Понятие государственной поддержки
Оказание государственной поддержки населению в различных формах является приоритетным направлением государства. В этой связи существующий институт государственной поддержки, предусмотренный Указом Президента Республики Беларусь от 06.01.2012 № 13 «О некоторых вопросах предоставления гражданам государственной поддержки при строительстве (реконструкции) или приобретении жилых помещений», в виде предоставления гражданам льготного кредита и одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений пополнился еще одной формой государственной поддержки, касающейся сферы улучшения жилищных условий граждан, — безналичными жилищными субсидиями.
Определение государственной поддержки содержится в п. 6 ст. 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь, согласно которому государственная поддержка при строительстве, реконструкции или приобретении жилых помещений — это комплекс мер, направленных на оказание гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, поддержки государства (льготные кредиты, одноразовые субсидии на строительство, реконструкцию или приобретение жилых помещений и другие виды государственной поддержки) при строительстве, реконструкции или приобретении жилых помещений.
Механизм государственной поддержки в области жилищных отношений действует и при использовании гражданами проиндексированных именных приватизационных чеков «Жилье», которые в соответствии с Положением о порядке индексации именных приватизационных чеков «Жилье», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.11.2006 № 1529 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 28 августа 2006 г. № 13», могут быть использованы гражданами и членами их семей, состоящими на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, для уплаты паевого взноса в жилищном или жилищно-строительном кооперативе, финансирования индивидуального или коллективного жилищного строительства, реконструкции одноквартирных, блокированных жилых домов, долевого участия в жилищном строительстве, приобретения жилья путем покупки, а также для погашения задолженности по кредитам банков (включая выплату процентов за пользование ими) и ссудам юридических лиц, взятым и использованным на указанные цели.
Определение понятия субсидии применительно к этому виду государственной поддержки приводится в Положении о предоставлении гражданам Республики Беларусь одноразовых субсидий на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2001 № 555, согласно которому субсидия является формой государственной безвозмездной поддержки, оказываемой гражданам для улучшения их жилищных условий в виде денежных средств, которые суммарно с зачетом жилищных квот (именных приватизационных чеков «Жилье») не могут превышать 70 % принимаемой в расчет для определения размера субсидии стоимости строительства (реконструкции) нормируемых размеров общей площади жилого помещения, определяемых для семьи в соответствии с Положением.
Категории граждан, имеющих право на предоставление безналичных жилищных субсидий
До вступления в силу Указа № 322 льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг были предусмотрены в Положении о порядке расчетов и внесении платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилыми помещениями государственного жилищного фонда, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.06.2014 № 571 (далее — Положение).
Пунктом 7 Положения предусмотрено, что льготы по плате за жилищно-коммунальные услуги (техническое обслуживание, техническое обслуживание лифта, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, снабжение сжиженным углеводородным газом от индивидуальных баллонных или резервуарных установок, обращение с твердыми коммунальными отходами) и плате за пользование жилым помещением плательщикам жилищно-коммунальных услуг и (или) иным гражданам, зарегистрированным по месту жительства (или месту пребывания по выбору плательщика жилищно-коммунальных услуг и (или) иного гражданина в части предоставления льгот по плате за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализацию), электроснабжение (с учетом части первой п. 44 Положения), обращение с твердыми коммунальными отходами) в жилом помещении плательщика жилищно-коммунальных услуг, имеющим право на льготы по таким платам, предоставляются в соответствии со ст. 16 Закона Республики Беларусь от 14.06.2007 № 239-З «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее — Закон).
К сведению.
Статья 16 Закона предусматривает как перечень граждан, которые освобождаются от платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением, так и право на 50%-ную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50%-ную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализацию), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов).
В соответствии со ст. 16 Закона освобождаются от платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения:
— Герои Беларуси, Герои Советского Союза, а также Герои Социалистического Труда — участники Великой Отечественной войны, полные кавалеры орденов Отечества, Славы;
— инвалиды Великой Отечественной войны I и II группы, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни или совместно с супругой (супругом);
— Герои Беларуси, Герои Советского Союза, а также Герои Социалистического Труда — участники Великой Отечественной войны, полные кавалеры орденов Отечества, Славы освобождаются от платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов) по установленным законодательством тарифам в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления — от платы за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению.
