Закупки аренды машин и механизмов

Одним из нововведений Указа Президента Республики Беларусь от 07.06.2019 № 223 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее — Указ № 223) является норма, в соответствии с которой проведение подрядных торгов, торгов либо биржевых торгов не является обязательным в случаях, когда заключаются договоры на аренду техники, необходимой для выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ. Разберемся, что кроется в содержании данного нововведения и как обстоят дела на практике.

Майборода Владимир

Юрист с 24-летним стажем работы

2321 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно подп. 1.7 п. 1 Указа № 223 в случаях, предусмотренных в подп. 1.6 настоящего пункта, закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов. Отсюда следует, что для закупки аренды техники, необходимой для выполнения отдельных видов строительных, монтажных, специальных и иных работ, как минимум нужно провести процедуру переговоров.

Термины и понятия

В строительной деятельности (в договорах, бухгалтерском учете, статистике) применяется термин «аренда строительных машин» либо «аренда строительных механизмов». На наш взгляд, различия в терминологии несущественны, и речь в Указе № 223 идет об аренде строительных машин и механизмов.

В законодательной практике рассматриваемая норма подп. 1.6 п. 1 Указа № 223 является новой в части отнесения аренды к предмету регулирования при закупках. Как следует из названия, Указ № 223 регулирует проведение процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве. 

Как справедливо отметил Конституционный Суд Республики Беларусь в заключении от 07.02.2002 № З-137/2002, договоры аренды направлены на возмездную передачу имущества в пользование, а не на возмездное оказание услуг. Аренда не является товаром или работой. 

Еще раз обратим внимание, что в подп. 1.6 п. 1 Указа № 223 сделаны изъятия из общего порядка закупок в части обязательного проведения подрядных торгов. Но согласно подп. 1.1–1.5 п. 1 того же Указа в случае, если бы аренда техники не была указана в подп. 1.6 п. 1, для заключения договора аренды строительной техники торги проводить тоже бы не требовалось. То есть, по сути, в отношении аренды техники подп. 1.6 п. 1 Указа № 223 не вводит изъятие из общего правила, а устанавливает порядок закупки. 

Существенные условия договора аренды с экипажем

В целом процедура переговоров по выбору арендодателя строительной техники не будет отличаться от иных переговоров по выбору подрядчиков (поставщиков, исполнителей). Особенности проведения такой процедуры вытекают из отличий договора аренды строительной техники от договоров подряда (поставки, оказания услуг). 

Иными словами, для проведения процедуры переговоров по закупке аренды строительной техники необходимо определить критерии выбора лучшего предложения. Мы исходим из того, что заказчику известен объект аренды — наименование строительной машины (механизма) и вид аренды — аренда строительной машины с экипажем или без экипажа. Для наглядности в статье будет рассмотрен вариант аренды с экипажем. 

Рекомендация.
Для данного вида аренды необходимо учесть, что в договоре, который стороны заключат после проведения процедуры, нужно указать не только то, что машина (механизм) передается арендатору во временное владение и пользование, но и то, что арендодатель оказывает арендатору услуги по управлению строительной машиной (механизмом) и ее технической эксплуатации.

Согласно п. 14 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 15.02.2012 № 1 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из арендных правоотношений» хозяйственным судам следует иметь в виду, что срок договора аренды не относится к существенным условиям договора аренды и определяется по соглашению сторон. Заключение договора аренды допускается и без указания срока его действия.

По нашему мнению, исходя из потребности арендатора в выполнении строительных работ срок аренды строительной машины (механизма) является существенным условием договора. Однако он не может меняться и, соответственно, не может быть критерием оценки предложений. 

Рекомендация.
В отношении срока аренды необходимо оговорить порядок его продления или сокращения при отсутствии необходимости в арендованных машинах (механизмах).

Стоимость аренды как критерий оценки

При формировании подхода к стоимости аренды как критерию считаем необходимым отталкиваться от бухгалтерского учета затрат в строительстве.

В силу п. 10 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 30.09.2011 № 44, в статью «Затраты по эксплуатации строительных машин и механизмов» включаются затраты, связанные с содержанием и использованием при выполнении строительных работ строительных машин и механизмов (далее — техника). 

К ним относятся:

— затраты, связанные с оплатой труда (основная, дополнительная заработная плата, включая надбавки всех видов, премия за производственные результаты) машинистов и других рабочих, занятых управлением, обслуживанием и ремонтом техники;

— стоимость горюче-смазочных материалов, использованных для обеспечения работы техники, ее ремонта и технического обслуживания;

— затраты на ремонт техники;

— арендная плата по арендованной технике.

С точки зрения арендатора целесообразно все перечисленные выше затраты объединить и включить в состав арендной платы. Однако не всегда это возможно и соответствует интересам арендодателя, а в некоторых случаях законодательство прямо запрещает объединять такие затраты.

Согласно постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 25.01.2013 № 3 «О примерных формах учетных документов в строительстве» (далее — постановление № 3) рекомендованным первичным учетным документом при аренде строительных машин является «Справка о времени аренды строительной машины» (форма С-12) (далее — Справка С-12). Справка С-12 подтверждает количество и стоимость аренды строительных машин и механизмов арендатором, а также стоимость услуг по управлению ими. У арендатора справка С-12 служит основанием для отнесения на расходы затрат по эксплуатации строительных машин и механизмов, а также для расчетов между арендатором и арендодателем. У арендодателя справка С-12 служит основанием для отражения выручки либо суммы задолженности арендатора. 

Согласно форме Справки С-12 (приложение 7 к постановлению № 3) в ней указываются количество часов и ставка арендной платы.

Таким образом, критерием для оценки предложений участников является арендная плата за машино-час работы строительной машины (механизма). Подтверждением количества отработанных часов будут являться справки к сменному рапорту и (или) справки к путевому листу строительной машины.

Стоимость машино-часа работы арендованной строительной машины, по нашему мнению, главный критерий для оценки предложений участников. 

Стоимость услуг по управлению

При выборе критериев следует учитывать требования законодательства, регулирующего порядок сдачи в аренду государственного имущества.

Исходя из п. 4 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, находящихся в государственной собственности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150, при сдаче в аренду транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда транспортного средства с экипажем) арендатор кроме арендной платы, определенной в соответствии с Положением, оплачивает арендодателю стоимость данных услуг в соответствии с законодательством и договором аренды.

Таким образом, отдельно от арендной платы организатор переговоров должен установить критерий «Стоимость услуг по управлению и технической эксплуатации». 

Иные критерии оценки предложений

Переменные и постоянные критерии

Критериями оценки предложений участников также могут являться условия оплаты (предоплата полная или частичная, отсрочка платежа), размер аванса (в случае, если арендодатель предусматривает его выплату). 

Предложения участников по данным критериям будут отличаться. Также они могут обсуждаться и изменяться в процессе переговоров по улучшению предложений. В этом смысле указанные критерии относятся к переменным. 

Фиксированные критерии

Фиксированные критерии — условия договора аренды, сформулированные организатором переговоров (арендатором) и не подлежащие изменению в предложениях участников. 

Такими критериями могут быть:

— оплата перебазировки строительных машин (механизмов). Время следования строительных механизмов на автомобильном шасси с места постоянной дислокации к месту производства работ и время следования механизмов к месту постоянной дислокации может считаться рабочим временем и подлежать оплате арендатором. Однако данные расходы арендодатель вправе включить в стоимость арендной платы;

— командировочные расходы и расходы, связанные с проживанием работников (машинистов) арендодателя (подлежат ли оплате арендатором);

— коэффициенты к оплате при работе грузоподъемных механизмов в выходные и праздничные дни (согласовывает ли арендатор их применение);

— коэффициенты к оплате за управление и техническую эксплуатацию выделенного механизма при работе грузоподъемных механизмов в стесненных условиях (согласовывает ли арендатор их применение). 

Предложенный перечень фиксированных критериев не является исчерпывающим и отражает исключительно мнение автора статьи. Использование каждого критерия должно рассматриваться с точки зрения применимости к конкретной ситуации.

2321 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме