Ситуация
Гражданин А. имеет в ОАО долю акций в размере 50 %, а также состоит в должности главного энергетика (основная работа) и работает по совместительству в государственной организации. В этом же ОАО сын гражданина А. занимает должность начальника структурного подразделения, а гражданин А. является мастером в этом структурном подразделении.
Вопросы:
1. Правомерно ли то, что гражданин А. является акционером в ОАО, а также занимает в нем должность главного энергетика по основному месту работы и работает по совместительству в государственной организации? Если это неправомерно, то на основании чего?
2. Будет ли конфликт интересов, если сын занимает должность начальника структурного подразделения в ОАО, а отец — гражданин А. является работником в этом структурном подразделении?
Анализ ситуации
1. Из условий ситуации неясно, о каком ОАО идет речь, однако полагаем, что подразумевается организация, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (оставшиеся 50 % — у гражданина А.).
Согласно абз. 3 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее — Закон № 305-З) должность главного энергетика в силу выполняемых им должностных обязанностей в ОАО относится к категории государственных должностных лиц. Соответственно, на основании ч. 1 ст. 16 Закона № 305-З указанное лицо дает обязательство по соблюдению ограничений, установленных ст. 17–20 Закона № 305-З, а также порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов, предусмотренного ст. 21 Закона № 305-З, и ставится в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.
При этом ч. 2 ст. 17 Закона № 305-З установлено, что только руководители, их заместители и главные бухгалтеры государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, не вправе выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной службы (работы). Следовательно, на гражданина А., работающего главным энергетиком, данное ограничение не распространяется, и он может работать по совместительству в государственной организации.
В ч. 1 ст. 20 Закона № 305-З определен перечень государственных должностных лиц, в отношении которых установлены ограничения по управлению долями в уставных фондах (акциями) коммерческих организаций. В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона № 305-З лица, не указанные в ч. 1 ст. 20 Закона № 305-З, имеющие в собственности доли в уставных фондах (акции) коммерческих организаций, вправе лично либо через иных лиц принимать участие в управлении этими коммерческими организациями. В этой связи главный энергетик — гражданин А. может лично либо через иных лиц принимать участие в управлении ОАО.
2. Регулирование конфликта интересов — один из ключевых инструментов предупреждения коррупции в организации. Конфликт интересов — ситуация, при которой личные интересы государственного должностного лица, его близких родственников (свойственников) влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение государственным должностным лицом своих служебных (трудовых) обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по службе (работе). Конфликт интересов может проявляться в разных аспектах, в том числе и при совместной работе близких родственников (свойственников).
В ч. 2 ст. 18 Закона № 305-З установлен запрет на совместную работу в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении), организации, в уставном фонде которой 50 и более процентов долей (акций) находится в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц (обособленном подразделении), только лишь на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира, супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Исходя из условий рассматриваемой ситуации, на гражданина А. и его сына этот запрет не распространяется.
Вместе с тем у гражданина А. и его сына может возникнуть личная заинтересованность при исполнении служебных обязанностей, которая будет выражаться, например, в преимуществе перед другими работниками при распределении поручений, распределении премии, возможности «прикрывать» нарушения и т.п. В этой связи есть основания говорить о наличии конфликта интересов.
В силу требований ч. 1 ст. 21 Закона № 305-З сын гражданина А. должен уведомить в письменной форме своего руководителя, в непосредственной подчиненности которого он находится, о возникновении конфликта интересов или возможности его возникновения в связи с совместной работой со своим отцом, который находится у него в подчинении.
по теме