Порядок заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров, заключенных с 15 мая 2016 года

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2016 № 563

Совет Министров 19 июля 2016 г. принял постановление № 563 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10» (далее — постановление № 563). Его цель — установить порядок заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь, заключаемых в соответствии с нормами Декрета Президента Республики Беларусь от 12.11.2015 № 8 «О внесении изменений и дополнений в Декрет Президента Республики Беларусь» (далее — Декрет № 8). Декретом № 8 был изложен в новой редакции Декрет Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10), устанавливающий порядок реализации проектов по инвестиционным договорам. Постановление № 563 вступило в силу с 28 июля 2016 г.

Антонов Александр

Адвокат МОКА, юридическая группа REVERA


923 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Восемь основных нововведений Декрета № 8

1. Возможность заключения инвестиционных договоров между инвесторами и Республикой Беларусь ограничена условием реализации инвестиционных проектов в рамках приоритетных видов деятельности (реализации проектов в приоритетных секторах экономики).

2. Исключена норма о том, что инвестор до государственной регистрации создания объектов, предусмотренных инвестиционным проектом, и возникновения прав на них не вправе осуществлять с данными объектами и (или) с предоставленным земельным участком сделки, влекущие переход прав (предусматривающие возможность перехода прав) к иным лицам.

3. Введены ограничения на проведение реорганизаций, изменение собственников имущества или состава участников инвесторов (организаций, созданных инвесторами).

4. Инвесторы освобождены от необходимости проведения любых процедур закупок при строительстве.

5. Определена судьба земельных участков, предоставленных инвесторам, и не завершенных строительством незаконсервированных объектов, расположенных на таких участках, в случае прекращения инвестиционных договоров в связи с неисполнением инвесторами своих обязательств.

6. Государственным органам предоставлена возможность освобождать инвесторов полностью или частично от возмещения сумм льгот или преференций, уплаты неустойки, которые подлежат уплате в случае досрочного прекращения инвестиционных договоров, и (или) предоставлять рассрочку (отсрочку) их уплаты.

7. Инвесторы приобрели право на предоставление земельных участков для реализации инвестиционных проектов не только на праве аренды, но и на праве частной собственности.

8. Льготы в виде освобождения инвесторов от уплаты государственной пошлины за выдачу разрешений на привлечение в Республику Беларусь иностранной рабочей силы, специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь и ускоренного порядка рассмотрения документов для их получения распространены на подрядчиков и разработчиков проектной документации.

Основные изменения, внесенные постановлением № 563

Существенных изменений в правовое регулирование порядка осуществления инвестиционной деятельности постановление № 563 не вносит.

Вместе с тем данное постановление содержит ряд уточненных процедурных моментов. Поэтому особое внимание на его нормы следует обратить лицам, которые планируют заключить инвестиционные договоры, так как вместо ранее действовавшего Положения о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь и иных положений, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4», будут применяться утвержденные постановлением № 563:

Положение о порядке заключения, изменения и прекращения инвестиционных договоров между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

Положение о конкурсе по выбору инвестора (инвесторов) для заключения инвестиционного договора между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

Положение о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь;

Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных на территории Республики Беларусь (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь;

Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь.

Затрагивая вопрос порядка заключения инвестиционных договоров, отметим, что определен перечень документов, которые инвестор должен предоставить на этапе подачи предложения о заключении инвестиционного договора вместе с заявлением о заключении инвестиционного договора:

1) проект инвестиционного договора, подписанный инвестором (инвесторами), и его электронная копия;

2) копия (без нотариального засвидетельствования) свидетельства о государственной регистрации инвестора (инвесторов) (для резидентов Республики Беларусь), выписка из торгового регистра страны места нахождения инвестора (инвесторов) или иное эквивалентное доказательство юридического статуса инвестора (инвесторов) в соответствии с законодательством страны его места нахождения (для нерезидентов Республики Беларусь), выданные не позднее 3 месяцев до даты регистрации заявления о заключении инвестиционного договора;

3) заверенная копия документа, удостоверяющего личность инвестора (инвесторов) (для физических лиц);

4) копии (без нотариального засвидетельствования) документов, подтверждающих намерения инвестора (инвесторов) заключить инвестиционный договор, а также документов, подтверждающих полномочия лица (лиц), подписавшего проект инвестиционного договора, на его подписание (для юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами);

5) копии (без нотариального засвидетельствования) учредительных документов инвестора (инвесторов) (для юридических лиц, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами);

6) копии (без нотариального засвидетельствования) аудиторского заключения (для юридических лиц — нерезидентов Республики Беларусь, иностранных организаций, не являющихся юридическими лицами, — копии заключения по результатам проведения финансового Due Diligence или аудиторского заключения международного стандарта ISA 700 с переводом на белорусский или русский язык), содержащего оценку финансового состояния инвестора (инвесторов), его возможностей по осуществлению заявленных инвестиций, выписка банка об остатке денежных средств на банковском счете, письма банков и (или) иные документы (при их наличии), подтверждающие намерения кредиторов (банков), других лиц предоставить средства для реализации инвестиционного проекта в форме кредитов, займов, ссуд;

7) финансово-экономическое обоснование инвестиционного проекта, содержащее сведения об объекте осуществления инвестиций, сроке реализации инвестиционного проекта и ожидаемом социально-экономическом эффекте, иную информацию, характеризующую инвестиционный проект (по усмотрению инвестора (инвесторов)).

Особое внимание обратим на необходимость предоставления копий аудиторского заключения (заключения по результатам проведения финансового Due Diligence), выписки банка об остатке денежных средств на банковском счете, писем банков и т.п. Ранее действовавшее законодательство требовало предоставления вышеуказанных документов, только если инвестор претендовал на получение дополнительных льгот (не предусмотренных Декретом № 10), которые, в свою очередь, могли предоставляться только с согласия Президента Республики Беларусь. Теперь это требование едино и обязательно для всех инвесторов. Можно говорить о том, что Республика Беларусь теперь будет более взвешенно подходить к выбору будущих инвесторов в целях недопущения ситуаций, когда инвестиционные договоры заключаются и в дальнейшем не исполняются. 

Кратко характеризуя Положение о порядке возмещения, освобождения от возмещения, предоставления рассрочки (отсрочки) возмещения Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, освобождения от уплаты, предоставления рассрочки (отсрочки) уплаты неустойки (штрафа, пени), предусмотренной инвестиционным договором между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь, отметим, что его нормами определяется ряд процедурных вопросов такого освобождения. Например, установлено, что инициировать эту процедуру должен сам инвестор путем направления заявления в срок не позднее 20 рабочих дней с даты направления ему письменного требования о возмещении Республике Беларусь и ее административно-территориальным единицам сумм льгот и (или) преференций, уплате неустойки (штрафа, пени). В то же время конкретные основания, при которых должно приниматься соответствующее решение об освобождении и (или) о предоставлении рассрочки, не установлены. Исходя из анализа перечня документов, которые в случае инициирования соответствующих процедур предоставления освобождения и (или) рассрочки (отсрочки) должен предоставить инвестор, можно только предположить, что такими основаниями (критериями) будут являться: степень готовности объекта, объем и характеристика выполненных работ в рамках реализации инвестиционного проекта, объем вложенных инвестиций и т.д.

Куда обратиться за получением разъяснения норм Декрета № 10 и постановления № 563? 

Постановлением № 563 право разъяснять вопросы применения Декрета № 10 и постановления № 563 предоставлено следующим республиканским органам государственного управления:

923 Shape 1 copy 6Created with Avocode.