Что такое ГЧП?
Упрощенно модель ГЧП выглядит следующим образом: частный партнер вкладывает средства и усилия в объект, а затем получает деньги обратно в период эксплуатации этого объекта. Классическим примером проектов ГЧП в мире выступают проекты по строительству дорог: частный партнер строит (реконструирует) за счет собственных средств дорогу, а затем получает деньги в период ее эксплуатации (от сбора денег за проезд, в форме прямых платежей от государства и др.).
ГЧП в Беларуси
Закон Республики Беларусь от 30.12.2015 № 345-З «О государственно-частном партнерстве» вступил в силу в 2016 г. и определяет ГЧП как юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров в целях объединения ресурсов и распределения рисков, отвечающее целям, задачам и принципам, определенным Законом о ГЧП, осуществляемое в форме соглашения о государственно-частном партнерстве.
Справочно:
Закон «О государственно-частном партнерстве» вступил в силу в 2016 г. и определяет ГЧП как юридически оформленное на определенный срок взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров в целях объединения ресурсов и распределения рисков, осуществляемое в форме соглашения о государственно-частном партнерстве.
Помимо Закона о ГЧП нормативно-правовую базу составляет постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.07.2016 № 532 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2015 г. № 345-З "О государственно-частном партнерстве"».
Первый проект ГЧП
В качестве первого проекта ГЧП инвесторам предлагают реконструировать участок дороги М-10 в Гомельской области. Взамен реконструированной дороги и последующего ее технического обслуживания в течение 20 лет частный инвестор сможет рассчитывать на получение платежей за эксплуатационную готовность дороги (в течение периода реконструкции — на получение платежей за техническое обслуживание определенных участков). Ориентировочная стоимость проекта — 200 млн долл. США.
Проект реализуется на основании:
— Указа Президента Республики Беларусь от 26.11.2018 № 461 «О реконструкции автомобильной дороги»;
— постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.01.2019 № 60 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения предварительного отбора участников конкурса по проекту по реконструкции и техническому обслуживанию объекта "Автомобильная дорога М-10 граница Российской Федерации (Селище) — Гомель — Кобрин км 109,9 — км 195,15" на принципах государственно-частного партнерства».
Предварительная конкурсная документация по первому проекту ГЧП утверждена приказом Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 22.05.2019 № 33-Д и доступна по ссылке.
Кто может претендовать на участие в проекте?
Отбор частного партнера по первому проекту ГЧП включает в себя несколько этапов:
1) предквалификационный отбор участников и формирование из числа прошедших отбор списка участников конкурса (не более 5);
2) консультации с участниками конкурса;
3) определение победителя конкурса.
Участвовать в отборе может как юридическое лицо, в том числе иностранное, подавшее индивидуальное заявление, так и группа указанных лиц, подавших совместное заявление.
Требования к участникам определены обнародованной предварительной конкурсной документацией. Выделены три группы требований: общие, финансовые, технические.
Первая группа требований (общих) к участникам включает в целом стандартные условия любого тендера (конкурса):
— не находиться в процессе ликвидации (прекращения деятельности), реорганизации (за исключением юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо), на имущество не должен быть наложен арест, деятельность не должна быть приостановлена в соответствии с законодательством Республики Беларусь и законодательством страны учреждения;
— не являться стороной инвестиционного договора с Республикой Беларусь либо концессионного договора или соглашения о государственно-частном партнерстве, заключенных с Республикой Беларусь или ее административно-территориальной единицей, прекращенных (расторгнутых) в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением участником своих обязательств;
— иметь собственные денежные средства в размере не менее чем 100 000 бел. руб. (или эквивалент в иностранной валюте);
— представить заявление надлежащим образом уполномоченным на это лицом (лицами);
— отсутствовать в составе группы юридических лиц, подавших совместное заявление, — для участника конкурса, являющегося отдельно взятым юридическим лицом, или отсутствовать в составе более одной группы юридических лиц, подавших совместное заявление, — для участника конкурса, являющегося группой юридических лиц, подавших совместное заявление;
— на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи заявления, не иметь задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин) или других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты Республики Беларусь, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды Республики Беларусь, а также по уплате налогов, сборов (пошлин) или других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и фонды иностранных государств.
Финансовым выступает требование о наличии у участника конкурса собственного капитала в размере не менее 80 млн бел. руб. Под собственным капиталом понимается разница между активами и обязательствами (внешними источниками) организации, определенными в соответствии с МСФО; представление информации (отчетность) о размере собственного капитала регулируется Международным стандартом финансовой отчетности 1 (IAS 1) «Представление финансовой отчетности» (для отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО). С учетом этого требования в качестве самостоятельного участника конкурса смогут выступить далеко не все крупные компании. В то же время они могут объединить свои усилия и участвовать в качестве группы юридических лиц, подав общую заявку.
В качестве технического заявлено требование о наличии у участника конкурса опыта реализации не менее двух проектов ГЧП (с точки зрения структуры) в сфере дорожно-транспортной инфраструктуры, в рамках которых он (любое из юридических лиц, подавших совместное заявление) владеет или владел не менее чем 15 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли в уставном фонде) проектных организаций, осуществляющих реализацию проектов государственно-частного партнерства, либо сам является или являлся проектной организацией, осуществляющей реализацию проекта государственно-частного партнерства. В целях подтверждения своего опыта допускается ссылаться на опыт аффилированных лиц в порядке, предусмотренном предварительной документацией. Это значит, что в качестве частного партнера государство рассчитывает получить в первую очередь проверенного иностранного инвестора, имеющего опыт реализации схожих проектов в иных странах.
Сроки
Участники должны подать сформированный пакет документов для участия в предквалификационном отборе не позднее 14.00 28 июня (если срок не будет продлен). Это достаточно короткий срок, учитывая требуемый пакет документов (аудированная финансовая отчетность, справки банков и иные документы с переводом на русский язык), поэтому потенциальным инвесторам следует поторопиться. Если сроки не будут продлены, финалисты будут объявлены ориентировочно в июле. Основной критерий выбора финалистов — количество реализованных проектов государственно-частного партнерства, соответствующих техническим условиям предквалификационного отбора.