Вы на портале

Изменения в расчетах стоимости строительства объектов

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 434

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.06.2016 № 434 (далее — постановление № 434) внесены изменения и дополнения в Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361».

Постановление № 434 уточняет порядок изменения цены заказчика, предусматривает еще один способ формирования цены предложения подрядчика, определяет возможные способы получения экономии подрядчиком.

Постановление № 434 вступает в силу с 11 сентября 2016 г., то есть через 3 месяца после официального опубликования (опубликовано 11.06.2016 на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь).

Малкова Кристина

инженер производственно-технического отдела ООО «Владтурстрой»


2514 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Согласно Положению о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 361» (в редакции постановлений Совета Министров от 30.01.2014 № 85, от 01.04.2014 № 301, от 10.11.2014 № 1061) (далее — Положение), цена заказчика — это стартовая цена подрядных работ (строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), предложенная заказчиком для заключения договора строительного подряда, государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Цена заказчика формируется на основании проектной, в том числе сметной, документации с учетом даты начала строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком в задании на проектирование, и подлежит пересчету в следующих случаях:

В отличие от цены заказчика цена предложения подрядчика формируется сложнее и предполагает распределение объема инвестиций по месяцам в соответствии с тем, какие виды работ планируется выполнить в нормативные сроки с учетом даты начала строительства. Для этого разрабатывается график производства работ.

Цена предложения подрядчика формируется на основании проектной (в том числе сметной) документации, представленной организатором торгов в составе конкурсной документации:

— в соответствии с Положением о порядке формирования договорной (контрактной) цены и расчетов между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 03.03.2005 № 235 (в редакции от 31.01.2014 № 88), — если сметная документация разработана в ценах на 1 января 2006 г.; 

Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553, — если сметная документация разработана в нормативах расхода ресурсов в натуральном выражении.

Цена предложения подрядчика может формироваться с помощью следующих методов:

При формировании цены предложения подрядчик может также разрабатывать свои собственные нормативы и использовать их для того, чтобы снизить стоимость строительства по сравнению со стартовой ценой, предлагаемой заказчиком. Именно на основании цены предложения подрядчика и формируется неизменная договорная цена, оформляемая протоколом согласования договорных цен. Цена предложения подрядчика по сути и является предполагаемой «фактической стоимостью подрядных работ».

Фактическая стоимость подрядных работ — это фактические затраты на выполнение работ в соответствии с данными бухгалтерского учета подрядчика с добавлением прибыли исходя из уровня рентабельности в размере, предусмотренном подрядчиком в цене предложения, на основании которой по результатам выбора заказчиком подрядчика сформирована неизменная цена.

Экономия подрядчика в виде положительной разницы между неизменной ценой и фактической стоимостью подрядных работ может быть получена в результате:

— изменения способов производства работ, использования в процессе строительства объекта иных строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций по сравнению с предусмотренными проектной, в том числе сметной, документацией;

— снижения в процессе строительства объекта стоимости эксплуатации строительных машин и механизмов, материалов, изделий и конструкций, иных расходов подрядчика по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой (в случае, если иное не предусмотрено в договоре строительного подряда согласно абзацу четвертому части первой п. 10 Положения);

— снижения стоимости работ, выполненных субподрядными организациями, по сравнению с их стоимостью, предусмотренной неизменной ценой;

— завершения строительства объекта в срок, меньший нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ).

Таким образом, снижение фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной цене, сформированной в соответствии с Положением, при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией является экономией подрядчика и относится на финансовые результаты деятельности подрядчика, за исключением снижения фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых домов для граждан, осуществляющих строительство жилых помещений с государственной поддержкой.

2514 Shape 1 copy 6Created with Avocode.