Потребность генерального подрядчика в инженерной организации
Действующее законодательство предусматривает большой набор санкций за различные упущения подрядчика при производстве работ на объекте. Наиболее значимыми, влекущими существенные последствия как для самого предприятия, так и для его должностных лиц являются такие нарушения:
— подписание должностным лицом подрядчика в строительной деятельности акта сдачи-приемки строительных, специальных, монтажных работ, выполненных с нарушениями требований проектной документации, технических нормативных правовых актов, или акта приемки объекта строительства в эксплуатацию с такими нарушениями (ст. 21.6 КоАП);
— завышение подрядчиком объемов и (или) стоимости строительно-монтажных и других работ, затрат при строительстве (реконструкции, ремонте), выполненных и произведенных за счет средств бюджета (ст. 21.7 КоАП);
— необеспечение должностным лицом подрядчика в строительной деятельности исполнения обязательств, предусмотренных договором строительного подряда, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов, выразившееся в превышении установленных в договоре (графике производства работ) сроков сдачи строительных, специальных, монтажных работ (часть вторая ст. 21.20 КоАП);
— невыполнение, несвоевременное выполнение подрядчиком в строительной деятельности обязательств по устранению результата строительных, специальных, монтажных работ ненадлежащего качества, выявленного в период гарантийного срока эксплуатации объекта, если такие обязательства предусмотрены в договоре строительного подряда (часть третья ст. 21.20 КоАП);
— не предусмотренное законодательством отступление подрядчиком в строительной деятельности в заключенном договоре строительного подряда от существенных условий, сформированных по результатам проведения процедур закупок, при возведении, реконструкции, капитальном ремонте, реставрации, благоустройстве объектов, финансируемых полностью или частично за счет бюджетных средств, а также при строительстве жилых домов, повлекшее увеличение стоимости строительства объекта или сроков выполнения строительных, специальных, монтажных работ либо сроков сдачи работ или объекта в эксплуатацию (ст. 21.21 КоАП);
— нарушение подрядчиком сроков строительства объектов (очередей строительства, пусковых комплексов), в том числе превышение нормативных сроков строительства, сроков выполнения отдельных видов строительных, специальных, монтажных и иных работ, технического переоснащения производств продукции деревообработки, установленных договорами или проектной документацией, при реализации инвестиционных проектов по созданию (строительству), техническому переоснащению, модернизации и реконструкции производств продукции деревообработки (ст. 21.26 КоАП);
— нарушение порядка проведения процедур закупок при строительстве (ст. 21.17 КоАП).
Зачастую подрядчик, в том числе имеющий аттестат соответствия на выполнение функций генерального подрядчика, по различным причинам испытывает затруднения в безусловном, точном и полном исполнении возложенных на него обязанностей по договору, вызванные отсутствием возможности контролировать в необходимом объеме деятельность субподрядных организаций.
Вместе с тем контролирующие органы за упущения субподрядных организаций предъявляют санкции к генеральному подрядчику. Так, в случае выявления фактов завышения стоимости строительно-монтажных работ контролирующие органы и заказчики выдвигают соответствующие требования, как правило, к генеральному подрядчику, несмотря на то, что завышение было допущено субподрядной организацией.
В данной ситуации для минимизации рисков складывается практика привлечения генеральными подрядными организациями для выполнения определенных задач инженерных организаций.
Договор на оказание услуг инженерной организацией
На сегодняшний день договор на оказание инженерных услуг, как самостоятельный вид договора, отсутствует в ГК. Основным документом, регулирующим взаимоотношения между заказчиком в строительстве и инженерной организацией, является Инструкция о порядке оказания инженерных услуг в строительстве и признании утратившими силу нормативных правовых актов, отдельных структурных элементов постановлений Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 10.05.2011 № 18 (далее — Инструкция № 18).
Предметом договора на оказание инженерных услуг в соответствии с Инструкцией № 18 является консультирование по вопросам проектирования и строительства, а также выполнение определенных договором функций заказчика, застройщика по осуществлению организационно-технических мероприятий на различных стадиях строительной деятельности без выполнения строительно-монтажных работ собственными силами.
