Вопрос 1: При заключении договоров в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16.05.2023 № 311 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 311) по какой стоимости (фактической или учтенной в договорной цене) следует выделять и зачитывать целевые авансы?
Ответ: Согласно Правилам № 1450 в договоре может предусматриваться выплата подрядчику целевых авансов на приобретение материальных ресурсов (п. 56 Правил № 1450). В заявке на выделение целевого аванса подрядчик обязан указать наименование, количество, стоимость, а также поставщика (изготовителя) материальных ресурсов. Полученные из бюджета денежные средства должны быть отработаны в течение 4 месяцев от даты их получения, если иное не установлено законодательством (п. 58 Правил № 1450).
В то же время при расчетах по неизменной договорной (контрактной) цене цена приобретения материалов, как правило, не совпадает с ценой, учтенной при формировании цены работ. При этом Правила № 1450 не содержат каких-либо норм, регулирующих данную ситуацию.
В связи с этим, принимая во внимание, что в соответствии с п. 13 Положения № 1553 отклонения в стоимости материалов являются доходом или расходом подрядчика, формирующим его финансовый результат по договору:
- в заявке на выделение целевого аванса запрашивается сумма денежных средств, рассчитанная исходя из фактической стоимости материалов, но не более его стоимости, учтенной при формировании контрактной цены;
- подтверждением использования целевого аванса по целевому назначению являются первичные учетные документы, подтверждающие приобретение именно того материала, на который выдавался аванс;
- под отработкой целевого аванса понимается использование приобретенного за счет средств целевого аванса материала в отчетном месяце;
- зачет целевого аванса производится в фактических ценах его приобретения.
Вопрос 2: Строительство осуществляется за счет собственных средств заказчика. Проектирование ведется в две стадии. Утвержден архитектурный проект, прошедший экспертизу. Согласно постановлению № 311 цена заказчика и цена предложения подрядчика формируются в соответствии с утвержденным строительным проектом. В силу норм законодательства утверждению подлежит архитектурный проект (при проектировании в две стадии). На каком основании можно утвердить строительный проект со стоимостью, отличной (меньшей) от стоимости архитектурного проекта?
Ответ: Порядок разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, а также порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на возведение, реконструкцию, реставрацию, капитальный ремонт, благоустройство объекта строительства установлен Положением о порядке разработки, согласования и утверждения градостроительных проектов, проектной документации, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.10.2008 № 1476 (далее — Положение № 1476).
В соответствии с Положением № 1476 утвержденная проектная документация является основанием для финансирования строительства, а также для направления в органы государственного строительного надзора уведомления о начале производства строительно-монтажных работ. При этом утверждению подлежит в числе других документов и архитектурный проект (при проектировании в две стадии), строительный проект (при проектировании в одну стадию).
Вместе с тем согласно ст. 32 Закона № 300-З в случае внесения по инициативе заказчика, застройщика изменений в утвержденные архитектурные, строительные проекты, выделяемые в них очереди строительства, пусковые комплексы и сметы (сметную документацию), если обязательность ее разработки предусмотрена актами законодательства, в связи с изменением технико-экономических показателей объекта, в том числе с увеличением стоимости строительства, определенной утвержденной проектной документацией, проводятся повторная государственная экспертиза и повторное утверждение архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации).
Повторная государственная экспертиза проводится в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.
Порядок проведения экспертизы определен Положением о порядке проведения государственной экспертизы градостроительных проектов, архитектурных, строительных проектов, выделяемых в них очередей строительства, пусковых комплексов и смет (сметной документации), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.09.2016 № 791 (далее — Положение № 791).
Таким образом, если при разработке проектной документации на стадии «Строительный проект» изменилась сметная стоимость строительства объекта по отношению к ранее утвержденной стоимости по стадии «Архитектурный проект», то стадия «Архитектурный проект» (сметная стоимость) подлежит переутверждению с повторным прохождением государственной экспертизы с учетом норм Положения № 791, содержащего перечень случаев, когда прохождение повторной экспертизы не требуется.
Вопрос 3: При заключении договора строительного субподряда генподрядчик предоставляет субподрядчику сметную документацию только на один вид субподрядных работ. Исходя из предоставленной генподрядчиком сметной документации непонятно, включены ли в сводный сметный расчет стоимости строительства затраты на отчисления в фонд развития строительной отрасли. Каковы действия субподрядчика в указанной ситуации? Какая предусмотрена ответственность?
