Неукоснительное соблюдение валютного законодательства при экспорте строительных работ и услуг — залог легальности полученной строительным предприятием валютной выручки. Вопросы, которые в пределах таможенной границы при взаимоотношениях с резидентами разрешаются в уже привычном и простом для понимания формате, жестко регулируются в рамках внешнеторговой деятельности: взаимозачеты, перевод долга и прочие типичные хозяйственные операции — зона особого контроля.
Основы нормативного регулирования
Как правило, в отношении строительной деятельности под валютный контроль подпадают экспортные операции по передаче и оплате результатов работ и услуг и импортные операции по приобретению товаров, проводимые на основании внешнеторговых контрактов (договоров), заключенных с нерезидентами Республики Беларусь.
Исходя из изложенного основными правовыми актами по регулированию валютных операций, связанных со строительной деятельностью, являются:
• Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле»;
• Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72;
• Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее — Указ № 178);
• Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46;
• постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций»;
• постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2009 № 101 «О проведении внешнеторговых операций» и иные.
Вышеприведенный перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае необходимо устанавливать перечень нормативных правовых актов, которыми следует руководствоваться при совершении той или иной валютной операции.
Способы завершения валютных операций
Способы завершения экспортных валютных операций установлены подп. 1.7 п. 1 Указа № 178. Особое внимание необходимо уделить такому способу завершения валютных операций, как неденежное прекращение обязательств.
Согласно п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2009 № 548/8 «О некоторых вопросах прекращения обязательств по внешнеторговым операциям при экспорте и внешнеторговым договорам при выкупе предмета лизинга» (далее — постановление № 548/8) при экспорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:
— полного или частичного зачета встречных однородных требований, вытекающих из внешнеторговых договоров при их исполнении;
— полного или частичного зачета встречных однородных требований при исполнении внешнеторговых договоров, предполагающих экспорт товаров по одному договору и импорт товаров по другому договору, после состоявшейся между нерезидентами Республики Беларусь уступки требования либо перевода долга;
— проведения безналичных расчетов, осуществляемых на основе клиринга в соответствии с международными договорами Республики Беларусь;
— обмена на эквивалентные по стоимости количество товаров, объемы охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, выполненных работ, оказанных услуг, оформленного двусторонним внешнеторговым договором мены;
— прекращения обязательств новацией;
— прекращения обязательств, вытекающих из внешнеторговых договоров, с предоставлением взамен исполнения отступного, размер, сроки и порядок предоставления которого устанавливаются сторонами.
Обратите внимание: перечень способов неденежного прекращения обязательств, установленный п. 1 постановления № 548/8, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Отдельно следует остановиться на вопросах зачета встречных однородных обязательств по внешнеторговым договорам.
В частности, не стоит ориентироваться на возможность погашения обязательств посредством взаимозачета обязательств по сделкам, заключенным с резидентами Российской Федерации, по которым последние обязаны оформлять паспорт сделки.
Как в Республике Беларусь, так и в Российской Федерации существует законодательство о валютном контроле. Так, согласно ст. 20 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Инструкцией Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (в редакции от 30.11.2015) не предусмотрена возможность «закрытия» паспорта сделки в связи с зачетом встречных однородных обязательств.
В соответствии с подп. 1.9 п. 1 Указа № 178 при импорте внешнеторговая операция может быть завершена путем:
— получения товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг согласно внешнеторговому договору;
— получения страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска, заключенного между импортером и страховой организацией либо нерезидентом и страховой организацией, или получения импортером иного возмещения в случае утраты (гибели, случайного повреждения, порчи либо хищения) товаров либо на основании судебных постановлений или других процессуальных документов;
— получения денежных средств по банковской гарантии;
— возврата денежных средств (за вычетом комиссий банков-нерезидентов), ранее перечисленных в качестве платы за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности), выполненные работы, оказанные услуги.
Порядок продления срока завершения валютной операции
Для продления срока завершения валютной операции необходимо совершить следующие действия:
1) установить срок завершения валютной операции.
