Вы на портале

Новый порядок борьбы с минимизацией налогов

Комментарий к Указу Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14

С 22 апреля 2016 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 19.01.2016 № 14 «О дополнительных мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налогов» (далее — Указ № 14), которым внесены изменения в Указ от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее — Указ № 488) и Указ от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510). В статье рассматриваются поводы принятия Указа № 14, комментируются его новеллы и высказывается мнение о последствиях изменения правового регулирования налоговых обязательств.

Толочко Андрей
Толочко Андрей

Адвокат Минской областной коллегии адвокатов

1258 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Указ № 14 установил процедуру самостоятельного исчисления и уплаты сумм налогов организациями, взаимодействовавшими со структурами, включенными в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее — Реестр).

Поводы принятия Указа № 14

Не секрет, что основным направлением деятельности органов финансовых расследований в последние годы является борьба с так называемым «лжепредпринимательством». Государство затрачивает значительные материальные ресурсы на противодействие данному явлению, однако институты предупреждения незаконной минимизации налогов развиты не в полной мере.

В то же время на практике нередко возникают ситуации, когда субъекты хозяйствования узнают о том, что один из их контрагентов включен в Реестр. Исходя из действовавшего ранее правового регулирования, самостоятельное исчисление налогов и сборов по операциям со структурой из Реестра было правом проверяемого субъекта, которое могло быть реализовано до проверки. Однако таким правом пользовался далеко не каждый субъект хозяйствования, а кто-то о нем, возможно, и не знал вовсе.

Таким образом, принятие Указа № 14 было направлено одновременно на предупреждение минимизации налогов и упрощение «правил игры» для бизнеса, который имел взаимоотношения со структурами, включенными в Реестр.

Основные новеллы Указа № 14

Действия по самостоятельному налогообложению операций с субъектами

Указом № 14 закрепляется такая последовательность действий по самостоятельному налогообложению операций с субъектами, включенными в Реестр:

а) Департаментом финансовых расследований Комитета государственного контроля (далее — ДФР) составляется заключение в отношении субъекта, включенного в Реестр (при наличии информации и документов, подтверждающих совершение данным субъектом предпринимательской деятельности правонарушения в экономической сфере и использование этого субъекта в совершении такого правонарушения). Под «информацией и документами» понимаются материалы проверок, проводимых в рамках Указа № 510, а также информация, полученная при реализации полномочий, предусмотренных в ст. 13 Закона Республики Беларусь от 16.07.2008 № 414-З «Об органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь». 

В целях защиты прав и законных интересов добросовестных субъектов хозяйствования в заключении указывается конкретный период, за который первичные учетные документы признаются не имеющими юридической силы;

б) по истечении 10 рабочих дней со дня получения заключения субъектом из Реестра (в случае обжалования заключения — со дня вручения (направления) решения по жалобе) местным органом ДФР выносится предписание в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, совершавшего сделки со структурой из Реестра. Указанное предписание содержит требование:

— об исчислении и уплате налогов по конкретным хозяйственным операциям в порядке, определенном Указом № 488

— о представлении в налоговый орган по месту постановки на учет налоговой декларации (расчета) с изменениями и (или) дополнениями; 

— о сообщении в течение 20 рабочих дней в местный орган ДФР информации о принятых мерах по исполнению предписания. Добровольное исполнение предписания исключает привлечение к административной ответственности юридического лица или индивидуального предпринимателя за неуплату или неполную уплату сумм налогов и сборов.

При этом в случае неисполнения указанной обязанности предписание будет считаться неисполненным (что может повлечь описанные ниже последствия);

в) при несогласии с предписанием у субъекта есть право в течение 20 рабочих дней со дня его получения подать возражения в вынесший предписание местный орган ДФР. В таком случае предписание считается утратившим силу.

К сведению. 
В случае неисполнения предписания в течение 20 рабочих дней со дня его получения или подачи возражений на предписание местный орган ДФР вправе назначить и провести внеплановую проверку юридического лица или индивидуального предпринимателя по вопросам взаимодействия с соответствующей структурой из Реестра. Кроме того, заключение ДФР и сведения об организации, совершавшей сделки с субъектом из Реестра, могут быть направлены в налоговый орган по месту постановки на учет для проведения внеплановой проверки.

Иные нововведения

К иным нововведениям Указа № 14 относится дополнительный критерий отнесения организации к высокой группе риска для назначения плановых проверок: наличие сведений о сделках с субъектами, включенными в Реестр.

Возможные последствия изменения правового регулирования

Добровольное исполнение предписания не исключает возможность привлечения должностных лиц субъекта к уголовной ответственности по ст. 243 Уголовного кодекса Республики Беларусь («Уклонение от уплаты сумм налогов, сборов») в случае доказывания умысла на совершение данного преступления и наличия ущерба, в 1 000 и более раз превышающего размер базовой величины, установленный на день совершения преступления. 

Более того, по нашему мнению, при подобном размере ущерба добровольное исполнение предписания может служить доказательством умышленности совершения хозяйственных операций со структурой из Реестра с целью уклонения от уплаты налогов. В связи с этим Указ № 14 решает задачу борьбы с предупреждением минимизации налогов лишь для тех ситуаций, в которых речь идет о незначительных оборотах.

Полагаем, что практически любой представитель бизнеса, оценивший риски возбуждения уголовного дела по уклонению от уплаты налогов, будет подавать возражение на предписание, даже если оно фактически является обоснованным.

При этом для добросовестных представителей бизнеса, которые имели взаимоотношения со структурами из Реестра (в частности, если операции совершались на незначительные суммы), принятие Указа № 14 снижает стимулы для обжалования доначисления налогов. Ведь зная текущую судебную практику и понимая, что структура уже включена в Реестр и в отношении нее вынесено заключение ДФР, бизнесмен с высокой степенью вероятности предпочтет сэкономить хотя бы на административном взыскании (даже если в действительности хозяйственная операция оформлена документами, имеющими юридическую силу).

Таким образом, по нашему мнению, Указ № 14 в целом упростит процедуру доначисления налогов и сборов по операциям со структурами из Реестра. Однако представляется, что оценку принятому нормативному правовому акту следует давать лишь по прошествии определенного периода его применения.

1258 Shape 1 copy 6Created with Avocode.