Белорусский законодатель дал добро?
На сегодняшний день рост экспорта строительных услуг назван основной задачей развития строительного комплекса Республики Беларусь в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15.12.2016 № 466.
Также согласно Программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2016–2020 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 05.04.2016 № 274, рост экспорта строительных услуг является главной целью развития строительной отрасли.
Строительные рынки Российской Федерации, Литвы, Латвии, Венесуэлы, Китайской Народной Республики благоприятны для белорусских строительных компаний. Однако для того, чтобы выйти на иностранный строительный рынок, необходимо не только соблюсти обязательные требования местного законодательства, но и обратить внимание на ряд существенных условий, характерных для строительной отрасли конкретной страны.
Китайская Народная Республика
В Китае в соответствии с местным Законом Министерства жилья, городского и сельского строительства и Министерства коммерции Китайской Народной Республики все строительные организации должны иметь:
— строительные лицензии;
— квалифицированный персонал, который тоже проходит проверку в компетентных государственных органах;
— определенный минимальный уставной капитал в зависимости от получаемой категории строительного допуска.
Помимо этого, любой строительный проект должен быть согласован с сопряженными министерствами: например, перед началом строительства дорог возле реки, озер нужно согласовать проведение таких работ с Министерством экологии и транспорта КНР. Эти требования касаются местных китайских компаний, а зарубежные компании дополнительно должны проходить ряд более сложных процедур.
Читайте по теме:
Как иностранной компании выйти на строительный рынок Китая?
Так, в соответствии с постановлением Министерства жилья, городского и сельского строительства Китайской Народной Республики зарубежные строительные компании с иностранными инвестициями должны поддерживать фиксированное соотношение для отдельных иностранных поставщиков услуг с двойной квалификацией.
Иностранные поставщики услуг с двойной квалификацией — специалисты, квалифицированные как в своей родной юрисдикции, так и в обязательном порядке в Китае. Данное соотношение должно составлять 1/8, тогда как в форме Министерства коммерции требуется сохранить не менее 1/4 двойного квалифицированного персонала.
Литва
Экспорт строительных услуг в Литовскую Республику, на наш взгляд, выглядит проще. Это обусловлено тем, что Литва — соседка Республики Беларусь, имеющая очень похожие исторические особенности становления строительной отрасли.
Так, в соответствии с поправками к Закону Литовской Республики о строительстве от 19.03.1996 № I-1240 подрядчиком имеют право быть иностранные организации, легализованные в Республике Литва и имеющие лицензии, выданные в стране, где подрядчик зарегистрирован, в соответствии с международными договорами. Эти же правила распространяются и на проектировщиков.
Таким образом, белорусские строительные компании, имеющие аттестаты соответствия на выполнение функций генерального подрядчика, генерального проектировщика, на разработку разделов проектной документации, на выполнение строительных работ, выданные Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь (далее — аттестаты соответствия), легализовав аттестаты соответствия, могут выступать строительными (проектными) компаниями в Литовской Республике. Разумеется, это возможно лишь при условии соблюдения литовского законодательства и административных процедур в части строительства.
Кроме того, литовские застройщики заинтересованы в работе с белорусскими строительными компаниями, так как при организации белорусской строительной компанией вахтового метода выполнения работ может быть установлен 12-часовой режим работы на стройплощадке в Литовской Республике.
Справочно:
Согласно трудовому законодательству Европейского союза рабочий день для строителей стран ЕС не может превышать 8 часов в день.
Таким образом, двухнедельная смена по 12 часов в сутки значительно сокращает сроки возведения объектов. Однако следует отметить, что возможность вахтовой смены работы по 12 часов в сутки предоставлена только компаниям, которые являются иностранными и зарегистрированы за пределами государств ЕС (нерезиденты).
Германия
В Германии строительная отрасль регулируется двумя законодательными актами:
— Гражданским кодексом (разделы 631–650v). Однако Гражданский кодекс Германии включает в себя базовые нормы и правила для строительства, поэтому с 1 января 2018 г. введены понятия и требования строительных договоров, в которых должны содержаться обязательные условия для каждого вида строительного договора;
— Правила заключения договоров на закупку общественных работ (VOB/B).
Иностранные проектировщики и подрядчики должны учитывать несколько видов регулирования при ведении бизнеса в Германии. Согласно Закону о регулировании торговли, коммерции и промышленности (раздел 34с) и Указу об обязанностях агентов по недвижимости, кредитных брокеров, застройщиков, управляющих строительством и управляющих жилой недвижимостью подрядчикам необходимо специальное разрешение на их деятельность, если они выступают в качестве агентов по недвижимости или застройщиков для третьих сторон.
Справочно:
В Германии каждая заявка на планирование и разрешение на строительство должна быть подписана архитектором, инженером или другим квалифицированным специалистом, который закончил соответствующее обучение в немецком университете и имеет опыт работы в этой профессии не менее двух лет.
Важно знать, что для получения строительной лицензии нужно обращаться в местные муниципальные органы каждой конкретной земли Германии, в зависимости от выполнения работ. Так, если строительные работы планируется выполнять на территории земель Баварии, необходимо обратиться в промышленную палату земель Баварии. Если же возникнет необходимость строительства нового объекта на территории других земель, нужно будет заново обратиться в соответствующую промышленную плату конвертной земли (Нижняя Саксония, Гессен, Северный Рейн-Вестфалия и др.).
Важные особенности при выходе на экспорт строительных услуг
Если все сделано с учетом законодательства страны, в которой планируются к выполнению строительные работы, риски нарушений существенно снижаются. Таким образом, при экспорте белорусских строительных услуг рекомендуем обратить внимание на нижеприведенные аспекты.
Заключение договора
В обязательном порядке должен быть заключен внешнеторговый договор между заказчиком (нерезидентом) и подрядчиком (резидентом). Важно обратить внимание на наличие всех существенных условий договора: предмет, оплату, специфические условия для конкретного договора и законодательство страны, сроки выполнения работ, ответственность и др.
Одним из существенных (обязательных) условий договоров в строительстве обычно является срок оплаты. При заключении внешнеторгового договора этот срок по общему правилу не должен превышать 180 календарных дней с даты выполнения работ (оказания услуг) (абз. 2 ч. 1 подп. 1.4 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций»).
Исключением, в частности, являются сроки при выполнении строительных работ:
— на территории Боливарианской Республики Венесуэла — не позднее 365 календарных дней с даты оформления акта о приемке-сдаче выполненных строительных работ (абз. 9 подп. 1.1 п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 05.11.2011 № 1483/22 «Об установлении сроков завершения внешнеторговых операций по отдельным видам внешнеторговых договоров и условиях продления сроков завершения внешнеторговых операций»);
— на территории РФ (при создании объекта долевого строительства) — не позднее завершения нормативного срока строительства объекта.
Проверка заказчика в части добросовестности
Необходимо проверить все нюансы от «существует юридически» и «есть ли у заказчика лицензия» до «соблюдение всех критериев законодательства на строительной площадке».
Справочно:
Европейский бизнес-реестр (EBR) содержит общую информацию о компаниях Евросоюза.
Общую информацию о некоторых компаниях Европейского союза можно узнать при помощи Европейского бизнес-реестра (EBR). Однако информация в нем исчерпывающая, поэтому для более подробной проверки необходимо запрашивать выписку из торгового реестра страны организации.
В торговых реестрах внимание следует обращать на наличие процедуры банкротства, а также финансовых санкций, участие в судебных разбирательствах.
Справочно:
Ознакомиться с базой данных Всекитайской открытой системы можно по ссылке.
Также полезной процедурой является проверка налогового номера компании. Процедура носит ознакомительный характер, но позволяет узнать дату создания компании, присвоения ей номера, систему налогообложения и другую информацию, помогающую избежать нюансов при расчетах. Соблюдая осторожность при экспорте строительных услуг, компании избегают непредвиденных расходов и проблем в иностранной юрисдикции.
Например, в Китайской Народной Республике для проверки финансового положения китайского контрагента информацию о кредитоспособности предприятия можно получить в открытом доступе через базу данных Всекитайской открытой системы информации о кредитоспособности предприятий при Главном торгово-промышленном управлении КНР, а на территории САР Гонконг — в открытом регистре компаний САР Гонконг. Первичная информация предоставляется бесплатно, более подробная информация об учредителях компании будет уже платной.
Справочно:
Информацию о литовских компаниях можно найти на национальном портале.
В Литовской Республике информацию о литовской строительной компании (юридический/фактический адрес, наличие строительной лицензии, контакты) можно получить на специализированном портале.