Вы на портале

Надзор в строительстве по-новому

Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З

Кодекс Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — Кодекс) включил в себя основные положения о надзоре в строительстве, которые содержались в многочисленных положениях и инструкциях. Нормы Кодекса внесли ясность в отношении некоторых видов надзора, например технического и авторского. Нормы о других видах надзора по сути остались прежними.

Пецукевич Елена
Пецукевич Елена

Начальник юридического отдела ООО "Риверсайд Девелопмент Лимитед"

734 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Цель надзора 

Кодекс устанавливает такую же цель надзора, как и Закон № 300-З, — обеспечение соблюдения участниками строительной деятельности законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований ТНПА, на протяжении всего жизненного цикла объекта (ст. 21 Кодекса). 

В отличие от Закона № 300-З Кодекс закрепил персональную ответственность уполномоченных представителей органов надзора за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей (п. 3 ст. 121 Кодекса). С одной стороны, такая позиция свидетельствует о высокой значимости надзора в строительстве и возлагает огромную ответственность на представителей, его осуществляющих. С другой стороны, не до конца понятно, как это отразится на порядке проведения надзора и в целом на строительном бизнесе. 

Остается открытым вопрос, в каком порядке представители органов надзора будут привлекаться к ответственности и, самое главное, к какой именно ответственности. В настоящее время установлена административная ответственность представителей технического и авторского надзора за невыполнение или ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей в соответствии с ч. 5 и 6 ст. 22.3 КоАП.

Справочно.
Административная ответственность по ч. 5 и 6 ст. 22.3 КоАП предусмотрена в виде штрафа от 2 до 15 базовых величин.

В отношении представителей других видов надзора привлечение к административной ответственности затруднительно. Остается вариант привлечения таких лиц к дисциплинарной ответст­венности. Практика покажет, как будет применяться новая норма Кодекса о персональной ответственности представителей органов надзора.

Виды надзора

Кодекс, как и Закон № 300-З, устанавливает следующие виды надзора в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности:

1) государственный строительный надзор;

2) технический надзор;

3) авторский надзор;

4) иные виды надзора, предусмотренные законодательством.

Государственный строительный надзор  

Кодекс предусматривает, что государственный строительный надзор (далее — госстройнадзор) осуществляется за соблюдением участниками строительной деятельности установленного порядка строительства, требований ТНПА и проектной документации в целях обеспечения безопасности и эксплуатационной надежности объектов строительства.

Права и обязанности представителей госстройнадзора в Кодексе остались такими же, как и в Законе № 300-З. Кардинально новых полномочий для представителей госстройнадзора Кодекс не устанавливает. 

Органы строительного надзора в своей деятельности продолжают руководствоваться:

Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;

Указом Президента Республики Беларусь от 05.10.1999 № 581 «Об упорядочении структуры органов государственного строительного надзора»;

— Положением об органах государственного строительного надзора Рес­публики Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1999 № 1860;

— Инструкцией о порядке осуществления органами государственного строительного надзора мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, утвержденной постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 21.01.2019 № 3.

Справочно.
Как и ранее, госстройнадзор не производится на объектах 5-го класса сложности, а также на объектах, для которых не требуется уведомлять госстройнадзор.

Технический надзор

В отношении технического надзора Кодекс вносит ясность по некоторым аспектам, которые раньше были спорными.

1. Закреплено, в отношении каких объектов технический надзор нужно проводить в обязательном порядке. Ранее не до конца было понятно, необходимо ли проводить технадзор на объектах, для которых не требуется уведомлять госстройнадзор при проведении строительных работ. Теперь же четко определено, что технадзор проводится на объектах 1–4-го класса сложности, а также при текущем ремонте, если такой ремонт осуществляется за бюджетные и «околобюджетные» средства.

2. Установлено, в каких случаях заказчик может проводить технадзор самостоятельно, а в каких обязательно привлечение инженера. Так, если застройщик осуществляет строительство самостоятельно без генерального подрядчика, то он должен привлекать стороннюю организацию. Силами внутреннего персонала застройщик уже не справится. Затраты на привлечение сторонней организации для ведения технадзора будут выше, чем при выполнении технадзора силами аттестованного в установленном порядке штатного специалиста застройщика.

Права и обязанности представителей технадзора по своей сути остались прежними. Кардинального отличия в Кодексе по сравнению с Законом № 300-З нет. 

Обратите внимание!
Инструкция о порядке осуществления технического надзора за строительством, утвержденная постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 04.08.2020 № 40, в настоящее время действует и должна быть приведена в соответствие с нормами Кодекса.
Методические рекомендации о нормативах загрузки, количестве объектов, закрепляемых за одним представителем технадзора, главным инженером проекта, производителем работ при строительстве объектов, утвержденные постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 20.12.2021 № 105, также действуют и могут применяться как руководство к действию.

Авторский надзор

В целом правовое регулирование авторского надзора не изменилось. 

Кодекс закрепил основные принципы, которые были и ранее отражены в Законе № 300-З. 

Отдельно хотелось бы отметить, что законодатель более детально урегулировал случаи, когда для ведения авторского надзора могут привлекаться организации, которые не являлись разработчиками проектной документации.

Так, в ноябре 2022 г. на круглом столе с представителями министерств и ведомств по обсуждению проекта Кодекса автор статьи обращал внимание на необходимость закрепить сложившуюся бизнес-практику в области авторского надзора. Речь шла о том, что заказчики должны иметь возможность привлекать сторонние проектные организации для ведения авторского надзора, если отношения с разработчиками проекта не сложились. Теперь заказчик и разработчики проекта вправе самостоятельно определять договором случаи, когда авторский надзор будет осуществлять другой проектировщик.

Кодекс закрепляет отсылочную норму в части ведения авторского надзора при выполнении ремонтно-реставрационных работ. 

Справочно.
Авторский надзор при выполнении ремонтно-реставрационных работ осуществляется в соответствии со ст. 116–118 Кодэкса Рэспублiкi Беларусь аб культуры.

Иные виды надзора

Кодекс, как и Закон № 300-З, закрепляет, что в отношении объектов строительства могут проводиться иные виды надзора, предусмотренные законодательством, без указания конкретных отсылочных норм.

На сегодняшний день законодательством установлены следующие иные виды надзора:

— осуществляемый при строительстве Белорусской атомной электростанции (Указ Президента Республики Беларусь от 16.02.2015 № 62 «Об обеспечении безопасности при сооружении и эксплуатации Белорусской атомной электростанции»);

— государственный санитарный надзор (Закон Республики Беларусь от 07.01.2012 № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

— надзор за соблюдением законодательства в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности (Закон Республики Беларусь от 18.06.2019 № 198-З «О радиационной безопасности», постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21.08.2020 № 497);

— государственный энергетический и газовый надзор (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2019 № 213);

— государственный пожарный надзор (Закон Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2403-XII «О пожарной безопасности»); 

— государственный надзор в области промышленной безопасности (Закон Республики Беларусь от 05.01.2016 № 354-З «О промышленной безопасности»);

— надзор в области ветеринарии (Указ Президента Республики Беларусь от 28.06.2019 № 252 «О государственной ветеринарной службе»).

По нашему опыту, при строительстве объектов наиболее распространен государственный надзор в области промышленной безопасности. Во многих зданиях используются подъемные механизмы, технологическое оборудование под определенным давлением и др. Они применяются как при проведении самих строительных работ, так и для включения в состав строящихся объектов. 

Рекомендации
1. Следует проводить мониторинг других сфер законодательства, чтобы установить, какие виды надзора необходимо осуществлять при строительстве определенных видов объектов, и заранее предусматривать все требования законодательства при их проектировании.
2. Целесообразно еще на раннем этапе контролировать получение всех нужных допусков и разрешений. Это значительно сократит время на приемку объектов в эксплуатацию, что, в свою очередь, благоприятно скажется на строительном бизнесе.

734 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме