Содержание:
Стратегической целью дальнейшего развития информатизации в Республике Беларусь является совершенствование условий, содействующих трансформации сфер человеческой деятельности под воздействием информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ), включая формирование цифровой экономики, развитие информационного общества и совершенствование электронного правительства Республики Беларусь.
Что представляет собой ГИС «Госстройпортал»
ГИС «Госстройпортал» предназначена:
- для формирования единой информационной среды в строительном комплексе;
- для информационного взаимодействия с иными отраслевыми государственными информационными системами (ресурсами);
- для осуществления административных процедур.
ГИС «Госстройпортал» является частью электронного правительства, так как обеспечивает автоматизацию управленческих процессов между юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами в масштабах страны. Также ГИС «Госстройпортал» является государственной информационной системой и находится в собственности Республики Беларусь, в связи с чем полномочия по ее распоряжению принадлежат Совету Министров Республики Беларусь.
В главе 7 Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 № 292, определено, что в новом пятилетии взят курс на внедрение ИКТ и передовых производственных технологий во все сферы жизнедеятельности. Целевым ориентиром является доля сектора ИКТ в ВВП страны — не менее 7,5 % в 2025 г.
На базе ГИС «Госстройпортал» формируется единое информационное пространство строительной отрасли, что обеспечивает цифровую трансформацию экономики и предполагает организацию цифровой информационной среды путем формирования нормативной правовой базы и внедрения действенных инструментов управления процессами цифровизации экономики.
Совету Министров Республики Беларусь совместно с Национальным банком, Национальной академией наук Беларуси, облисполкомами, Минским горисполкомом и другими государственными органами необходимо обеспечить выполнение вышеназванной Программы.
Пунктом 3 Директивы Президента Республики Беларусь от 27.12.2006 № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения» предписано повысить уровень информатизации в сфере работы с гражданами и организациями. В этих целях Совету Министров Республики Беларусь необходимо обеспечить полномасштабный переход государственных органов к электронному документообороту при реализации государственных функций.
Функции и задачи Совета Министров
В силу абз. 3 ст. 10 Закона Республики Беларусь от 10.11.2008 № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации» Совет Министров Республики Беларусь в области информации, информатизации и защиты информации:
1) обеспечивает проведение единой государственной политики;
2) координирует, направляет и контролирует работу республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.
Согласно подп. 1.1 п. 1 Директивы Президента Республики Беларусь от 04.03.2019 № 8 «О приоритетных направлениях развития строительной отрасли» (далее — Директива № 8) Совету Министров Республики Беларусь в рамках повышения эффективности инвестиционно-строительной деятельности в Республике Беларусь поручено обеспечить совершенствование системы государственного регулирования в строительстве, что напрямую связано с автоматизацией существующих бизнес-процессов.
Справочно.
Пунктом 4 Директивы № 8 определена задача — реализовать цифровую трансформацию строительной отрасли.
В соответствии с Государственной программой «Цифровое развитие Беларуси» на 2021–2025 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 02.02.2021 № 66, для повышения привлекательности инвестиционно-строительной деятельности, эффективности работы организаций строительного комплекса и их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках основные мероприятия по цифровой трансформации в строительном секторе будут предусматривать:
— создание единого информационного пространства отрасли на базе ГИС «Госстройпортал» (отраслевой государственной цифровой платформы);
— перевод в электронную форму государственных услуг и административных процедур, сопровождающих строительную деятельность (выдача разрешительной документации, приемка объектов в эксплуатацию и др.);
— переход к применению технологий информационного моделирования зданий — BIM-технологий.
Трансформация строительной отрасли
В настоящее время большинство стран мира приняли концепции, предусматривающие внедрение технологий информационного моделирования в строительстве. Мировая строительная отрасль переживает процесс серьезной трансформации, связанный с отказом от традиционных методов проектирования и строительства в пользу инновационных способов реализации проектов.
Строительные проекты по своему характеру являются чрезвычайно информационно насыщенными. Их растущая сложность, отсутствие необходимой информации для принятия решений в нужное время, нарастающее давление по срокам в условиях традиционных методов их реализации отчасти объясняют крайне низкую эффективность отрасли в целом.
Постепенный повсеместный переход на технологии информационного моделирования зданий и сооружений (BIM-технологии) и стал ответом на необходимость сбора, учета и обработки в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства значительных объемов информации, последующую (иногда многократную) корректировку данных в процессе реализации проекта.
Возможность такого перехода обусловлена интенсивным развитием информационных технологий и появлением специализированных программных продуктов, направленных на создание цифровой информационной модели объекта строительства, включающей все необходимые сведения о нем.
Преимущества цифровой информационной модели строительного объекта:
- позволяет использовать автоматизированные средства для осуществления различных видов анализа и проверок, выпуска проектной и рабочей документации, визуального планирования и оптимизации процесса строительства, оценки сметной стоимости, получения других данных;
- обеспечивает регламентированный доступ к данным об объекте всем заинтересованным лицам в единой информационной среде.
По данным одной из консалтинговых компаний, проанализировавшей ряд проектов, реализованных с применением BIM-технологий, и аналогичных проектов, реализованных традиционным способом, использование технологий информационного моделирования позволяет:
- экономить на затратах порядка 20 % от общего объема (подтверждено на пилотных проектах);
- сократить продолжительность работ на 10–12 %, что также приводит к сокращению накладных расходов.
Крайне важно заложить правовую основу внедрения BIM-технологий на государственном уровне. Целесообразно реализовать это путем принятия постановления Совета Министров. Однако в настоящее время у Совета Министров Республики Беларусь отсутствуют какие-либо полномочия в сфере применения технологий информационного моделирования, в связи с чем такие полномочия закреплены в Кодексе Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (далее — Кодекс).
Справочно.
Совет Министров Республики Беларусь:
— устанавливает порядок применения технологий информационного моделирования на всех этапах жизненного цикла объекта, а также перечень случаев, при которых формирование информационной модели является обязательным (подп. 1.14 п. 1 ст. 21 Кодекса);
— утверждает Положение о ГИС «Госстройпортал» (подп. 1.20 п. 1 ст. 21 Кодекса).