При экспорте такой срок составляет не позднее 90 календарных дней (по договорам комиссии — не позднее 120 календарных дней) с даты отгрузки товаров (передачи охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), выполнения работ, оказания услуг, при импорте — не позднее 60 календарных дней с даты проведения платежа.
Обратите внимание: начало срока завершения валютной операции — это день платежа для импорта и день подписания акта о приемке-сдаче выполненных работ (оказанных услуг, полученной охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо иного документа, предусмотренного законодательством Республики Беларусь либо государства, являющегося местом нахождения (местом постоянного жительства) нерезидента-контрагента, подтверждающего факт исполнения обязательства по внешнеторговой операции, — для экспорта.
2) определить, в какой орган направлять обращение.
Для определения органа, в который необходимо обратиться в конкретной ситуации, заявителю следует руководствоваться постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 22.04.2009 № 52 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи разрешений на продление сроков завершения внешнеторговых операций»;
3) приобщить к обращению за продлением срока завершения валютной операции документы, подтверждающие обстоятельства, по которым соответствующая операция не может быть завершена в установленный срок.
Управление дебиторской задолженностью — обязанность субъекта хозяйствования. Если в договоре изначально указывать, что расчеты, например, по экспортной сделке могут быть завершены в течение 90 дней с даты подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), то вероятность пропуска срока обращения за продлением срока завершения валютной операции практически гарантирована.
Обосновать причину продления срока завершения такой операции вряд ли возможно. Резидент-экспортер изначально создает для нерезидента условия, в которых денежные средства могут быть отправлены со счетов нерезидента только на 90-й день с даты подписания акта сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) и с учетом осуществления межбанковских переводов поступить на счета резидента-экспортера только на 91-й день, то есть с просрочкой срока завершения валютной операции, что является нарушением законодательства о валютном регулировании и контроле. При этом экспортер сам лишает себя возможности своевременно направить нерезиденту претензию или обратиться в суд до окончания срока завершения валютной операции и, как следствие, не сможет подтвердить уполномоченному органу документально свои действия, направленные на истребование дебиторской задолженности от нерезидента во избежание нарушения требований валютного законодательства.
Самые распространенные ошибки во внешнеторговых договорах
На практике наиболее часто встречаются следующие заблуждения:
1. Если во внешнеторговом договоре прописать возможность зачета встречных обязательств — зачет проводить можно. На эту простую формулу договорных отношений опираются из-за банального незнания особенностей правового регулирования внешнеторговой деятельности в странах резидентства контрагентов. Как уже было описано выше, при взаимоотношениях с резидентами Российской Федерации такая формулировка в договоре совершенно не означает, что банк — агент валютного контроля в РФ позволит применить данное основание для закрытия паспорта сделки.
2. Если предметом договора является аренда, то все услуги, которые оказаны в рамках данного договора, не будут относиться к валютным операциям, сроки завершения которых определяются Указом № 178.
Помимо договорных отношений совершение сделок так или иначе отражается по данным бухгалтерского учета. Оказание услуг — это хозяйственная операция, относящаяся к валютным операциям при наличии признаков, установленных Указом № 178. Аренда, особенно транспортных средств и механизмов, нередко сопряжена с транспортными услугами, услугами по управлению предметом аренды. Для того чтобы данные услуги были оплачены, их необходимо правильно оформить — подписать акт на оказание услуг по перебазировке предмета аренды, акт на оказанные услуги, командировочные удостоверения. В свою очередь, это с неизбежностью продемонстрирует ошибочность договорной формулировки о том, что все взаимоотношения по внешнеторговому контракту являются исключительно хозяйственными операциями по аренде, а не отдельными хозяйственными операциями по оказанию услуг (транспортных) и по передаче имущества в аренду. Следствием подобного умышленного или неумышленного заблуждения является нарушение требований валютного законодательства. Даже если в одном первичном учетном документе, составленном для внешнеторгового договора, указываются арендные платежи и суммы, подлежащие оплате за оказанные услуги по соответствующему договору аренды, то в отношении услуг факт совершения валютной операции, сроки завершения которой установлены Указом № 178, будет подтвержден.