Состав рабочей группы и ее задачи
30 июня 2016 г. было издано распоряжение Премьер-министра Республики Беларусь Андрея Кобякова № 267р «О создании межведомственной рабочей группы для подготовки предложений об усилении ответственности за самовольное строительство объектов и определении порядка действий в отношении таких объектов».
Указанным распоряжением была создана межведомственная рабочая группа для подготовки предложений об усилении ответственности за самовольное строительство объектов и определении порядка действий в отношении таких объектов. Ее возглавляет Министр архитектуры и строительства Анатолий Черный, его заместителем назначен замминистра архитектуры и строительства Дмитрий Семенкевич. В состав рабочей группы входят представители Аппарата Совета Министров, Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Комитета государственной безопасности, Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерства юстиции, Государственного комитета по имуществу, Государственного комитета по стандартизации и Мингорисполкома.
Рабочей группе было поручено осуществить следующие мероприятия:
— провести ревизию объектов самовольного строительства в регионах;
— выработать предложения по регулированию вопросов, связанных с самовольным строительством;
— обеспечить разработку нормативных правовых актов по указанным вопросам.
Результаты проделанной работы
В прошлом году была завершена ревизия объектов самовольного строительства, которая проводилась областными и Минским городским исполнительными комитетами. Помимо информации, полученной в результате ревизии, была проанализирована информация от Генеральной прокуратуры, Комитета государственного контроля, Комитета государственной безопасности.
В результате проведенной работы был сделан ряд выводов:
1. Факты строительства на самовольно занятых земельных участках, на земельных участках, используемых не по целевому назначению либо предоставленных с нарушением законодательства (подп. 1 и 2 части первой п. 1 ст. 223 ГК), не носят массового характера. Основные нарушения возникают при осуществлении строительства без получения разрешительной документации, выдаваемой местными органами власти, либо с сознательным отступлением от нее застройщиками (подп. 3 части первой п. 1 ст. 223 ГК).
2. В большинстве случаев лица сознательно прибегают к самовольному строительству, руководствуясь желанием минимизировать свои затраты. При этом, как правило, в таких случаях строительство ведется без существенных нарушений градостроительных, строительных норм и правил, что минимизирует риск принятия местными исполнительными и распорядительными органами решения о сносе самовольных строений (приведении объекта в первоначальное состояние), и в результате объект будет введен в эксплуатацию. Чаще всего размеры штрафов, предусмотренные КоАП, несравнимы с полученной выгодой от самовольного строительства: риск необходимости уплаты административного штрафа не является сдерживающим фактором для застройщика при принятии решения об осуществлении строительства самовольно.
3. Существующая система контроля за ходом текущего строительства не обеспечивает в должной мере предупреждение фактов самовольного строительства объектов. Органы государственного строительного надзора осуществляют государственный строительный надзор не за всеми объектами строительства (в состав объектов, не включенных в сферу данного надзора, входят объекты дачного и садоводческого строительства; объекты, для которых не требуется разрешение на производство строительно-монтажных работ; объекты, подконтрольные другим органам, и др.).
Меры по совершенствованию законодательства
По результатам анализа рабочей группой были разработаны меры в рамках совершенствования законодательства о самовольном строительстве. В настоящий момент проект закона о внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты проходит согласование в государственных органах.
В рамках реализации мер по регулированию вопросов самовольного строительства планируется внести ряд изменений в действующие нормативные правовые акты.
Гражданское законодательство
Действующая редакция ст. 223 ГК содержит достаточно широкое определение случаев самовольного строительства. При этом в зависимости от того, к какому случаю относится строительство, установлены разные правовые последствия его осуществления (от безусловного сноса до возможности «узаконить» объект).
В настоящий момент предлагается установить, что строительство без проектной документации, без получения разрешения органов государственного строительного надзора не должно относиться к самовольному строительству, поскольку предполагается, что проектная документация и разрешение на производство строительно-монтажных работ являются документами технического характера и последствия такого строительства устранимы.
Таким образом, под самовольным строительством должно пониматься строительство без правовых оснований его осуществления (без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами, правоустанавливающих документов на земельный участок и др.). Такое строительство подлежит безусловному сносу.
К исключению из этого правила предлагается отнести случаи самовольного строительства гражданами одноквартирных жилых домов, хозяйственных построек на предоставленном земельном участке (такие объекты, как правило, относятся к пятому классу сложности).
Помимо этого, планируется предоставить местным органам власти низшего уровня право принимать решения о применении правовых последствий самовольного строительства в определенных законом случаях (сейчас такие решения должны приниматься областными (Минским городским) исполнительными комитетами).
Таким образом, предполагается, что к самовольному строительству будут относиться случаи строительства без получения разрешительной документации, выдаваемой местными исполнительными и распорядительными органами, правоустанавливающих документов на земельный участок и др., а строительство без проектной документации, без получения разрешения органов государственного строительного надзора будет относиться к иным нарушениям в сфере строительства.
Административная ответственность
Анализ полученной в результате работы рабочей группы информации выявил существование определенных пробелов в законодательстве, регулирующем вопросы ответственности за самовольное строительство. Административная ответственность за строительство без проектной документации дублируется в ст. 21.12 «Самовольное строительство» и ст. 21.19 «Нарушение законодательства в сфере строительства» КоАП и может быть отнесена как к самовольному строительству, так и к нарушению законодательства в сфере строительства. Также размеры санкций обеих статей значительно отличаются друг от друга.
Рабочей группой ранее рассматривалась возможность увеличения размера ответственности за осуществление самовольного строительства, предусмотренного ст. 21.12 КоАП, с установлением следующих размеров штрафов:
— в отношении физического лица — 20–50 базовых величин;
— в отношении индивидуального предпринимателя — 250–500 базовых величин;
— в отношении юридического лица — 1 000–2 000 базовых величин.
Однако в настоящий момент в проекте нормативного правового акта, находящегося на согласовании в государственных органах, не предполагается внесение изменений в ст. 21.12 КоАП «Самовольное строительство»; планируется изменить ст. 21.19 «Нарушение законодательства в сфере строительства», приведя размеры штрафов в соответствие с штрафами, закрепленными в ст. 21.12 КоАП.
Расширение полномочий государственных органов
Планируется расширить полномочия местных исполнительных и распорядительных органов, органов государственного строительного надзора в части осуществления контрольных мероприятий на всех строящихся объектах всех классов сложности. Введение данной нормы позволит должностным лицам органов государственного строительного надзора проводить контрольные мероприятия на всех объектах.
Одновременно предполагается, что будут пересмотрены требования технических нормативных правовых актов, регулирующих порядок проведения обследований, в части расширения вопросов, решаемых в ходе обследования. Это, в свою очередь, повлечет увеличение затрат на проведение обследований. Таким образом, создаются условия, при которых строительство без проектной документации либо без получения разрешения органов государственного строительного надзора становится затратным с экономической точки зрения.
Основные направления
Хотя пока рано говорить о том, в каком виде будут окончательно согласованы нормы об изменении законодательства, сейчас можно выделить основные направления, в рамках которых будет осуществляться регулирование вопросов самовольного строительства:
1) уточнение понятия самовольного строительства и правовых последствий его осуществления (в том числе путем сокращения случаев, когда возможно будет «узаконить» объект строительства);
2) корректировка норм об административной ответственности за осуществление самовольного строительства, за нарушения законодательства в сфере строительства (в том числе возможно увеличение ответственности за самовольное строительство, за иные нарушения законодательства в сфере строительства);
3) создание ситуации, когда самовольное строительство будет экономически неэффективным (ужесточение требований к обследованию объектов), совершенствование системы выявления случаев самовольного строительства.