые в Беларуси в 2008 году прошли обучение и получили сертификаты управляющих проектами IPMA Level C в Международной ассоциации управления проектами (IPMA). Это давало право управления проектами ограниченной сложности.

— К сожалению, даже на сегодняшний день ценность данного документа наши специалисты понимают только при работе на зарубежных рынках, где он является гарантом опыта и знаний управляющего, в Республике Беларусь данный международный сертификат, признаваемый во всем мире, не тождественен квалификационному аттестату руководителя (управляющего) проектом, выдаваемому Минстройархитектуры, и не дает право управления инвестиционным проектом в строительстве на отечественном рынке.

Год спустя открылась совместная практико-ориентированная кафедра БНТУ и РУП «Белстройцентр» «Организация строительного производства». На ее базе студенты проходили занятия по дисциплине «Управление проектами в строительстве». Преподавателями стали специалисты из числа первых сотрудников, получивших международные сертификаты.

Благодаря усилиям РУП «Белстройцентр» с 1 августа 2012 г. в нашей стране появилась должность «Руководитель проекта», внесенная в раздел «1. Руководители» выпуска 1 ЕСКД.

В 2014 году вышел в свет ТКП 45-1.02-298-2014 «Строительство. Предпроектная (предынвестиционная) документация. Состав, порядок разработки и утверждения». По словам Ирины Колесниковой, он стал революционным ТНПА, выход которого опередил готовность и техническую зрелость белорусских компаний к проведению детальной предпроектной проработки и планированию проекта. Этот документ также ввел такие дефиниции, как руководитель (управляющий) проектом, управление проектом, схема комплексного управления строительной деятельностью, план управления проектом. А функции руководителя проектом определены постановлением Минстройархитектуры от 4 февраля 2014 г. № 4 «Функции заказчика, застройщика, руководителя (управляющего) проекта по возведению, реконструкции, капитальному ремонту, реставрации и благоустройству объекта строительства». В нем указано, что заказчик или застройщик назначают руководителя проекта из числа работников соответствующей квалификации либо привлекают инженерную организацию, в штате которой должен быть руководитель проектом, имеющий квалификационный аттестат, выдаваемый Минстройархитектуры.

На сегодняшний день Минстройархитектуры аттестовало более 3500 руководителей (управляющих) проектом.

— К слову, специальности высшего образования «Управление проектами» в Беларуси не существует. Но можно пройти переподготовку на базе высшего технического образования в Межотраслевом институте повышения квалификации и переподготовки кадров БНТУ. Первый выпуск руководителей проекта в строительстве состоялся в 2015 году, — рассказала Ирина Колесникова. — Также необходимо отметить, что в настоящий момент Минстройархитектуры завершается еще одна важная веха для внедрения проектного менеджмента в республике — это разработка профессионального стандарта «Управление инвестиционными проектами в строительстве», который устанавливает обобщенные трудовые функции руководителя (управляющего) проектом, то есть по сути является его детализированной должностной инструкцией. Важно, что данный профессиональный стандарт разработан с учетом отраслевых особенностей, в контексте действующих в Беларуси стандартов по проектному менеджменту и, главное, в устоявшейся терминологии профессионального русскоговорящего сообщества по управлению проектами. Как ответственный разработчик данного профстандарта, хочу поблагодарить тех, кто давал свои замечания и предложения при разработке и общественном обсуждении этого документа, а также экспертам, положительно оценившим полученный профстандарт, — Дмитрию ЛУКЬЯНОВУ, сертифицированному директору проектов Международной ассоциации управления проектами (IPMA Level A), асессору системы сертификации IPMA 4-L-C, а также Максиму ЧЕТЫРБОКУ, руководителю управления достроительной подготовки «А-100 Девелопмент».

**

Профессиональный стандарт — стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню образования, квалификации, компетенций, содержанию, качеству и условиям труда.

**

Логика проектно-процессного подхода

Ирина Колесникова отмечает, что первым ТНПА, положившим начало проектному управлению в нашей стране, стал введенный с 1 марта 2016 г. СТБ ISO 21500-2015 «Руководство по менеджменту проекта», идентичный ISO 21500:2012.

— Но этот документ является рамочным стандартом и устанавливает общие требования к менеджменту проекта. Поэтому для применения на практике нужна была адаптация к национальным и отраслевым требованиям, — рассказывает Ирина Александровна. — В итоге Минстройархитектуры приняло решение разработать отраслевой стандарт по управлению проектами. В этом документе предполагалось учесть особенности реализации проектов именно в строительстве, а также ввести профессиональную терминологию на русском языке, устоявшуюся в странах постсоветского пространства.

Основой разработки стала логика проектно-процессного подхода американского стандарта по управлению проектами PMBOK PMI (Project Management Body of Knowledge Project Management Institute — Свод знаний по управлению проектами (5-е издание) и Расширение для строительной отрасли (3-е издание)), а также СТБ ISO 21500-2015 и российские стандарты (в том числе действующий на тот момент ГОСТ Р 54869-2011 «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»). Спустя полтора года разработки, 1 декабря 2018 г. вступил в действие СТБ 2529-2018 «Строительство. Управление инвестиционными проектами. Основные положения».

