Закупки инженерных услуг получателями бюджетных средств

Особую актуальность закупки инженерных услуг имеют для государственных учреждений, наделенных полномочиями заказчика, осуществляющего за счет бюджетных и приравненных к ним средств новое строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или модернизацию зданий и сооружений 1–4-го классов сложности.

В статье автор освещает особенности проведения процедуры закупок инженерных услуг за счет бюджетных средств.

Вашкевич Игорь

начальник юридического отдела КУП «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома»

877 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Определение инженерных услуг

Согласно ст. 56 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» к инженерным услугам в строительстве относятся консультирование по вопросам проектирования и строительства и выполнение определенных договором функций заказчика, застройщика по осуществлению организационно-технических мероприятий, включающих в том числе:

• подготовку документов, необходимых для получения земельных участков;

• сбор исходных данных, необходимых для составления проектной документации, разрешительной документации;

• выбор подрядчиков, поставщиков товаров;

• подготовку проектов договоров;

• технический надзор с правом принятия решений от имени заказчика, застройщика во взаимоотношениях с подрядчиком;

• заключение договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, строительного подряда, иных договоров;

• организацию приемки объекта в эксплуатацию;

• иные услуги, необходимые для осуществления строительной деятельности.

Конкретный перечень инженерных услуг устанавливается договором на оказание инженерных услуг, заключенным с заказчиком, застройщиком. Инженерная организация по договору с заказчиком, застройщиком может осуществлять комплексное управление строительной деятельностью.

Включение инженерных услуг в годовой план закупок

В соответствии со ст. 18 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках) заказчик ежегодно утверждает годовой план государственных закупок и до 8 марта текущего года размещает его на официальном сайте. В годовой план государственных закупок должна включаться информация обо всех товарах, работах и услугах, проведение процедур закупок которых планируется заказчиком в течение года, об ориентировочных объемах закупаемых товаров, работ и услуг, их ориентировочной стоимости и ориентировочных сроках осуществления закупок вне зависимости от стоимости планируемых закупок.

Очевидно, что в годовой план закупок подлежат включению закупки инженерных услуг, которые планирует приобрести заказчик.

Следует учитывать, что постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений» определены квалификационные требования для получения аттестата, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим функции заказчика, застройщика, а также оказание отдельных видов инженерных услуг в строительстве.

Новое определение инженерных услуг в государственном классификаторе

В ранее действовавшей редакции постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь» инженерные услуги относились к услугам строительным инженерным, не включенным в другие группировки (код 45.21.64.000).

Значительные изменения в конкретизации отдельных видов инженерных услуг произошли со вступлением в силу с 01.01.2016 постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.12.2012 № 83 «Об утверждении, внесении изменений и отмене общегосударственного классификатора Республики Беларусь» (в редакции от 08.10.2015). Данным постановлением введен в действие общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2012 «Классификатор продукции по видам экономической деятельности» (далее — ОКРБ 007-2012) и отменен Общегосударственный классификатор Республики Беларусь ОКРБ 007-2007 «Промышленная и сельскохозяйственная продукция» (далее — ОКРБ 007-2007).

В ОКРБ 007-2012 определение инженерных услуг отличается от определения в ранее действовавшем классификаторе.

Согласно ОКРБ 007-2012 услуги инженерные (код 71.12.1) включают в себя:

1) услуги инженерные консультационные (код 71.12.11);

2) услуги инженерные, связанные со строительными проектами (код 71.12.12), которые в свою очередь подразделяются:

— на услуги инженерные по закладке фундамента и строительных конструкций;

— услуги инженерные по электрическому и механическому оборудованию зданий;

— услуги инженерные по электрическому и механическому оборудованию жилых зданий;

— услуги инженерные по электрическому и механическому оборудованию нежилых зданий;

— услуги инженерные по проектированию объектов гражданского строительства (открытых и закрытых спортивных сооружений);

— услуги инженерные комплексные для проектов со сдачей «под ключ»;

— услуги инженерные комплексные для проектов со сдачей «под ключ» жилых зданий;

— услуги инженерные комплексные для проектов со сдачей «под ключ» нежилых зданий;

— услуги инженерные комплексные для проектов со сдачей «под ключ» объектов гражданского строительства;

— услуги инженерные комплексные для проектов со сдачей «под ключ» производственных предприятий;

— услуги инженерные комплексные для проектов со сдачей «под ключ» прочих объектов;

3) услуги инженерные по проектированию систем энергоснабжения (код 71.12.13);

4) услуги инженерные, связанные с проектами в области транспорта (код 71.12.14).

В состав этих услуг входят:

— услуги инженерные по проектированию объектов гражданского строительства (автомагистралей, шоссе, дорог, улиц, железных дорог и взлетных полос);

— услуги инженерные по проектированию объектов гражданского строительства (портов, гаваней, шлюзов, дамб, ирригационных и других водных сооружений);

— услуги инженерные по проектированию объектов гражданского строительства (магистральных трубопроводов, линий связи, линий электропередач и т.п.);

— услуги инженерные по проектированию объектов гражданского строительства (локальных трубопроводов, линий связи и т.п.);

5) услуги инженерные, связанные с проектами по обработке и удалению отходов (опасных и неопасных) (код 71.12.15);

6) услуги инженерные, связанные с проектами в области водоснабжения, канализационных и дренажных систем (код 71.12.16);

7) услуги по инженерно-техническому проектированию производственных процессов и производств (код 71.12.17);

8) услуги инженерные, связанные с проектами в области телекоммуникаций и вещания (код 71.12.18);

9) услуги инженерные, связанные с прочими проектами (код 71.12.19).

Эти услуги включают в себя:

— услуги в области технического регулирования и стандартизации;

— услуги в области метрологии;

— услуги в области аккредитации;

— услуги государственного контроля (надзора) за соблюдением требований ТНПА;

— услуги государственного метрологического надзора;

— услуги в области каталогизации продукции;

— услуги инженерные прочие.

В перечень информации, которая отражается в плане государственных закупок, включается код ОКРБ 007-2012.

Статья 1 Закона о госзакупках определяет однородные товары (работы, услуги) как товары (работы, услуги), относящиеся к одному подвиду ОКРБ 007-2007.

В ОКРБ 007-2012 структура классификатора представлена в следующем виде:

В ранее действовавшей редакции постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28.06.2007 № 36 «Об утверждении и введении в действие Общегосударственного классификатора Республики Беларусь» (в редакции от 22.12.2011) код состоял из 9 цифровых знаков и его структура имела такой вид:

Таким образом, ранее действовавшей в ОКРБ 007-2007 позиции «подвид» (9 знаков) в ОКРБ 007-2012 соответствует позиция «группировка» (9 знаков), а «подвиды» определяются 8 знаками кода.

Следует учитывать, что отнесение товаров (работ, услуг) к однородным имеет важное значение. Вид процедуры государственной закупки (ст. 17 Закона о госзакупках) определяется в зависимости от следующих параметров: определенного заказчиком предмета государственной закупки и ориентировочной стоимости годовой потребности в однородных товарах (работах, услугах).

Исходя из указанных параметров и особенностей ОКРБ 007-2012, для проведения закупки инженерных услуг могут быть реализованы процедуры открытого конкурса, запроса ценовых предложений или закупки из одного источника.

877 Shape 1 copy 6Created with Avocode.