Консультирование может включать выработку рекомендаций для заказчика, застройщика по вопросам состояния и полноты разрешительной документации, проектно-сметной документации, имеющихся у заказчика, застройщика на момент заключения договора на оказание инженерных услуг, по вопросам переселения граждан, проживающих в домах, подлежащих сносу, переносу или реконструкции, возмещения гражданам в случаях, предусмотренных законодательством, стоимости подлежащих сносу объектов недвижимости, принадлежащих им на праве частной собственности, и насаждений при них, по вопросам ведения бухгалтерского учета по объекту строительства, подготовки необходимых статистических данных согласно установленному порядку предоставления статистической отчетности, связанной со строительством объекта и выполнением заключенных договоров, а также по иным вопросам в процессе осуществления строительной деятельности.
Особенности заключения договора на оказание инженерных услуг (их составляющих) иными участниками строительного процесса (подрядными организациями) Инструкцией № 18 не регулируются.
Законодательство не устанавливает ограничений по заключению договора на оказание инженерных услуг исключительно между заказчиком по строительству объектов и исполнителем (инженерной организацией).
Согласно ст. 7 ГК гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законодательством, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены им, но в силу основных начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Кроме того, гражданские права и обязанности возникают в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законодательством, но не противоречащих ему.
По характеру взаимоотношений сторон договор на оказание инженерных услуг относится к типу договоров возмездного оказания услуг, и, соответственно, для целей регулирования отношений между сторонами применяются общие правила гл. 39 ГК. В силу ст. 773 ГК по договору возмездного оказания услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
По нашему мнению, из перечня предусмотренных в п. 8 Инструкции № 18 функций инженерная организация может выполнять в интересах генерального подрядчика следующие организационно-технические мероприятия:
— по выбору подрядчиков и поставщиков товаров, необходимых для строительства объекта;
— по подготовке проектов и (или) заключению договоров строительного подряда, иных договоров, которые могут включать помимо прочего разработку конкурсной документации по согласованию с подрядной организацией;
— координацию деятельности участников строительной деятельности, включая организацию производственных совещаний на объекте строительства, подготовку итоговых протоколов и их рассылку участникам строительной деятельности, контроль за исполнением протоколов совещаний, урегулирование с участниками строительной деятельности разногласий, предъявление по поручению заказчика претензий к подрядчикам, поставщикам, разработчикам проектной документации при невыполнении или ненадлежащем выполнении договорных обязательств;
— взаимодействие с органами государственного строительного надзора, другими государственными органами, организациями, обеспечение устранения как самим заказчиком, так и привлеченными для выполнения работ на объекте подрядчиками замечаний лиц, осуществляющих надзорные функции;
— проверку состояния и качества исполнительной и производственной документации у подрядчиков и подтверждение в установленном порядке фактического завершения этапов работ по строительству в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией и техническими нормативными правовыми актами и готовности объекта к приемке в эксплуатацию;
— контроль за выполнением подрядчиком требований проектно-сметной документации, проекта организации строительства и проекта производства работ;
— контроль качества выполненных привлеченными подрядными организациями строительных работ, правильности расчета стоимости строительства в текущих ценах;
— освидетельствование скрытых работ, организацию приемки выполненных работ, этапов работ по строительству и промежуточную приемку ответственных конструкций с оформлением соответствующих актов;
— надзор за целевым и рациональным использованием средств;
— контроль исполнения графиков производства работ, ежемесячную оценку хода строительства в сравнении с договорными сроками, анализ возникающих проблем, прогноз их влияния на сроки строительства объекта;
— согласование образцов строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, предполагаемых к применению на объекте строительства, проверку их качества, наличия и правильности оформления документов, подтверждающих их качество;
— контроль за ведением общего журнала работ и журнала авторского надзора.
Возможно возложение на инженерную организацию иных функций, относящихся к компетенции генерального подрядчика. Следует отметить, что привлечение к выполнению ряда функций инженерной организации и наделение ее полномочиями по проведению подрядных торгов (торгов) позволяет генеральному подрядчику избежать ограничений, установленных ст. 57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь», на участие в процедурах закупок товаров (работ, услуг) при строительстве дочерних унитарных предприятий, дочернего или зависимого хозяйственного общества, обособленного структурного подразделения (филиала) организатора процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве*.
* Указанное ограничение приостановлено с 01.01.2017 по 31.12.2019 на основании подп. 1.3 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». — Прим. ред.
Определение подрядчиком процедуры для выбора инженерной организации
Действующее законодательство установило ряд требований, в соответствии с которыми заинтересованное лицо вправе привлекать сторонние организации для выполнения отдельных работ, оказания услуг либо для поставки необходимых материалов и оборудования.
Так, получатель бюджетных средств должен руководствоваться требованиями, установленными Законом Республики Беларусь от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и иными актами законодательства, относящимися к сфере государственных закупок.
При финансировании работ при строительстве объектов из источников, не относящихся к бюджетным, в 2016 г. необходимо действовать в соответствии с положениями Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее — Указ № 591) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее — постановление № 88).
Закупки за счет собственных средств регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229). Вместе с тем согласно п. 3 приложения 1 к постановлению № 229 действие данного постановления не распространяется на закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в том числе их ремонте, реконструкции, реставрации и благоустройстве.
Генеральный подрядчик при осуществлении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов должен руководствоваться положениями Указа № 591 и постановления № 88.
Исходя из подп. 1.1 п. 1 Указа № 591 закупки работ, услуг при строительстве осуществляются с учетом требований настоящего Указа путем проведения подрядных торгов либо переговоров.
Особенности применения Указа № 591 заключаются в оценке источника финансирования, стоимости объекта и стоимости выполняемых работ (услуг) для определения вида проводимой процедуры.
При этом согласно подп. 1.6 п. 1 Указа № 591 проведение подрядных торгов, торгов не является обязательным в случаях, когда генеральной подрядной организацией заключаются договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных, специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов.
Таким образом, подрядная организация может осуществлять выбор инженерной организации по процедуре переговоров.
В предмете договора необходимо указать, на каком именно объекте строительства будут оказываться инженерные услуги.
Следует учитывать, что проектной документацией оплата затрат по договору на оказание инженерных услуг, заключаемому подрядной организацией, не предусмотрена. Следовательно, оплата оказанных услуг будет производиться из собственных средств заказчика (подрядной организации).
Квалификационные требования, предъявляемые к инженерным организациям
В подп. 1.11 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» закреплено, что осуществление видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений без аттестата соответствия, когда его наличие является обязательным, запрещается.
Согласно постановлению Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 02.05.2014 № 25 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих отдельные виды архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющие), выполнение работ по обследованию зданий и сооружений» (далее — постановление № 25) выполнение функций заказчика, застройщика, оказание инженерных услуг при осуществлении деятельности в области строительства объектов первого — четвертого классов сложности требует наличия аттестата. Квалификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для получения аттестатов соответствия первой — четвертой категорий, в том числе для выполнения функций заказчика, застройщика, установлены в п. 5 приложения 1 к постановлению № 25.
Из приведенных норм следует, что привлекаемая подрядчиком инженерная организация должна иметь аттестат соответствия той категории, которая потребовалась генеральному подрядчику для выполнения работ на объекте.
Ответственность инженерной организации
Анализ норм КоАП показывает, что инженерная организация несет административную ответственность только в случаях, предусмотренных ст. 21.8 КоАП, а именно при ненадлежащем осуществлении инженером (инженерной организацией) функций технического надзора за строительством жилого дома по договору с организацией застройщиков, повлекшем завышение объемов или стоимости выполненных строительно-монтажных работ и произведенных затрат.
В общем случае ответственность инженерной организации устанавливается сторонами при заключении договора на оказание инженерных услуг. Для определения уровня договорной ответственности инженерной организации за упущения, которые могут повлечь административную ответственность подрядчика, подрядчику стоит ориентироваться на тот размер ответственности, которая прямо соответствует максимальному размеру административных санкций.