Нормативное регулирование
Основным документом, регламентирующим применение процедуры биржевых торгов при закупках товаров при строительстве, является Указ Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380). Согласно подп. 1.2 п. 1 данного Указа закупки товаров при строительстве осуществляются путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве (далее — торги), переговоров либо биржевых торгов, проводимых в соответствии с законодательством о товарных биржах (далее — биржевые торги), за исключением централизованных государственных закупок медицинских изделий, проводимых в порядке, определенном законодательством о государственных закупках.
Пунктом 3-1 постановления № 714 предусмотрено, что в случае, если проведение биржевых торгов на закупку товаров при строительстве объектов в соответствии с Указом № 380 является обязательным, закупки товаров, включенных в перечень, при строительстве объектов осуществляются на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа». Под перечнем понимается перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением № 714 (далее — Перечень).
Помимо товаров, включенных в Перечень, в соответствии с частью второй п. 49 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее — Положение о закупках в строительстве), на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» могут осуществляться в соответствии с законодательством о товарных биржах закупки необходимых для строительства объектов товаров, допущенных открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа» к биржевой торговле.
Справочно.
Ранее действовавший Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» не предусматривал при закупках в строительстве такого вида процедуры, как закупка товаров на биржевых торгах, вследствие чего некоторые организаторы процедур закупок для строительства воздерживались от закупок товаров для строительства на бирже.
В 2016 г. закупки в строительстве регулировались Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», ст. 51 которого определяла возможность применения биржевых торгов как одной из процедур государственных закупок.
Отметим также, что процедура биржевых торгов применяется при закупках товаров (работ, услуг) не для целей строительства объектов. По нашему мнению, применение такой процедуры не противоречит постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств». Данное обстоятельство подчеркивает универсальный характер биржевой торговли для различных целей закупок товаров.
Например, проведение процедуры биржевых торгов может применяться как для закупки товара при строительстве на основании проектной документации, так и при закупке сырья для производства товаров для строительства в случаях, когда договором строительного подряда допускается производство товаров собственными силами подрядчика.
Особенности применения процедуры биржевых торгов
Прежде всего следует определить, является ли обязательной процедура закупки товаров на товарной бирже либо такая закупка может осуществляться как на товарной бирже, так и посредством проведения торгов (переговоров).
Если товар входит в Перечень, то его закупка по процедуре биржевых торгов возможна в тех случаях, когда его ориентировочная стоимость превышает 2 000 евро. Если же стоимость товара, включенного в Перечень, не превышает 2 000 евро, то его закупка проводится с применением процедуры торгов (переговоров).
Особенностью закупок товаров посредством биржевых торгов является выполнение следующих условий:
— субъект должен получить сертификат открытого ключа проверки электронной цифровой подписи, который выпускает Удостоверяющий центр «БУТБ»;
— необходима аккредитация участника биржевой торговли, под которой понимается процедура наделения юридических и физических лиц правами на участие в биржевых торгах и на заключение биржевых сделок. Данная процедура заканчивается заключением между товарной биржей и заявителем договора на биржевое обслуживание.
Требование о выполнении перечисленных условий не рассматривается как ограничение доступа участников к процедуре закупки.
К особенностям применения процедуры биржевых торгов относится также то, что, в отличие от закупок товаров по процедурам торгов (переговоров), процедура биржевых торгов не предусматривает проведения квалификационного отбора участников, предоставления участникам преференциальных поправок, предоставления справок об их финансовом состоянии и прочие условия проведения торгов (переговоров), предусмотренные Положением о закупках в строительстве.
Ответственность участников биржевой торговли
Законодательством предусмотрена ответственность участников биржевой торговли, отличающаяся от ответственности участников других процедур, проводимых при закупках в строительстве.
Согласно п. 30 Типовых правил биржевой торговли на товарных биржах, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2009 № 1039, за нарушение правил товарной биржи, решений органов управления товарной биржи, принимаемых в целях регулирования биржевой торговли, товарная биржа вправе применять к участнику биржевой торговли следующие меры ответственности:
• предупреждение;
• штраф;
• лишение участника биржевой торговли права на участие в биржевых торгах в течение определенного периода (приостановление аккредитации);
• приостановление или прекращение членства на товарной бирже;
• прекращение аккредитации участника биржевой торговли;
• иные меры, предусмотренные законодательством и правилами биржевой торговли.
Порядок и условия применения указанных мер определяются правилами товарной биржи и иными локальными нормативными правовыми актами товарной биржи.
Наиболее распространенной мерой воздействия на нарушителя является лишение участника биржевой торговли права на участие в биржевых торгах в течение определенного периода. Чаще всего такая мера воздействия применяется к участнику, несвоевременно оплатившему биржевой товар.