Вы на портале

Выход белорусской строительной компании на российский рынок (часть 2)

В первой части статьи (журнал «Юрист в строительстве», № 5/2020) был описан алгоритм-руководство по началу осуществления белорусской компанией деятельности на рынке строительных услуг в России в качестве генподрядчика/субподрядчика при цене контракта свыше 3 млн рос. руб. 

Разберем вопросы выхода белорусской строительной компании на российский рынок при цене контракта менее указанной суммы.

Парманчук Ангелина
Парманчук Ангелина

Юрист GRATA International 

Крутов Олег

Юрист АБ «Грата Интернешнл (между-народные консультанты) Ростов-на-Дону»

3116 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Членство в саморегулируемой организации

Если размер обязательств по каждому из договоров строительного подряда не превышает 3 млн рос. руб., юридические лица могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, не являясь членами саморегулируемых организаций в области строительства (ч. 2, 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ (ред. от 27.12.2019), далее — ГрК).

Таким образом, упрощается подготовительный этап по выходу белорусской компании на российский строительный рынок, минуя вступление в саморегулируемую российскую организацию, подачу заявления и подготовку необходимых для этого документов.

Оформляемся в России

Иностранная строительная компания может осуществлять предпринимательскую деятельность в России:

1) через постоянное представительство/филиал (ст. 55 ГК РФ);

2) без постоянного представительства;

3) через дочернюю компанию-резидента.

Справочно.
Для осуществления работ на рынке строительных услуг в РФ строительным компаниям необходимо соответствовать требованиям, определенным ГрК.

Строительная компания определяет наличие или отсутствие постоянного представительства в РФ самостоятельно в соответствии со ст. 306 и 308 НК РФ, а также с учетом норм Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 21.04.1995 «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество».

Указанные варианты организации выхода на российский рынок предполагают разные алгоритмы обложения налогом на прибыль, ЕСН, НДС и налогом на недвижимость.

1. Постоянное представительство/филиал 

Процедура открытия представительства/филиала регламентируется Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон № 160-ФЗ) и представляет собой следующий алгоритм.

Справочно.
Открывать временное представительство для целей осуществления строительной деятельности нельзя, поскольку согласно п. 4 ст. 360 НК РФ оно характеризуется осуществлением деятельности подготовительного и вспомогательного характера.

Шаг 1. Принятие компанией решения по открытию представительства/филиала.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона № 160-ФЗ обособленное подразделение может открываться на территории России только в соответствии с решением юридического лица.

По общему правилу ст. 35 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» принятие этого решения возможно только в рамках общего собрания участников хозобщества, если уставом не предусмотрена реализация подобных задач советом директоров или исполнительным органом. 

Если решение принято коллегиальным исполнительным органом, оно оформляется в виде протокола с указанием следующих положений:

— создание и регистрация иностранного представительства/филиала в России;

— утверждение положения о представительстве/филиале;

— наделение обособленного подразделения имуществом;

— назначение руководящего состава;

— назначение лица, которое имеет полномочия вести дела подразделения компании в Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее —ТПП РФ) и Федеральной налоговой службе, отвечающей за аккредитацию.

Справочно.
Требования к положениям о филиале и представительстве иностранного юридического лица закреплены в ст. 22 Закона № 160-ФЗ.

Шаг 2. Регистрация корректировок устава в связи с открытием подразделения в РФ.

Шаг 3. Получение аккредитации.

Отметим, что Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) не предусматривает регистрацию представительств/филиалов иностранных юридических лиц. 

Из п. 3 ст. 4 Закона № 160-ФЗ следует, что представительство/филиал иностранного юридического лица может официально функционировать с момента аккредитации, которая рассматривается как форма государственного контроля. 

Справочно.
Отказ в аккредитации или в принятии решения об аккредитации может быть обжалован в судебном порядке (п. 4 ст. 21 Закона № 160-ФЗ).

Аккредитацию представительств/филиалов иностранных юридических лиц производит Межрайонная ИФНС России № 47 по г. Москве (приказ ФНС России от 22.12.2014 № ММВ-7-14/668). 

Справочно.
За аккредитацию представительств/филиалов иностранных организаций, создаваемых на территории РФ, уплачивается госпошлина — 120 000 рос. руб. за каждое представительство/филиал (п. 5 ст. 333.33 НК РФ).

Перечень документов, необходимых для аккредитации, определен приказом ФНС России от 26.12.2014 № ММВ-7-14/680 (ссылка доступа — bit.ly/Приказ_ММВ-7-14_680).

Справочно.
Адрес Межрайонной ИФНС России № 47 по г. Москве для направления корреспонденции: 127006, г. Москва, ул. Долгоруковская, д. 33, стр. 1 (bit.ly/ИФНС_47).

Отметим, что первоначально комплект документов направляется в ТПП РФ для заверения сведений о численности иностранных работников представительства/филиала иностранного юридического лица. 

С процедурой заверения сведений можно ознакомиться по ссылке bit.ly/ТППРФ_Заверение.

Подтверждением факта аккредитации является документ о внесении записи в государственный реестр аккредитованных филиалов и представительств иностранных юридических лиц (далее — Реестр, ссылка доступа — bit.ly/РеестрРФ).

Срок регистрации представительства иностранной компании в России составляет не более чем 25 рабочих дней (п. 5 ст. 21 Закона № 160-ФЗ). Свидетельство о внесении записи в Реестр выдается (направляется) в срок не более чем 5 рабочих дней со дня внесения в него такой записи (ч. 2 п. 10 ст. 21 Закона № 160-ФЗ).

Также в течение 12 месяцев после принятия решения об открытии на территории РФ представительства/филиала белорусская компания обязана представить заявление об аккредитации, включающее в себя заверенные ТПП РФ сведения о численности иностранных граждан, являющихся работниками этих филиала, представительства, и документы для аккредитации представительства/филиала иностранного юридического лица в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти. 

Шаг 4. Регистрация в налоговых органах.

Поскольку через постоянное представительство/филиал осуществляется регулярная предпринимательская деятельность (ст. 306 НК РФ), белорусская строительная компания обязана зарегистрироваться в налоговых органах России. 

Справочно.
Для целей ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в РФ понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории РФ (ч. 1 п. 2 ст. 306 НК РФ).

Иностранный подрядчик обязан встать на налоговый учет в РФ не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления деятельности на территории России (п. 4 ст. 83 НК РФ). Постановка на налоговый учет является универсальной — для целей исчисления и уплаты налога на прибыль и НДС.

Отметим, что согласно ст. 13 Конвенции о правовой помощи от 22.01.1993, ратифицированной Республикой Беларусь и Российской Федерацией, документы, выданные лицом, имеющим на это полномочия, на территории одного государства, принимаются и в другом без какого-либо специального удостоверения. Иными словами, если в Беларуси документ считается официальным, то и в России этот документ имеет соответствующую юридическую силу.

Строительная площадка — постоянное представительство? В некоторых случаях деятельность субподрядчика — иностранной организации на строительной площадке, расположенной на территории РФ, может рассматриваться как создающая постоянное представительство этой организации-субподрядчика (п. 2 ст. 308 НК РФ).

Под строительной площадкой иностранной организации на территории РФ в соответствии с п. 1 ст. 308 НК РФ следует понимать: 

1) место строительства новых, а также реконструкции, технического перевооружения и/или ремонта существующих объектов недвижимого имущества (за исключением воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов); 

2) место строительства и/или монтажа, ремонта, реконструкции и/или технического перевооружения сооружений, в том числе плавучих и буровых установок, а также машин и оборудования, нормальное функционирование которых требует жесткого крепления на фундаменте или к конструктивным элементам зданий, сооружений или плавучих сооружений.

На основании пп. 1 и 2 ст. 83 НК РФ, с учетом положений приказа Минфина России от 28.12.2018 № 293 «Об утверждении Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами такого соглашения, и о признании утратившим силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 117н» иностранные организации, производящие строительные и монтажные работы в РФ, обязаны встать на налоговый учет по месту осуществления строительной деятельности. 

При этом нужно учитывать тот факт, что в настоящее время ведутся дискуссии на предмет того, является ли строительная площадка отдельным видом постоянного представительства.

2. Без постоянного представительства

Иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства, признаются плательщиками налога на прибыль в РФ (ст. 246 НК РФ). Соответственно, доходы от деятельности иностранных подрядчиков, осуществляющих строительные и монтажные проекты на территории РФ, подлежат обложению российским налогом на прибыль только в случае возникновения постоянного представительства у данных иностранных подрядчиков.

Существуют следующие варианты осуществления деятельности на территории РФ без создания постоянного представительства:

1. Направление иностранной организацией своих работников для работы на территории РФ или иной территории, находящейся под юрисдикцией РФ, в другой организации по договору о предоставлении труда работников (персонала) при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п. 2 ст. 306 НК РФ. 

