Вы на портале

Закупки для проведения технической модернизации

Одной из мер по либерализации деятельности в области строительства, предусмотренных Декретом Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), является отмена необходимости получения разрешительной документации при проведении технической модернизации. В Декрете № 7 дано определение термина «техническая модернизация». Однако в этом определении содержится и другой термин — «технологическое оборудование».

На момент подготовки статьи поиск в базе показал, что действуют 2712 нормативных правовых актов, в которых применяется термин «технологическое оборудование». Как определить, что относится к технологическому оборудованию, и как выбрать процедуру закупки при проведении технической модернизации?

Вашкевич Игорь
Вашкевич Игорь

начальник юридического отдела КУП «Управление дорожно-мостового строительства и благоустройства Мингорисполкома»

1899 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Определение термина «технологическая модернизация»

Одним из новшеств в строительной деятельности, внесенных Декретом № 7, является введение в оборот норм, регулирующих проведение технической модернизации объектов.

Согласно Декрету № 7 под технической модернизацией понимается замена (установка нового) технологического оборудования с выполнением сопутствующих работ по устройству несущих оснований под оборудование, прокладке или замене отдельных внутренних инженерных сетей, связанных с функционированием технологического оборудования, устройству перегородок, отделочных и других работ, производимых внутри здания и не затрагивающих несущую способность конструкций*.

* Подстрочное примечание 15 к подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7.

Техническая модернизация, капитальный ремонт объектов осуществляются собственниками объектов либо с их письменного согласия субъектами хозяйствования, у которых объекты находятся на ином вещном праве или на основании гражданско-правового договора. Для выполнения таких работ не требуется наличие аттестата соответствия заказчика.

Применение термина «технологическое оборудование»

Для применения на практике термина «техническая модернизация» необходимо разобраться, что понимается под другим термином — «технологическое оборудование». Прямое определение данного термина в нормативных актах отсутствует. Чтобы понять, какое оборудование относится к технологическому, можно проанализировать случаи применения этого термина в различных нормативных правовых актах. Однако, по нашему мнению, нужно учитывать цели принятия таких  нормативных актов.

Поскольку нас интересует строительная деятельность, то рассмотрим только акты, регулирующие данный вид деятельности, не затрагивая акты таможенного, налогового и иного законодательства.

В разделе 26 «Работы по монтажу технологического оборудования» Перечня видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, утвержденного постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 17 (далее — постановление № 17), содержится 294 подпункта, в том числе:

26.207. прокладка кабельных сетей с устройством муфт и разделкой концов;

26.215. монтаж вентиляционного оборудования;

26.242. монтаж оборудования связи;

26.254. монтаж аппаратуры электрической тревожной, пожарной, вызывной и дистанционной сигнализации с блокировкой поверхностей;

26.259. прокладка кабелей линии связи и станционных;

26.265. монтаж приборов, средств автоматизации и вычислительной техники;

26.266. установка приборов;

26.267. установка индикаторов, датчиков, сигнализаторов различных параметров;

26.268. установка аппаратуры оперативного контроля и управления, сбора и передачи исходной информации.

С постановлением № 17 частично корреспондируются нормативные правовые акты, определяющие порядок ценообразования в строительстве.

Так, согласно п. 2 Методических рекомендаций о порядке определения сметной стоимости оборудования, утвержденных приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 08.05.2012 № 144 (далее — Методические указания № 144), в локальных сметах (локальных сметных расчетах) на строительство должна учитываться стоимость предусмотренного проектом оборудования (монтируемого и немонтируемого), необходимого для обеспечения деятельности предприятий, а также эксплуатации зданий и сооружений, в том числе:

— технологического, энергетического, подъемно-транспортного, насосно-компрессорного и другого оборудования;

— приборов, средств автоматизации и связи;

— транспортных средств, технологически связанных с процессом производства;

— машин по уборке территорий и цехов;

— оборудования средств пожаротушения;

— оборудования вычислительных центров, лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;

— оборудования для первоначального оснащения вновь вводимых в действие общежитий, объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли и др.

В соответствии с п. 5 Методических указаний № 144 к оборудованию относятся технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и тому подобные устройства, совершающие различные процессы, как технологические, в результате которых производится энергия, создается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, хранение, так и сопутствующие им, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи, контроля и др.

Полагаем, что на практике для применения абз. 2 подп. 4.4 п. 4 Декрета № 7 и отнесения оборудования к технологическому обоснованным является применение подп. 26.1–26.293 п. 26 постановления № 17 в части назначения (целевого использования) оборудования, указанного в данных подпунктах после слова «монтаж».

В случае отсутствия наименования монтируемого оборудования в постановлении № 17 целесообразно обратиться за разъяснением в Министерство архитектуры и строительства.

Проведение закупок

Поскольку техническая модернизация рассматривается в Декрете № 7 как определенный вид строительной деятельности, необходимо установить, какими нормами должен руководствоваться организатор процедуры закупки при ее проведении.

Сопоставление содержания термина «техническая модернизация» с положениями ТКП 45-1.04-206-2010 «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (далее — ТКП-2010) позволяет сделать следующие выводы:

1) работы, выполняемые при технической модернизации, имеют большую степень сходства с работами, выполняемыми при капитальном ремонте, а также при модернизации зданий и сооружений;

2) работы, выполняемые при технической модернизации, нельзя свести к работам, выполняемым при текущем ремонте.

Следовательно, положения подп. 1.6 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 380), относящиеся к закупкам, осуществляемым при текущем ремонте, не могут распространяться на закупки при проведении технической модернизации.

В соответствии с п. 4.4 государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 2331-2015 «Здания и сооружения. Классификация. Основные положения» не подлежат классификации согласно настоящему стандарту изолированные помещения зданий, системы оборудования (кондиционирования), которыми оснащают эксплуатируемые здания и сооружения, а также технологическое оборудование, в том числе устанавливаемое на автомобильных дорогах.

Вполне обоснованным является вывод о том, что для выполнения работ по технической модернизации не требуется проведения некоторых работ, предусмотренных для капитального ремонта и модернизации зданий и сооружений и указанных в приложениях Б и В к ТКП-2010.

Подытоживая, отметим, что при выборе подрядчиков, исполнителей и поставщиков для выполнения работ по технической модернизации за счет средств бюджета и приравненных к ним средств следует руководствоваться требованиями подп. 1.4 п. 1 Указа № 380.

1899 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме