Содержание:
Запрос и выдача характеристики: обязанность или право?
Статьей 26 ТК предусмотрено право, а в отдельных случаях и обязанность нанимателей запрашивать характеристику в отношении работника с предыдущего места работы.
В целях повышения кадрового потенциала государственных органов и организаций, а также реализации изменений, внесенных в ТК, Декретом Президента Республики Беларусь от 12.10.2021 № 6 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь» (далее – Декрет № 6) внесен ряд изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5).
Декретом № 5 установлена обязанность руководителей государственных органов и организаций при приеме граждан на работу запрашивать в отношении них характеристики с предыдущих мест работы, а также сведения из единого государственного банка данных о правонарушениях в отношении кандидатов на руководящие должности.
Справочно.
Требование о выдаче характеристики по установленной форме и в установленные сроки в случае поступления такого запроса распространяется на всех нанимателей независимо от формы собственности.
Какие требования предъявляются к форме и содержанию характеристики?
В Декрете № 5 определяются четкие требования к характеристике, в которой должны отражаться профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о соблюдении трудовой и исполнительской дисциплины, отношение к государственным и общественным институтам.
Декретом № 6 закрепляются требования к характеристике и срокам ее выдачи для целей применения Декрета № 5.
Справочно.
Характеристика ‒ официальный документ, отражающий профессиональные, деловые и моральные качества работника, сведения о привлечении к дисциплинарной и иной ответственности, отношение к государственным и общественным институтам, иную информацию, подготовленный по форме, установленной Советом Министров Республики Беларусь.
Форма характеристики установлена постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2021 № 585 «О форме характеристики» (далее – постановление № 585).
В отношении грамотности и верности заполнения характеристики можно выделить одну из самых распространенных ошибок – слишком невнимательное и несерьезное отношение к заполнению характеристики со стороны представителей нанимателя.
В большинстве случаев характеристика наполнена стандартными фразами и клише. Естественно, такой документ с трудом сможет вызвать доверие со стороны нового нанимателя. А ведь нередко именно от характеристики зависит окончательное решение руководителя о приеме сотрудника на работу либо об отказе в нем.
Таким образом, составлению любой характеристики нужно уделить определенное количество времени. Содержание документа должно отражать реальные качества работника. Обязательно следует указать особые умения и навыки, которыми обладает работник.
Если сотрудник, помимо своей основной работы, выполнял также различные дополнительные поручения руководства, о данном факте обязательно следует сообщить в характеристике.
Бывает и так, что работник благодаря собственной внимательности, предусмотрительности, а также способности быстро принимать эффективные решения предотвратил, например, получение травмы другим работником, попытки хищения имущества нанимателя. Хороший руководитель обязательно должен вспомнить о данном факте и рассказать о нем в документе.
Также не следует оставлять без внимания и способность сотрудника работать в коллективе. Если он не был вовлечен ни в какие споры и конфликты, оказывал посильную помощь другим сотрудникам, доброжелательно относился к работникам, об этом необходимо упомянуть.
Ниже рассмотрим наиболее актуальные вопросы и ответы, касающиеся работы с характеристиками в строительных организациях.
Отказ в выдаче характеристики
Вопрос: Строительная организация направила запрос о предоставлении характеристики работника в государственную организацию, которая 6 лет назад была последним местом работы гражданина. Организация характеристику не предоставила, а направила письмо, в котором пояснила, что работник трудился у них свыше 5 лет назад, в связи с чем предоставлять на него характеристику они не обязаны. Правомерны ли действия организации?
Ответ: Нет, неправомерны.
Декрет № 5 обязывает нанимателя при приеме на работу работника в государственные органы, государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, запрашивать:
1) характеристику с предыдущего места его работы;
2) характеристику из государственной организации, являвшейся местом его работы в течение предшествующих 5 лет. В случае, если таким местом работы являлось несколько государственных организаций, характеристика запрашивается по последнему из них.
В описанной ситуации организация является предшествующим нанимателем. И так совпало, что при этом она является и государственной организацией.
Хотелось бы обратить особое внимание на то, что предшествующим пятилетним сроком ограничена только необходимость получения характеристики из государственной организации (абз. 3 ч. 2 п. 11 Декрета № 5).
Что касается характеристики с предыдущего места работы (абз. 2 ч. 2 п. 11 Декрета № 5), то обязанность запросить данную характеристику сроком не ограничена. Следовательно, запрашивать такую характеристику необходимо независимо от срока перерыва в работе. Предшествующий наниматель, являющийся государственной организацией и последним местом работы для сотрудника более 5 лет назад, обязан в течение 7 календарных дней со дня получения запроса направить ее запрашивающей организации.
Прием на работу ранее поступления в организацию характеристики
Вопрос: Можно ли запросить на работника характеристику с предыдущего места работы, но не дожидаться ее в срок, установленный Декретом № 5 (7 календарных дней со дня получения запроса предыдущим нанимателем), а принять работника на работу?
Ответ: Нет, нельзя.
Законодательство обязывает государственные органы и организации запрашивать характеристики с предшествующих мест работы, характеристики из государственной организации, являвшейся местом работы работника в течение предшествующих 5 лет.
Справочно.
Формальное направление запроса о выдаче характеристики недопустимо.
Во избежание нарушений требований законодательства, в том числе законодательства о труде, будущему нанимателю следует убедиться в том, что его запросы доставлены на предыдущее место работы и в государственную организацию, являвшуюся местом работы работника в течение предшествующих 5 лет.
Прием на работу ранее срока, установленного Декретом № 5 для предыдущих нанимателей, необходимого для составления и направления характеристики, повлечет нарушение порядка приема на работу и применение к должностным лицам мер административного воздействия, а также иных мер в соответствии с законодательством.
Получение характеристики несоответствующей формы и содержания
Вопрос: В организацию поступила характеристика несоответствующей формы и содержания. Вправе ли организация запросить ее повторно?
Ответ: Да, вправе.
В случае получения государственной организацией, в которую принимается работник, характеристики не по установленной форме либо с указанием в ней не всех обязательных сведений допускается направление повторного запроса о предоставлении характеристики с соблюдением установленной формы и указанием фактов, которые не позволяют признать предоставленную ранее характеристику соответствующей требованиям Декрета № 5 и постановления № 585.
Последствия приема работника на работу без получения характеристики
Вопрос: К каким последствиям может привести прием на работу работника без получения характеристики?
Ответ: Возможно привлечение руководителя к административной и дисциплинарной ответственности.
Создание запроса о характеристике и приобщение его к материалам дела о работнике не является исполнением нанимателем обязанности по получению характеристики и влечет наложение административного взыскания по ч. 6 ст. 10.12 КоАП с применением санкции в виде штрафа.
Игнорирование запроса либо несоблюдение установленных сроков предыдущим нанимателем также является нарушением, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 24.11 КоАП с применением штрафных санкций.
Согласно п. 12 Декрета № 5 нарушение предусмотренного Декретом № 5 порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи признается грубым нарушением трудовых обязанностей.
В этой связи факт нарушения порядка приема на работу, назначения на должность, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи, предусмотренных Декретом № 5, могут повлечь увольнение руководителя организации и (или) иного уполномоченного должностного лица, ответственного за соблюдение порядка приема на работу и выдачу характеристик.
Таким образом, наниматель должен предпринять все возможные
меры для получения характеристики.
Следует отметить, что целью характеристики является предоставление нанимателю дополнительной информации, дающей возможность наиболее всесторонне оценить кандидата при приеме на работу. При этом общие подходы по приему на работу работников, закрепленные в ТК, по-прежнему сохранены: принятие окончательного решения о приеме или об отказе в приеме на работу, как и ранее, является правом нанимателя.
Выдача характеристики по требованию бывшего работника
Вопрос: Обязана ли организация выдать характеристику (либо ее копию) бывшему работнику по форме, установленной постановлением № 585, в соответствии с его письменной просьбой?
Ответ: Нет, не обязана.
Пунктом 11 Декрета № 5 определено, что при приеме на работу работника в государственные органы, иные государственные организации, а также организации, более 50 % акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности, наниматели обязаны, если иное не установлено законодательными актами, запрашивать характеристику с предыдущего места его работы.
Необходимо учитывать, что правовым основанием для выдачи характеристики по форме, установленной постановлением № 585, с указанием всей необходимой информации является запрос нового нанимателя. При этом законодательством не установлена обязанность выдачи характеристики по форме, установленной постановлением № 585, по требованию работника.
Порядок выдачи копий исходящих документов гражданам определен нормами постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2012 № 1256 «О некоторых вопросах выдачи и свидетельствования копий документов, касающихся прав и (или) законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц» (далее – постановление № 1256).
Согласно подп. 1.1 п. 1 постановления № 1256 юридические лица всех форм собственности, если иное не предусмотрено актами законодательства, выдают копии исходящих от них документов обратившимся к ним гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и юридическим лицам или их представителям, если такие копии необходимы для решения вопросов, касающихся прав и (или) законных интересов обратившихся лиц, за исключением копий исходящих документов, относящихся к переписке государственных органов при выполнении ими функций, возложенных на них нормативными правовыми актами.
В то же время нормами постановления № 1256 не предусмотрена обязанность по выдаче юридическими лицами (нанимателями) гражданам (работникам, в том числе уволенным) локальных правовых актов организации, а также иных внутренних документов, которые ведутся (оформляются) организациями в соответствии с законодательством (например, приказы, личные дела, табели учета рабочего времени, лицевые счета и т.п.).
Таким образом, если работник обратился к нанимателю с просьбой выдать документ или предоставить сведения, не предусмотренные законодательством, наниматель вправе отказать в предоставлении этого документа или сведений.