Данный вариант не может рассматриваться как факт, приводящий к образованию постоянного представительства иностранной организации, направившей своих работников, если такие работники действуют исключительно от имени и в интересах организации, в которую они были направлены (п. 7 ст. 306 НК РФ). В частности, в соответствии с разъяснениями, указанными в письме Минфина России от 20.03.2013 № 03-08-05/8706, осуществление иностранными специалистами функций консультирования, обучения, контроля и надзора за монтажными и пусконаладочными работами на монтажном объекте, являющемся собственностью российского юридического лица, не приводит к образованию постоянного представительства.

2. Наем на работу физических лиц — резидентов РФ, заключение прямых договоров с российскими контрагентами (если деятельность иностранной организации квалифицируется как деятельность на строительной площадке и не будет признана постоянным представительством).

3. Факт заключения иностранной организацией договора простого товарищества или иного договора, предполагающего совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории РФ, не может рассматриваться для данной организации как приводящий к образованию постоянного представительства в Российской Федерации (п. 6 ст. 306 НК РФ). При применении вышеуказанной нормы не образуется постоянное представительство, если иностранная организация в рамках договора о совместной деятельности (простого товарищества) не занимается осуществлением самостоятельной предпринимательской деятельности либо деятельности через зависимого агента в РФ, приводящей к созданию постоянного представительства. 

Справочно.
Зависимый агент — лицо, которое на основании договорных отношений с иностранной организацией представляет ее интересы в РФ, действует на территории РФ от ее имени, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (п. 9 ст. 306 НК РФ, письма Минфина России от 07.05.2008 № 03-08-05, от 09.09.2010 № 03-08-05).

Отметим, что ведение учета доходов и расходов товарищества для целей налогообложения должно осуществляться российским участником товарищества вне зависимости от того, на кого возложено ведение дел товарищества (ст. 278 НК РФ). Однако данный факт не изменяет налоговый статус иностранной организации. 

Когда деятельность иностранной организации в рамках договора простого товарищества не образует постоянного представительства, полученные от такой деятельности доходы являются доходами от источников в РФ (в соответствии с разъяснениями, приведенными в письме Минфина России от 07.04.2011 № 03-03-06/4/31).

3. Дочерняя компания-резидент

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) — наиболее простая форма регистрации коммерческой организации в России.

Справочно.
Госрегистрация юрлиц при их создании осуществляется в срок не более чем 3 рабочих дня со дня представления необходимых документов в регистрирующий орган (п. 3 ст. 13 № 129-ФЗ).

Осуществить инвестирование возможно либо путем создания ООО на территории РФ, либо путем приобретения доли в уже существующем ООО.

Регистрация юридического лица при его создании регулируется главой IV Закона № 129-ФЗ.

Так, для регистрации необходимо подать следующие документы:

1) заявление о государственной регистрации по форме № Р11001, утвержденной приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617. 

Скачать форму № P11001 

Справочно.
Требования к оформлению заявления утверждены приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617 (ссылка доступа — bit.ly/ПриказФСН_617).

Свидетельствование в нотариальном порядке подписи заявителя не потребуется в случае представления документов лично заявителем с представлением одновременно документа, удостоверяющего его личность (подп. 1.2 п. 1 ст. 9 № 129-ФЗ);

2) решение об учреждении (о создании) юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ. При этом содержание такого документа должно соответствовать требованиям законодательства, в частности пп. 2 и 5 ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ);

3) учредительный документ (устав). 

При использовании типового устава (п. 1 ст. 12 Закона № 14-ФЗ, п. 2 ст. 52 ГК РФ, приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411) в заявлении о госрегистрации указывается номер соответствующего типового устава;

Справочно.
Приказ Минэкономразвития России от 01.08.2018 № 411 с приложениями (типовыми уставами) доступен по ссылке bit.ly/ПриказМинэкономразвития_411.

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя:

— выписка из торгового реестра или свидетельство о регистрации компании в стране происхождения; 

— справка из банка о наличии счета иностранного юридического лица; 

— документ, подтверждающий присвоение налогового номера в стране происхождения юридического лица.

Компания может представить только нотариально заверенные копии указанных выше документов с переводом на русский язык;

5) документ об уплате государственной пошлины;

6) если документы подаются в регистрирующий орган непосредственно или через многофункциональный центр представителем, к ним должна быть приложена нотариально удостоверенная доверенность (или ее копия, верность которой засвидетельствована нотариально) (абз. 2 п. 1 ст. 9 № 129-ФЗ);

7) если учредителем регистрируемого юридического лица является недееспособный в возрасте от 14 до 18 лет, необходимо приложить согласие от его законного представителя на совершение сделки по созданию юридического лица;

8) целесообразно приложить к пакету документов гарантийное письмо или согласие о достоверности юридического адреса, нотариально заверенные копии паспортов учредителей.

Также учредителю предстоит определиться с выбором системы налогообложения, назначить руководителя (генерального директора) и главного бухгалтера, открыть расчетный счет в банке.

Трудовые отношения

Привлечение работников — граждан Беларуси осуществляется без получения каких-либо разрешений, и самим работникам не требуется получать разрешение на работу в соответствии с п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 115-ФЗ), пп. 1 и 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4, ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан, ст. 97, 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее — Договор о ЕАЭС).

Справочно.
При приеме на работу иностранца необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (глава 11 ТК РФ), с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников (глава 50.1 ТК РФ).

Также работодатель вправе привлекать граждан Беларуси без учета установленных п. 5 ст. 18.1 Закона № 115-ФЗ ограничений в виде допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами на территории РФ (пп. 1 и 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Поиск заказчиков

Чтобы эффективно вести свой бизнес и развиваться, необходимо его продвигать, доводить до потенциальных заказчиков коммерческие предложения, рассылать прайсы. Для того, чтобы в этом преуспеть, необходимы контакты этих компаний. Они не являются коммерческой тайной, и найти их не всегда сложно, особенно если речь идет о контактах крупных компаний. Но если речь идет о сотнях потенциальных заказчиков и больше, искать в Интернете информацию по каждому из них неудобно и бессмысленно. Для этого можно использовать российскую площадку «ТАСС-Бизнес».

Справочно.
Сервис «ТАСС-Бизнес» (tassbiz.ru) создан с целью содействия развитию малого и среднего предпринимательства через создание среды открытого и эффективного взаимодействия предпринимателей между собой и крупными компаниями.

В сервисе «ТАСС-Бизнес» реализовано большое количество полезных опций, в том числе собрана объемная база субъектов хозяйствования с их контактами. Чтобы найти контакты компаний, необходимо перейти в раздел «Компании» и указать критерии отбора, например вид деятельности или описание.

Что касается рынка закупок, то на поисковом сервисе zakupki.kontur.ru можно найти объявления как о коммерческих закупках, так и о государственных (bit.ly/ЕИС_закупки).

Справочно.
К сервису zakupki.kontur.ru предоставляется бесплатный доступ на 3 дня.

Белорусские строительные организации имеют возможность беспрепятственного доступа к участию в закупках, проводимых в электронном формате, с использованием электронной цифровой подписи, изготовленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ч. 1 ст. 88 Договора о ЕАЭС, решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.08.2012 № 144). Подобная позиция отражена в письме Минфина России от 06.11.2018 № 24-06-08/79659 «Об осуществлении закупок в электронной форме» (доступ по ссылке — bit.ly/МинфинРФ_16112018).

При этом создание филиала или открытие представительства и их аккредитация на территории Российской Федерации для участия в закупках не является обязательным (п. 4 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, далее — Закон № 44-ФЗ).

Рекомендация.
Прежде чем переходить непосредственно к поиску госзаказов на строительные работы, целесообразно ознакомиться с требованиями, которые заказчики могут предъявить к поставщикам. Изучение таких требований поможет правильно подготовить заявку на участие в торгах, а также учесть все требования заказчика и законодательства.

Отметим, что общие требования к поставщикам и перечень документов, необходимых для участия в торгах, определены Законом № 44-ФЗ. 

На определенные виды строительных работ могут понадобиться свидетельства о допуске СРО (саморегулируемая организация). Перечень работ, для которых нужны допуски, приведен в приказе Минрегиона России от 30.12.2009 № 624. Поэтому перед тем, как подавать заявку на участие в торгах, нужно убедиться в наличии всех необходимых документов и их действительности. 

Важно.
Если для каких-либо видов строительных работ допуск СРО не нужен, то заказчик не имеет права его требовать.

Обращаем внимание, что по общему правилу белорусские строительные организации вправе участвовать в любых закупках, как по Закону № 44-ФЗ, так и по Федеральному закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», без членства в саморегулируемых организациях, если начальная цена контракта превышает 3 млн рос. руб., но предложение на выполнение работ, направленное в аукционную комиссию, не будет превышать 3 млн рос. руб.

3116 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме