Содержание:
Проведение текущего ремонта до 23 июля 2024 года
Перечень основных видов работ, выполняемых при текущем ремонте зданий и сооружений, приведен в приложении А к строительным правилам Республики Беларусь СП 1.04.01-2021 «Ремонт и модернизация зданий и сооружений», утвержденным постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.12.2021 № 106 (далее ‒ Перечень).
Справочно.
Ранее действовал ТКП 45-1.04-206-2010 (02250) «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию», утвержденный приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 15.07.2010 № 267. Данный ТКП был отменен вышеуказанными строительными правилами.
Следовательно, в случае, если выполняются работы, указанные в Перечне, то они являются работами, выполняемыми при текущем ремонте зданий и сооружений. Является ли тот или иной вид работ текущим ремонтом, определяет сам заказчик.
Документальное оформление
В соответствии с п. 9 ст. 51 Закона № 300-З строительно-монтажные работы по текущему ремонту выполняются на основании дефектного акта и сметы.
Справочно.
Форма С-1 «Дефектный акт», а также порядок ее применения и заполнения установлены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 29.04.2011 № 14 (далее ‒ постановление № 14).
Дефектный акт применяется организациями для обоснования принятия решения о проведении текущего ремонта и служит исходным документом для составления сметы на проведение работ по текущему ремонту (абз. 3 п. 2 постановления № 14).
При текущем ремонте составляется смета, следовательно, проектная документация не разрабатывается, авторский надзор за строительством не осуществляется.
Нужен ли технический надзор?
Зачастую возникает вопрос, должен ли проводиться технический надзор при осуществлении текущего ремонта.
В настоящее время порядок осуществления технического надзора за строительством регулируется Инструкцией о порядке осуществления технического надзора за строительством, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.08.2020 № 40 (далее ‒ Инструкция).
В соответствии с п. 1 Инструкции устанавливается порядок осуществления технического надзора за строительством, включающего в себя надзор за соответствием строительных работ, применяемых материалов, изделий, конструкций требованиям обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, утвержденной проектной документации, а также освидетельствование скрытых работ, приемку выполненных строительных работ, промежуточную приемку ответственных конструкций, оборудования, проверку объемов выполненных строительных работ, пусконаладочных работ, контроль за выполнением подрядчиком указаний разработчика проектной документации при осуществлении авторского надзора, устранение нарушений, указанных в журналах производства работ и авторского надзора.
Согласно п. 2 ст. 37 Закона № 300-З в зависимости от условий строительства заказчик, застройщик могут осуществлять технический надзор самостоятельно или привлекать для этого на договорной основе инженера (инженерную организацию).
Справочно.
Осуществление контроля и технического надзора за выполнением работ по договору строительного подряда самостоятельно или путем заключения договора с инженером (инженерной организацией) является функцией заказчика, застройщика.
В случае если застройщик осуществляет строительную деятельность хозяйственным способом, то для осуществления функций технического надзора он в установленном порядке привлекает на договорной основе инженера (инженерную организацию).
В случае если застройщик для отдельных строительно-монтажных работ заключает договор строительного подряда, то он вправе осуществлять технический надзор за этими работами, выполненными подрядчиком, при наличии у него соответствующего аттестата соответствия.
Исходя из вышеизложенных нормативных предписаний, поскольку технический надзор включает в себя надзор за соответствием строительных работ требованиям обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов, утвержденной проектной документации, а строительные работы включают в том числе ремонт (не подразделяя его на капитальный и текущий, без указания на то, за счет каких источников осуществляется ремонт), то технический надзор должен осуществляться на всех объектах, в том числе на объектах текущего ремонта, независимо от форм собственности и источников финансирования. Никаких исключений и изъятий нормами Инструкции не предусмотрено.
Следовательно, проведение технического надзора при осуществлении текущего ремонта в настоящее время является обязательным.
Проведение текущего ремонта после 23 июля 2024 года
Статьей 83 Кодекса Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее – Кодекс), который вступает в силу с 23.07.2024, существенно упрощены требования при выполнении работ по текущему ремонту.
Определение термина «текущий ремонт» в Кодексе аналогично содержащемуся в Законе № 300-З. Только в определении не уточняется, что повреждения и неисправности должны быть мелкими. Правоприменительная практика показала, что дать определение тому, что является мелкими повреждениями и неисправностями, достаточно сложно.
Документальное оформление
В Кодексе четко закреплен точный перечень документов, которые согласно сложившейся практике и многочисленным разъяснениям государственных органов не требовались при проведении текущего ремонта. Поскольку возникало множество вопросов, какие именно документы необходимы при проведении текущего ремонта, потребовалось четкое их закрепление в Кодексе. Предусмотрено, что строительно-монтажные работы по текущему ремонту будут выполняться без направления уведомления о выполнении строительно-монтажных работ на основании дефектного акта и сметной документации (сметы).
Справочно.
Уведомления о производстве строительно-монтажных работ не требуются и сейчас при проведении текущего ремонта. Однако теперь данное требование закреплено в Кодексе.
Также в Кодексе предусмотрено, что для проведения текущего ремонта не требуется наличие:
- предпроектной (предынвестиционной) документации, проектной документации;
- разрешительной документации на строительство;
- аттестатов соответствия, квалификационных аттестатов;
- свидетельства о технической компетентности системы производственного контроля;
- декларации безопасности на строительные работы.
В настоящее время перечень видов архитектурной, градостроительной, строительной деятельности (их составляющих), подлежащих обязательной аттестации, определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.03.2014 № 252 «О некоторых вопросах аттестации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, руководителей, специалистов организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области строительства» (далее – постановление № 252). Исходя из нормативных предписаний постановления № 252 для осуществления юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) деятельности в области строительства при выполнении работ, относящихся к текущему ремонту зданий и сооружений, наличие аттестатов соответствия не требуется.
Обратите внимание!
Поскольку постановление № 252 со вступлением в силу Кодекса будет признано утратившим силу, данное условие при выполнении текущего ремонта также закреплено в Кодексе.
Нужен ли технический надзор?
Кодексом четко определено, когда требуется проведение технического надзора при осуществлении текущего ремонта, а когда – нет.
Так, в абз. 3 ч. 2 п. 1 ст. 124 Кодекса закреплено, что осуществление технического надзора является обязанностью заказчика, застройщика при выполнении работ по текущему ремонту объекта, финансируемых за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Что касается осуществления технического надзора при текущем ремонте объекта, выполняемом за счет собственных средств, то в соответствии с абз. 4 ч. 3 п. 3 ст. 124 Кодекса осуществление технического надзора не является обязательным при выполнении работ по текущему ремонту объекта, финансируемому за счет собственных средств заказчика, застройщика.
Следует отметить, что вышеизложенная норма не является императивной. В случае если заказчик, застройщик, финансирующий за счет собственных средств текущий ремонт объекта, пожелает осуществить технический надзор на таком объекте, то он вправе для осуществления функций технического надзора привлечь в установленном порядке на договорной основе инженера (инженерную организацию).