Право на 50%-ную процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50%-ную скидку с платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов) по установленным законодательством тарифам в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления — за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению, имеют:
— Герои Социалистического Труда (кроме указанных в подп. 1.1 п. 1 ст. 16 Закона), полные кавалеры ордена Трудовой Славы;
— участники Великой Отечественной войны;
— инвалиды войны;
— лица, принимавшие участие в составе специальных формирований в разминировании территорий и объектов после освобождения от немецкой оккупации в 1943–1945 гг.;
— лица, награжденные орденами и (или) медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;
— лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог;
— члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
— лица, работавшие на предприятиях, в учреждениях и организациях г. Ленинграда в период блокады с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. и награжденные медалью «За оборону Ленинграда», и лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— неработающие пенсионеры из числа военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей), кроме случаев, когда инвалидность наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
— инвалиды с детства вследствие ранения, контузии, увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с последствиями военных действий;
— неработающие родители погибших (умерших), указанных в подп. 12.1–12.3 п. 12 ст. 3 Закона, достигшие возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях, либо не достигшие такого возраста, но являющиеся инвалидами I или II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства;
— граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь, вызванную последствиями катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях;
— инвалиды I и II группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, не имеющие трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях.
Указом Президента Республики Беларусь от 23.03.2016 № 107 «Об оплате жилищно-коммунальных услуг, оказываемых населению», вступившим в силу с 1 января 2016 г., определено, что граждане, которым предоставлены льготы по плате за жилищно-коммунальные услуги:
— освобождаются от платы за техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами;
— имеют право на 50%-ную скидку с платы за техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Категории граждан, имеющих право на предоставление безналичных жилищных субсидий, определены подп. 1.2 п. 1 Указа № 322 и включают в себя в первую очередь лиц пенсионного возраста и социально незащищенных граждан.
Так, безналичные жилищные субсидии предоставляются собственнику жилого помещения, нанимателю жилого помещения государственного жилищного фонда, члену организации застройщиков (далее — гражданин), а в случае совместного проживания с гражданином членов его семьи — гражданину и проживающим совместно с ним членам его семьи (далее — семья) при условии, что ежемесячная сумма платы за жилищно-коммунальные услуги, определенной исходя из установленных Советом Министров Республики Беларусь для расчета этих субсидий норм (нормативов) потребления данных услуг с учетом льгот (скидок) по плате за жилищно-коммунальные услуги, но в пределах общей площади принадлежащего и (или) занимаемого жилого помещения, а также возмещения расходов на электроэнергию превышает:
— 20 % среднемесячного совокупного дохода гражданина (семьи), проживающего (проживающей) в городе, поселке городского типа;
— 15 % среднемесячного совокупного дохода гражданина (семьи), проживающего (проживающей) в сельском населенном пункте.
К сведению.
Советом Министров Республики Беларусь будет определен перечень доходов гражданина и проживающих совместно с ним членов его семьи, участвующих в определении совокупного дохода, для предоставления безналичных жилищных субсидий, основным из которых является, как правило, сумма заработной платы (по заявительному принципу) и сумма пенсий (по выявительному принципу).
Отдельно стоит обратить внимание на тех, кто однозначно не имеет права на получение безналичных жилищных субсидий. Так, в соответствии с подп. 1.5 п. 1 Указа № 322 безналичная жилищная субсидия не предоставляется гражданину (семье) в случае, если за календарный квартал, предшествующий кварталу, в котором принимается решение о предоставлении безналичной жилищной субсидии по выявительному принципу, или за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за предоставлением безналичной жилищной субсидии по заявительному принципу, гражданин и проживающие совместно с ним члены его семьи:
— имели в Республике Беларусь в собственности более одного жилого помещения или одно жилое помещение и более одной доли в праве общей собственности на жилые помещения, за исключением многодетных семей;
— сдавали по договору найма (поднайма) жилое помещение;
— являлись собственниками имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, в котором проживает гражданин (семья).
Такой подход представляется обоснованным и целесообразным, поскольку предполагается, что в указанных случаях граждане имеют дополнительный доход и в поддержке государства не нуждаются.
Принципы предоставления безналичных жилищных субсидий
Указом № 322 определены два принципа предоставления безналичных жилищных субсидий:
1) выявительный принцип — на основании решения районного, городского, поселкового, сельского исполнительного комитетов, местной администрации района в городе, принятого на основании данных, имеющихся в службе субсидирования;
2) заявительный принцип — на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа при обращении заявителя с заявлением о предоставлении субсидии в службу субсидирования.
Выявительный принцип, определенный в Указе № 322, относится к таким категориям граждан, как неработающие пенсионеры, достигшие возраста, установленного для пенсии по возрасту на общих основаниях, или неработающие совершеннолетние инвалиды, зарегистрированные по месту жительства в жилых помещениях, в которых отсутствуют зарегистрированные по месту жительства трудоспособные члены семьи, и исключает необходимость их обращения в местные исполнительные и распорядительные органы с заявлением о предоставлении субсидий.