Применение законодательства о госзакупках с 1 января 2016 года

Уже более года на страницах журнала в рамках рубрики «Закупки в строительстве от "А" до "Я"» мы анализируем законодательство, регулирующее процедуры закупок в строительстве, и освещаем актуальные вопросы, возникающие в данной сфере. Необходимость создания рубрики была продиктована коренными изменениями, затронувшими сферу строительства в 2014–2015 гг. Нормативные акты, принятые законодателем в этот период в области закупок, предполагали очередные изменения и в 2016 г.

Таким образом, с 1 января 2016 г. одним из вопросов, которые волнуют специалистов, работающих в строительной отрасли, является вопрос применения законодательства о государственных закупках в строительстве.

Майборода Владимир

Юрист

909 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

История вопроса

Вступивший в силу с 1 января 2014 г. Указ Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ № 591) установил правила проведения закупок при строительстве за счет бюджетных средств, отличные от правил проведения закупок, предусмотренных Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» (далее — Закон о госзакупках).

Согласно подп. 1.3 п. 1 Указа № 591 законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) не применяется до 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.

Указание на двухгодичный срок приостановления действия законодательства о государственных закупках для строительства было вызвано необходимостью соблюдать нормы Договора о Евразийском экономическом союзе (далее — Договор о ЕАЭС).

Так, согласно п. 11 Протокола о регулировании закупок (приложение 25 к Договору о ЕАЭС) государство-член вправе в одностороннем порядке в своем законодательстве о закупках установить особенности осуществления закупок, связанные с необходимостью соблюдения конфиденциальности информации о потенциальных поставщиках до окончания осуществления закупки, а также в исключительных случаях на срок не более двух лет — особенности осуществления закупок отдельных видов товаров (работ, услуг). Республика Беларусь воспользовалась данной возможностью и принятием Указа № 591 установила особенности осуществления государственных закупок в строительстве. Предполагалось, что к 1 января 2016 г. на законодательном уровне в отношении закупок в строительстве будут устранены противоречия между Законом о госзакупках и нормативными правовыми актами, регулирующими строительную деятельность, а соответственно, Указ № 591 будет отменен.

Что изменилось после 1 января 2016 года?

В настоящее время Указ № 591 продолжает действовать. В то же время согласно подп. 1.3 п. 1 данного Указа законодательство о государственных закупках товаров (работ, услуг) применяется с 1 января 2016 г. при проведении процедур закупок при строительстве.

Возникает вопрос: каким нормативным правовым актом должны руководствоваться субъекты хозяйствования при проведении закупок при строительстве?

Прежде всего отметим, что мы рассматриваем ситуацию, когда предметом регулирования и Указа № 591, и Закона о госзакупках являются одни и те же общественные отношения, а именно государственные закупки при строительстве. В отношении же закупок при строительстве за счет иных средств, не относящихся к бюджетным (собственные средства), как и ранее, применяется Указ № 591 и принятые во исполнение его подзаконные акты.

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

В ст. 7 Закона о госзакупках определено, что Президент Республики Беларусь в области государственных закупок:

— определяет единую государственную политику;

— определяет уполномоченный государственный орган по государственным закупкам;

— осуществляет иные полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, данным Законом и иными законодательными актами.

Применительно к рассматриваемой коллизии Указа № 591 и Закона о госзакупках нужно отметить, что в Законе о госзакупках не были определены специальные полномочия на издание Указа № 591.

Следовательно, можно сделать вывод, что Указ № 591 имеет верховенство по отношению к Закону о госзакупках.

В подп. 1.1 и 1.2 п. 1 Указа № 591 закреплено, что закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований данного Указа путем проведения подрядных торгов либо переговоров, а закупки товаров при строительстве осуществляются с учетом требований данного Указа путем проведения торгов на закупку товаров при строительстве либо переговоров.

Как видно, указанные нормы носят императивный характер. Следующий за данными нормами подп. 1.3 п. 1 Указа № 591 о неприменении законодательства о госзакупках при строительстве ввиду большей силы Указа Президента Республики Беларусь по сравнению с Законом носил разъяснительный характер.

Подробный анализ, не являющийся предметом настоящей статьи, показывает, что в случаях, когда порядок проведения государственных закупок не установлен Указом № 591, такие закупки должны проводиться в соответствии с Законом о госзакупках.

Таким образом, с 1 января 2016 г. при проведении государственных закупок при строительстве продолжает применяться Указ № 591, а в случаях, им не урегулированных, — Закон о госзакупках.

Мнение Минстройархитектуры

В связи с многочисленными обращениями организаций по вопросам проведения с 1 января 2016 г. процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь направило заинтересованным лицам письмо от 15.01.2016 № 04-3-05/472 «О применении норм законодательства при закупках в строительстве». Из данного письма вытекает следующее.

Нормами Указа № 591 определены виды закупок при строительстве и основания их проведения. С 1 января 2016 г. утратил действие подп. 1.3 п. 1 Указа № 591. В связи с этим если закупки товаров (работ, услуг) при строительстве проводятся с 1 января 2016 г., то:

— государственные закупки (при бюджетном финансировании полностью или частично за счет бюджетных средств и (или) средств государственных внебюджетных фондов получателями таких средств) необходимо производить в соответствии с нормами Закона о госзакупках;

— закупки за счет иных средств следует производить в соответствии с нормами Указа № 591 и принятого в его развитие постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.

Кроме того, в случае если задание на закупку товаров (работ, услуг) было утверждено в 2015 г., то согласно общим правилам, в соответствии с которыми определяется решение заказчика о закупке, процедуры продолжаются в 2016 г. с учетом требований Указа № 591 и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов».

Как видно из содержания письма, его выводы полностью противоречат выводам, изложенным выше.

Подчеркнем, что речь идет о применении либо неприменении Указа Президента Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь в области государственных закупок.

Согласно ст. 9 Закона о госзакупках к полномочиям уполномоченного государственного органа по государственным закупкам относится дача разъяснений по вопросам, связанным с применением законодательства о государственных закупках.

В соответствии с подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 590 «О некоторых вопросах государственных закупок товаров (работ, услуг)» уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок является Министерство торговли.

Таким образом, Министерство архитектуры и строительства не является уполномоченным государственным органом по государственным закупкам, а процитированное письмо от 15.01.2016 № 04-3-05/472 не является официальным разъяснением по рассматриваемому в статье вопросу применения законодательства о государственных закупках.

909 Shape 1 copy 6Created with Avocode.