Ответ: С 01.09.2021 вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 06.07.2021 № 259 «О создании фондов развития строительной отрасли» (далее — Указ № 259). В соответствии с данным Указом отчисления в фонд развития строительной отрасли (далее — ФРСО) включаются заказчиком в сметную стоимость строительства, а подрядчиком — в неизменную договорную (контрактную) цену.
Отчисления в ФРСО производятся от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце.
Согласно п. 6 Положения о порядке формирования и использования денежных средств фондов развития строительной отрасли, утвержденного Указом № 259 (далее — Положение № 259), заказчики не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным, перечисляют на соответствующие текущие (расчетные) банковские счета главных управлений Министерства финансов по областям и г. Минску денежные средства в размере 1 % от стоимости строительных работ, выполненных подрядными организациями собственными силами в отчетном месяце, а 5-го числа второго месяца, следующего за отчетным, представляют подрядным организациям копии платежных поручений на перечисление денежных средств.
Перечисление суммы отчислений на соответствующие казначейские счета осуществляется заказчиком по территориальному признаку (в зависимости от места регистрации каждого подрядчика) на основании предоставленных ему генподрядчиком данных о стоимости строительных работ, выполненных как собственными силами генподрядчика, так и силами субподрядных организаций.
Кроме того, в соответствии с п. 9 Положения № 259 подрядные организации ежемесячно не позднее 10-го числа второго месяца, следующего за отчетным, представляют распорядителям денежных средств фондов развития строительной отрасли информацию о перечислении денежных средств в эти фонды, сформированную на основании полученных от заказчиков документов.
Исходя из вышеизложенного генподрядчик обязан уведомить субподрядчика о том, предусмотрены ли сметной стоимостью отчисления в ФРСО. Законодательством не установлена ответственность субподрядчика за формирование неизменной договорной (контрактной) цены без учета отчислений в ФРСО.
Вопрос 4: В соответствии с письмом-разъяснением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 01.03.2023 № 04-3-02/3060 «О применении норм постановления Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.01.2023 № 3» (далее — Письмо) стоимость дополнительных работ, необходимость которых возникла после 17.02.2023, определяется в ценах на дату начала разработки сметной документации с применением цены одного человека-часа рабочих-строителей 4-го разряда в размере 9,80 бел. руб. на дату начала разработки сметной документации. Заказчиком строительства даны указания составлять акты на дополнительные работы без учета требований постановления № 3, мотивируя это тем, что применение стоимости одного человека-часа осуществляется в пределах стоимости строительства, определенной сводным сметным расчетом. Применение размера одного человеко-часа может быть согласовано заказчиком дополнительно в случае наличия у заказчика резерва непредвиденных средств по объекту. Правомерны ли действия заказчика?
Ответ: Согласно подп. 1.2 п. 1 и подп. 3.2 п. 3 постановления № 3 по объектам, по которым начато строительство и не превышена нормативная продолжительность строительства (без учета приостановок строительства), корректировка сметной стоимости в связи с применением цены одного человека-часа в размере 9,80 руб. осуществляется в пределах утвержденной сметной стоимости в части остатка работ, подлежащих выполнению согласно графику производства работ.
В связи с этим по состоянию на 17.02.2023 (дата вступления в силу постановления № 3) заказчик определяет размер средств, которые он может направить на компенсацию удорожания стоимости строительных работ, состоящий из двух источников:
- остаток резерва средств на непредвиденные работы и затраты;
- суммы экономии по другим статьям сводного сметного расчета.
При этом в Письме указано следующее: «При недостаточности резерва средств на непредвиденные работы и затраты и суммы экономии по другим статьям сводного сметного расчета, определенных по состоянию на 17.02.2023, для увеличения неизменной договорной (контрактной) цены на все остатки работ, подлежащие выполнению согласно графику строительства после 1 марта 2023 г., виды работ, по которым будет произведена корректировка неизменной договорной (контрактной) цены, определяются по соглашению сторон договора».
Таким образом, при отсутствии у заказчика резерва средств на непредвиденные работы и затраты и суммы экономии по другим статьям сводного сметного расчета для применения новой стоимости одного человека-часа в размере 9,80 руб., в том числе и по дополнительным работам, следует произвести корректировку неизменной договорной (контрактной) цены. Однако такая корректировка возможна только по соглашению сторон договора.
по теме