— Этот государственный стандарт, помимо того что устанавливает общие подходы к управлению инвестиционными проектами в строительстве, помогает руководителям проектов в нашей стране общаться на одном профессиональном языке, применять понятные инструменты и методы, — отмечает специалист. — Кроме этого, дает возможность оценить профессиональную зрелость компании в управлении проектами, ее сильные и слабые места, проанализировать готовность оказывать услуги по профессиональному сопровождению проектов в Беларуси и за рубежом.

Что будет в СТБ 2571-2020 и СТБ 2572-2020?

— К сожалению, на практике ни одна компания не может себе позволить одновременно реализовывать только один строительный проект. Как правило, это строительство большого количество объектов часто разного функционального назначения у разных заказчиков. Именно поэтому сразу за внедрением СТБ 2529-2018 было принято решение о разработке государственных стандартов по управлению программами инвестиционных проектов и портфелем проектов строительной компании.

**

Инвестиционный проект в строительстве — совокупность документов и организационно-технических мероприятий, связанных с инвестированием средств в объекты капитального строительства в процессе проведения предпроектных, проектных, строительных, пусконаладочных и иных работ, а также работ по вводу объекта в эксплуатацию (СТБ 2529-2018).

Программа — группа взаимосвязанных инвестиционных проектов в строительстве, согласованных со стратегическими целями организации (СТБ 2571-2020).

Портфель — набор компонентов, которые группируются вместе с целью эффективного менеджмента и достижения стратегических целей организации (СТБ 2572-2020).

**

Так, по словам Ирины Колесниковой, в ожидаемом в апреле СТБ 2571-2020 «Строительство. Управление программами инвестиционных проектов» приведены процессы, выполнение которых на стадии инициирования, планирования, реализации и завершения программы позволит получить ее преимущества. На руководителя программы проектов стандарт возлагает ее менеджмент, ответственность за результаты и взаимодействие сторон.

СТБ 2572-2020 «Строительство. Управление портфелем инвестиционных проектов» прописывает обязанности высшего руководства компании, — рассказывает Ирина Колесникова. — Так, руководитель портфеля проектов — лицо, осуществляющее менеджмент портфеля или иную деятельность, выполняемую в рамках программы, и ответственное за взаимодействие заинтересованных сторон и результатов портфеля проектов. Менеджмент портфеля подразумевает достижение стратегических целей организации путем формирования, оптимизации, мониторинга и контроля, управления изменениями портфеля в условиях определенных ограничений. Управление портфелем обеспечивает связь между уровнем стратегического управления в организации и уровнем менеджмента проектов и программ.

По ее словам, в СТБ 2572-2020 определены три группы процессов: обеспечение менеджмента портфеля проектов, формирование портфеля, мониторинг и контроль портфеля. Большое внимание уделяется управлению преимуществами (выгодами) портфеля, то есть достижению поставленных стратегических целей компании.

— К сожалению, сегодня компании сталкиваются с рядом сложностей при управлении проектами, программами и портфелем, которые мешают эффективно реализовывать инвестпроекты, — обращает внимание Ирина Колесникова. — Среди них — несовершенство законодательной базы, противоречивые и двоякотолкуемые требования действующих НПА и ТНПА, в том числе терминологии. Важный минус — в университетах нет специальности высшего образования «Управление проектами», а доступна только переподготовка, нет данной специальности и для получения ученой степени кандидата и доктора наук, нет института «руководителя (управляющего) проекта» и наработанной практики применения методологии управления проектами. Можно отметить, что и организации не мотивированы внедрять новые подходы в управлении. Есть недостатки и в системе финансирования. Так, лимит средств на управление проектом, установленный законодательно в сводном сметном расчете, не покрывает все затраты, если проект прорабатывать детально с гарантированным попаданием в бюджет и сроки реализации проекта. К тому же главным критерием в области закупок в строительстве является цена услуги, а не качество, имя, опыт, квалификационный состав команды по управлению проектами, которые не могут бороться с демпингом цен на рынке инженерных услуг. Стоит отметить, что и со стороны госорганов нет активной заинтересованности в проектном подходе, в том числе в собственной деятельности.

Осложняет ситуацию и отсутствие формализированного профессионального сообщества.

— К сожалению, в настоящий момент Республика Беларусь является одной из немногочисленных стран мира, в которой отсутствует Национальная ассоциация управления проектами, — говорит Ирина Колесникова. — Это как раз та структура, которая должна определить правила игры на рынке и сплотить профессионалов для продвижения прогрессивных методов в практику работы строительного комплекса республики. Ассоциации также нет, потому что рынок профессиональных инженерных услуг в Беларуси недостаточно емкий, и для ее содержания не будет достаточного финансирования.

Но, по словам эксперта, строительная отрасль не стоит на месте и намерена при активном участии всех заинтересованных продолжать внедрять и продвигать методологии управления проектами.

— Планируется продолжать разработку комплекса стандартов по проектному менеджменту, создание Национальной ассоциации управления проектами и ее интеграция в международные профессиональные сообщества, а также сертифицирующего центра руководителей и специалистов команды управления проектом, программой и портфелем. Также на повестке остается создание специальности первой ступени высшего образования и подготовки кадров высшей научной квалификации по специальности «Управление проектами». Можно прогнозировать, что реализация этих мер расширит практику внедрения данной методологии в строительстве, и накопленный опыт может быть востребован и в других сферах деятельности, — резюмировала эксперт.

Источник: smp.by

2464 Shape 1 copy 6Created with Avocode.