В нашей стране система государственной регистрации недвижимого имущества в современном виде создавалась в связи со вступлением в силу Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее — Закон о госрегистрации). Впервые в Республике Беларусь был создан единый информационный ресурс о недвижимом имуществе, в котором содержится информация о земельных участках, капитальных строениях, незавершенных законсервированных капитальных строениях, изолированных помещениях, машино-местах, предприятиях как имущественных комплексах, правах на них и сделках с ними, — Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним (далее — ЕГРНИ).
Справочно.
В 2009 г. ЕГРНИ признан базовым информационным ресурсом государства (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2009 № 673).
Одной из целей ведения ЕГРНИ является защита государственных и общественных интересов в правоотношениях, связанных с недвижимым имуществом; информационное обеспечение участников рынка недвижимого имущества. То есть ЕГРНИ является одновременно и информационным ресурсом, и своеобразной системой контроля в правоотношениях с недвижимым имуществом.
В этой связи принципиальное значение имеет «качественный» состав содержащейся в ЕГРНИ информации. В настоящее время ст. 21 Закона о госрегистрации установлен принцип достоверности, согласно которому информация ЕГРНИ является достоверной, если судом не установлено иное.
В настоящее время установлен принцип достоверности, согласно которому информация ЕГРНИ является достоверной, если судом не установлено иное.
Наполнение ЕГРНИ как информационного ресурса осуществляется посредством совершения регистрационных действий в соответствии с действующим законодательством. Создана система управления качеством совершения регистрационных действий, которая включает в себя:
— систему кадрового обеспечения (комиссия по аттестации регистраторов; институт стажеров регистраторов; требования к квалификационной характеристике регистраторов; реестр регистраторов);
— систему управления совершением регистрационных действий (комплекс нормативных правовых актов и документов методологического характера; комплекс мер по дистанционной поддержке принятия решений регистраторами, систему обмена электронными документами);
— систему мониторинга за правильностью совершения регистрационных действий (как сам мониторинг правильности совершения регистрационных действий, так и комиссию по рассмотрению результатов мониторинга регистрационных действий);
— систему повышения квалификации регистраторов (курсы повышения квалификации регистраторов, техническую учебу).
Однако описанные институты (меры) направлены в большей степени на предотвращение случаев нарушения правил совершения регистрационных действий, то есть на предотвращение внесения некачественной (недостоверной) информации. Очевидно, что необходимы механизмы, которые бы помимо этого обеспечивали «очистку» от «некачественной» информации, содержащейся в ЕГРНИ. Такая информация может попасть в ЕГРНИ из-за ошибок, совершенных работниками системы (как правило, регистраторами и инженерами), в результате предоставления недостоверных сведений заявителями (как умышленно, так и нет) и по другим причинам.
Поскольку с фактом государственной регистрации (с внесением соответствующих записей в ЕГРНИ) законодательство связывает возникновение, изменение, прекращение прав на недвижимое имущество (ст. 7–9 Закона о госрегистрации), внесение изменений (внесение исправлений и аннулирование записей), которое также затрагивает права участников гражданского оборота, осуществляется в соответствии с нормами законодательства.
В первую очередь необходимо отметить наличие различных терминов в Законе о госрегистрации, которые опосредуют внесение изменений в ЕГРНИ в связи с внесением недействительных, ошибочных сведений:
— внесение исправлений в документы ЕГРНИ (ст. 28 Закона о госрегистрации);
— аннулирование записей в регистрационной книге (ст. 28-1 Закона о госрегистрации).
1. Внесение исправлений в документы ЕГРНИ. Согласно ст. 22 Закона о госрегистрации Единый государственный регистр недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним состоит из регистрационных книг, регистрационных дел, кадастровых карт, журналов регистрации заявлений. Законодательством Республики Беларусь к документам ЕГРНИ могут быть отнесены другие документы (реестры наименований улиц и дорог, реестры адресов, регистры стоимости объектов недвижимого имущества, реестры планов развития территорий, реестры земельных ресурсов, реестры административно-территориальных единиц, другие документы).
Среди всех описанных составляющих ЕГРНИ приоритет имеет регистрационная книга (п. 4 ст. 22 Закона о госрегистрации), которая непосредственно содержит основную информацию об объектах недвижимости и полную информацию о правах, сделках с такими объектами: при несоответствии данных регистрационной книги данным других документов ЕГРНИ приоритет имеют данные регистрационной книги.
Если рассматривать в целом такую процедуру, как внесение исправлений в документы ЕГРНИ, то необходимо отметить, что в подавляющем большинстве случаев исправления вносятся по основаниям, не связанным с наличием ошибок: например, исправления в идентификационных данных правообладателя при изменении фамилии и пр.; и лишь незначительная часть (являющаяся предметом настоящей статьи) обусловлена некими «пороками» при совершении регистрационных действий.
Согласно п. 6 ст. 22 Закона о госрегистрации исправление записи осуществляется путем внесения новой записи в регистрационную книгу.
2. Аннулирование записей в регистрационной книге. В соответствии со ст. 28-1 Закона о госрегистрации основанием для аннулирования записи в регистрационной книге является вступившее в законную силу судебное постановление о признании недействительной государственной регистрации соответствующего юридического факта.
Отличие аннулирования записи от внесения исправления состоит также в том, что при аннулировании записи, внесенной взамен записи, ранее содержавшейся в регистрационной книге, ранее содержавшаяся запись становится актуальной. При этом в случае признания судом недействительными нескольких государственных регистраций их аннулирование производится в обратном порядке последовательности государственной регистрации, установленной ст. 10 Закона о госрегистрации.
В случае признания судом недействительными нескольких государственных регистраций их аннулирование производится в обратном порядке последовательности государственной регистрации, установленной ст. 10 Закона о госрегистрации.
В общем виде правовые способы внесения исправлений в документы ЕГРНИ можно разделить на судебные (осуществляемые по постановлению суда) и внесудебные:
Согласно ст. 1 Закона о госрегистрации ошибки в ЕГРНИ классифицируются по степени их существенности:
1) на технические ошибки — ошибки в документе ЕГРНИ, исправление которых не влечет возникновения, перехода или прекращения прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество. К техническим ошибкам, в частности, относятся описки в словах, пропуск слов, цифр, ошибки в арифметических расчетах;
2) ошибки нетехнического характера — ошибки в документах ЕГРНИ, исправление которых может повлечь возникновение, переход или прекращение прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество или причинение вреда заинтересованным лицам. К ошибкам нетехнического характера, в частности, относятся ошибочное указание другого правообладателя, наименования вида права, ограничения (обременения) права, искажение размера долей в общей собственности.
Нормами Закона о госрегистрации установлен порядок, при котором исправление незначительных с точки зрения правовых последствий ошибок производится по упрощенной процедуре: на основании заявления правообладателя, других заинтересованных лиц либо сведений государственных органов, иных государственных организаций, а также по инициативе регистратора (подп. 1.1 п. 1 ст. 28 Закона о госрегистрации).
Во внесудебном порядке могут быть исправлены и нетехнические ошибки, однако только при следующем условии: если отсутствует основание полагать, что такое исправление может причинить вред или нарушить права и законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи. Исправление такого рода ошибок может быть произведено только на основании совместного заявления всех заинтересованных лиц (подп. 1.3 п. 1 ст. 28 Закона о госрегистрации). Стоит отметить, что нормами Закона о госрегистрации не установлен перечень заинтересованных лиц, как и не определены критерии такой заинтересованности. На практике определение круга лиц и наличие основания для возможного причинения вреда таким лицам должно осуществляться в каждом конкретном случае, в том числе исходя из общих норм гражданского законодательства.
Процедура внесения исправлений в документы ЕГРНИ в целом подчиняется общим нормам Закона о госрегистрации, с учетом норм законодательства об административных процедурах:
— п. 22.20 Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26.04.2010 № 200;
— п. 17.74 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.02.2012 № 156.
Согласно указанным нормам для внесения исправлений заявитель предоставляет в территориальную организацию по государственной регистрации: заявление; документ, содержащий идентификационные сведения; копию постановления суда (в случае исправления ошибки нетехнического характера по решению суда) либо документ, подтверждающий необходимость внесения исправлений (для иных случаев); документ, подтверждающий оплату (за исключением случаев исправления на основании судебного постановления).
К сведению.
Внесение исправлений в документы ЕГРНИ и выдача соответствующих уведомлений либо мотивированный отказ во внесении исправлений осуществляются в течение 3 рабочих дней, за исключением случаев, когда исправления вносятся на основании постановления суда либо обусловлены ошибками регистратора (исправление ошибок, допущенных регистратором, а также замена документов, содержащих такие ошибки, производятся бесплатно).