Вы на портале

Земельные отношения: корректировка комплексного акта правительства

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 01.08.2024 № 563

В постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13.01.2023 № 32 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 18 июля 2022 г. № 195-З «Об изменении кодексов» и утвержденные им положения, в частности в Положение о порядке изъятия и предоставления земельных участков (далее – Положение), были внесены многочисленные изменения, вступившие в силу с 07.08.2024. Рассмотрим основные из них.

Лашкевич Максим
Лашкевич Максим
Директор, партнер ООО «ГРАТА Интернэшнл БиУай»
91 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Занятие земель без предоставления

В результате корректировки норм п. 7 Положения, устанавливающего случаи возможного занятия земель без их изъятия и предоставления, теперь изымать и предоставлять земельные участки не требуется не только при размещении опор линий электропередачи, но и опор линий электросвязи, наземных частей не только наземной, но и подземной инженерной и транспортной инфраструктуры. Уточнено, что это правило применяется не только для случаев размещения на землях населенных пунктов, не предоставленных и не находящихся в пользовании, а также на землях общего пользования.

Установлены отдельные требования к документации, необходимой для строительства воздушных линий электропередачи, электросвязи и их опор: теперь для этого не нужны процедура предварительного согласования, соответствующие материалы и утвержденный акт выбора места размещения земельного участка, достаточно будет утвержденной проектной документации с возмещением убытков и потерь сельскохозяйственного и (или) лесохозяйственного производства (при их наличии) и решения местного исполкома о разрешении строительства.

Прекращение предоставления земель в упрощенном порядке

Для юридических лиц исключена возможность предоставления земельных участков для ведения лесного, сельского хозяйства, в том числе крестьянского (фермерского) хозяйства, а также подсобного хозяйства на основании землеустроительного дела по установлению границы земельного участка, земельно-кадастрового плана границы земельного участка и решения о его изъятии и предоставлении без предварительного согласования и разработки проекта отвода, которая была ранее предусмотрена п. 9 Положения.

Новые основания для отказа в предоставлении земельного участка

Перечень оснований для отказа дополнен следующими пунктами:

  1. испрашиваемый земельный участок расположен в возможных зонах затопления (подтопления), что подтверждается информацией Республиканского центра по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды о максимальном уровне воды за многолетний период наблюдений по данным сети гидрометеонаблюдений;
  2. отпали основания для предоставления заявителю земельного участка без аукциона;
  3. у заявителя есть объекты сверхнормативного незавершенного строительства (объекты-долгострои) – о наличии либо отсутствии таких объектов теперь нужно информировать исполком при обращении за предоставлением участка в заявлении.

Уточнение порядка предоставления земель без предварительного согласования места размещения

Для случаев, когда предоставление участка для строительства и обслуживания капитальных строений возможно без предварительного согласования места его размещения, измененной редакцией п. 35 Положения урегулирован перечень представляемых документов – теперь вместо общей формулировки о предоставлении документов, подтверждающих принадлежность имущества на законном основании, названы конкретные примеры:

  • копии технического паспорта либо ведомости технических характеристик на него и акта приемки объекта строительства в эксплуатацию (решения об утверждении акта приемки объекта строительства в эксплуатацию), или решения местного исполкома о принятии самовольной постройки в эксплуатацию и ее государственной регистрации, или решения местного исполкома о возможности использования эксплуатируемого капитального строения по назначению;
  • копии документов, подтверждающих принадлежность на законном основании либо подтверждающих возникновение в капитальном строении (здании, сооружении) совместного домовладения (протокол общего собрания участников совместного домовладения, договор, выписка из решения местного исполкома о назначении уполномоченного лица, судебное постановление, иные документы);
  • планово-картографические материалы с нанесенной границей испрашиваемого земельного участка, в том числе содержащие информацию об объектах внешнего благоустройства, необходимых для обслуживания;
  • соглашение об определении долей в праве на земельный участок, заключенное между всеми участниками совместного домовладения при предоставлении участка для обслуживания объекта совместного домовладения, управление которым осуществляется непосредственно, либо всеми собственниками нескольких капитальных строений, расположенных на неделимом земельном участке.

Для сокращения сроков на подготовку документации п. 37 Положения дополнен указанием на то, что при предоставлении земельного участка для строительства и обслуживания существующих капитальных строений по фактическому пользованию, а также если целевое назначение такого участка не предусматривает возведение на нем капитальных строений не требуется дополнительное согласование земельно-кадастрового плана с нанесенной границей земельного участка с территориальным органом по чрезвычайным ситуациям.

Порядок предварительного согласования

Перечень заключений, включаемых в материалы предварительного согласования, дополнен следующими:

  • Института истории Национальной академии наук ‒ при согласовании места размещения земельного участка, если в местном исполкоме отсутствует информация о наличии либо отсутствии на нем археологических объектов;
  • государственного учреждения «Республиканский центр по гидрометеорологии, контролю радиоактивного загрязнения и мониторингу окружающей среды» о максимальном уровне воды за многолетний период наблюдений по данным государственной сети гидрометеорологических наблюдений ‒ если в местном исполкоме отсутствует информация о наличии либо отсутствии прогнозируемых возможных зон затопления (подтопления).

В контексте второго заключения при расположении участка в возможных зонах затопления (подтопления) ограничено право председателя исполкома на принятие решения об утверждении акта выбора места размещения земельного участка, если при наличии возражений у членов или председателя комиссии за решение высказались не менее двух третей членов комиссии. Как было указано выше, подобное расположение участка влечет отказ в предоставлении участка.

Откорректирован п. 29 Положения, согласно которому утвержденный акт выбора места размещения земельного участка является непосредственным основанием для проведения проектных и изыскательских работ (подготовки проектной документации) только в случаях, когда не требуется получения разрешения о проведении проектных и изыскательских работ (подготовки проектной документации). Исходя из действующих в настоящее время норм иных актов, случаев, когда требуется получение разрешения в дополнение к утвержденному акту выбора, не установлено. Только применительно к участкам, предоставляемым по результатам аукционов с условиями, предусмотрено, что основанием для проведения проектных и изыскательских работ (подготовки проектной документации) является заключенный договор на реализацию права проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений).

В Положение о порядке организации и проведения аукционов с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) внесены изменения. Если ранее было указано, что после внесения платы за предмет аукциона исполком выдает ему решения об изъятии и предоставлении земельного участка, то сейчас ‒ о предстоящем изъятии земельного участка.

Внутрихозяйственное строительство

Ранее применявшийся без пояснений термин нашел свое определение. К внутрихозяйственному строительству отнесено соответствующее основному целевому назначению земельного участка в его границах строительство для исследовательских и (или) учебных целей в области:

  • сельского хозяйства, осуществляемое сельскохозяйственными и иными организациями – на землях, предоставленных им для ведения сельского или подсобного сельского хозяйства, или
  • лесного хозяйства, осуществляемое юридическими лицами, ведущими лесное хозяйство, или иными организациями – на землях, предоставленных им для ведения лесного хозяйства.

Так, к объектам внутрихозяйственного строительства относятся возводимые капитальные строения (здания, сооружения), за исключением внутрихозяйственного карьера, а также инженерные и транспортные коммуникации к ним.

Ранее внутрихозяйственное строительство называлось в качестве одного из оснований для перевода земель из одного вида в другой (подп. 4.1 п. 4 ст. 8 КоЗ), а также использовалось в тексте п. 7 Положения, указывающего на отсутствие необходимости в изъятии и предоставлении самостоятельных земельных участков для размещения объектов внутрихозяйственного строительства.

Одновременно была уточнена глава 11 Положения, определяющая порядок размещения таких объектов на предоставленных участках. Установлены требования о предоставлении в исполком наряду с заявлением, если место размещения расположено вне границ территорий перспективного развития населенных пунктов, установленных утвержденной градостроительной документацией, заключения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды об отсутствии в границе испрашиваемого земельного участка разведанного месторождения полезных ископаемых либо о наличии такого месторождения, возможности и условиях его застройки. В последующем это заключение должно быть включено в состав земельно-кадастровой документации. Права райисполкома при принятии решения о выборе земельного участка для размещения объекта внутрихозяйственного строительства и разрешении на его размещение дополнены правом установить в нем иные условия подготовки проектной документации для объекта внутрихозяйственного строительства, использования земельного участка для заявленных целей.

Сельскохозяйственные земли

Согласноп. 20 Положения о порядке определения размера убытков, причиняемых землепользователям изъятием или временным занятием земельных участков, сносом расположенных на них объектов недвижимого имущества, ограничением (обременением) прав на земельные участки, в том числе установлением земельных сервитутов, упущенная выгода при изъятии (временном занятии) сельскохозяйственных земель из земельных участков, предоставленных для ведения сельского хозяйства, устанавливалась в размере 3-кратной величины нормативного чистого дохода с изымаемого (временно занимаемого) земельного участка, определенного по результатам кадастровой оценки сельскохозяйственных земель земельных участков, при временном занятии, а также предоставлении земельного участка на срок до 10 лет включительно, и в размере 5-кратной величины ‒ при предоставлении земельного участка на срок более 10 лет.

Уточненная редакция ввела более дифференцированные подходы:

  1. при временном занятии, а также при предоставлении на срок до 1 года включительно упущенная выгода будет равна 1-кратной величине нормативного чистого дохода;
  2. при временном занятии, а также при предоставлении на срок более 1 года и до 5 лет включительно ‒ 2-кратной величине;
  3. при предоставлении на срок более 5 лет и до 10 лет включительно ‒ 3-кратной величине;
  4. при предоставлении на срок более 10 лет ‒ 5-кратной величине.

В Положении о порядке перевода земель из одних категорий и видов в другие и отнесения земель к определенным видам (далее – Положение о порядке перевода земель) п. 7 дополнен указанием на то, что регламент работы создаваемой в местном исполкоме комиссии для подготовки материалов о переводе сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в иные виды земель должен включать предельные показатели качественного состояния таких земель, совпадение нескольких из которых позволит комиссии сделать заключение о наличии оснований для перевода сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения в иные виды земель, в том числе:

  • значение балла плодородия почв земельного участка;
  • величину нормативного чистого дохода с единицы площади сельскохозяйственных земель;
  • площадь земельного контура;
  • мелиоративное состояние и иные сведения о составе и качестве земель.

В части, регулирующей отнесение земель к определенным видам, актуальная редакция п. 17 Положения о порядке перевода земель содержит запрет на отнесение сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения к иным видам земель, в то время как ранее это являлось возможным при создании и обновлении земельно-информационной системы.

91 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме