Постановлением № 55 устанавливаются (изменяются) размеры коэффициентов, которые подлежат применению для установок, которые будут построены в 2017–2019 гг. в пределах выделенных на 2016 г. квот на создание установок. Размер большинства наиболее востребованных коэффициентов уменьшен. Например, на первые 10 лет эксплуатации солнечных электростанций мощностью свыше 2 МВт, создаваемых в пределах выделенных квот на 2015 г., размер коэффициента составлял 2,1, а для аналогичных установок, но создаваемых в рамках квот 2016 г., размер коэффициента составит 1,5 (снижение почти на 30 %). В то же время из тенденции снижения размера коэффициентов есть и исключения: на первые 10 лет эксплуатации ГЭС мощностью более 2 МВт размер коэффициента увеличен с 1,1 до 1,2. Это обусловлено тем, что ГЭС частными инвесторами практически не строятся, спрос на них минимален (см. таблицу).
Уменьшение коэффициентов для некоторых видов энергии, таких как солнечная, способно повлечь экономическую нецелесообразность строительства установок для инвесторов, а по остальным существенно увеличит срок их окупаемости.
Размеры коэффициентов, применяемых к энергии, производимой установками по использованию возобновляемых источников энергии, в течение первых 10 лет эксплуатации в зависимости от условий их строительства
Принятие постановления № 55 является очередным этапом по планомерному снижению размера государственной поддержки использования возобновляемых источников энергии. Так, во многом определяющим для «зеленой энергетики» в Беларуси стал 2015 г., когда был издан Указ Президента Республики Беларусь от 18.05.2015 № 209 «Об использовании возобновляемых источников энергии» (далее — Указ № 209).
Напомним, что Указ № 209 ввел понятие квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии. С 2015 г. специально созданная Республиканская межведомственная комиссия по установлению и распределению квот на создание установок по использованию возобновляемых источников энергии определяет суммарную мощность создаваемых установок по каждому виду энергии, в рамках которой государство через электросети обязуется закупать энергию с применением повышающих коэффициентов. Между лицами, планирующими осуществить строительство установок, проводится конкурс с учетом определенных критериев, и только части из них выделяются квоты.
Государство по-прежнему готово покупать энергию и у собственников установок, построенных вне рамок квот, но размер применяемых коэффициентов будет существенно ниже. Если продажа энергии, получаемой установками, которые строятся в рамках квот, экономически выгодна для инвесторов и представляет собой самостоятельный бизнес (такие установки строятся для дальнейшей продажи энергии), то установки, которые строятся вне квот, используются, как правило, только для обеспечения собственных потребностей в электроэнергии и для этих целей строительство установок вне квот может быть оправдано.
Следует отметить, что размер государственной поддержки использования возобновляемых источников энергии с принятием постановления № 55 изменяется только для большинства будущих инвесторов в сфере альтернативной энергетики. Изменения не затрагивают интересы лиц, которые уже начали реализацию проектов в предыдущие годы.
Указанной категории инвесторов, впрочем как и потенциальным инвесторам, следует помнить, что в будущем (например, после ввода в эксплуатацию белорусской АЭС) не исключается изменение размера тарифа на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей, который является базой для определения размера тарифов на электрическую энергию, производимую из возобновляемых источников энергии и отпускаемую энергоснабжающим организациям государственного производственного объединения электроэнергетики «Белэнерго». Возможное же уменьшение размера тарифа на электрическую энергию для промышленных и приравненных к ним потребителей влечет за собой возникновение вопроса об экономической целесообразности и экономической безопасности реализации проектов в сфере альтернативной энергетики в Беларуси.