Вы на портале

Ответственность должностных лиц за нарушения законодательства о труде и об охране труда

Являясь руководителем субъекта хозяйствования, должностное лицо принимает на себя права и обязанности единоличного органа управления организации. Директор строительной организации — весьма ответственная должность. Пренебрежение требованиями законодательства может повлечь как увольнение, так и штрафные санкции и даже ограничение либо лишение свободы.

Сбитнева Ольга
Сбитнева Ольга

Заместитель начальника управления надзора за соблюдением законодательства о труде Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

759 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Согласно ст. 465 ТК юридические и физические лица, винов­ные в нарушении законодательства о труде, несут дисциплинарную, административную, уголовную, иную ответственность в соответствии с законодательством.

Данная статья носит отсылочный характер, поскольку виды ответственности за несоблюдение законодательства о труде и их мера определяются ТК, КоАП, УК и иными НПА.

Надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда

К административной ответственности директора строительной организации привлекает государство в лице уполномоченных должностных лиц надзорных органов.

Государственный надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляет Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Департамент). Департамент является одним из органов, наделенных полномочиями по привлечению к административной ответственности за нарушения законодательства о труде и об охране труда. В пределах предоставленных полномочий Департамент рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3, 4, 6 ст. 10.12, ст. 10.13, 10.14, 10.18 и 24.11 КоАП, протоколы о совершении которых составлены должностными лицами Департамента.

Аспекты, учитываемые при привлечении к административной ответственности

Административная ответственность физических лиц за нарушение (несоблюдение) законодательства о труде установлена КоАП.

При наложении административного взыскания на физическое лицо учитываются характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства его совершения, личность физического лица, степень его вины, характер и размер причиненного им вреда, имущественное положение, а также обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность. 

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются следующие факторы: 

  • характер административного правонарушения; 
  • характер и размер причиненного вреда;
  • обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;
  • финансово-экономическое положение юридического лица.

Справочно.
Вина определяется как психическое отношение физического лица к совершенному им противоправному деянию, выраженное в форме умысла или неосторожности (ст. 2.3 КоАП).

Не менее важными являются дата и время совершения административного правонарушения, а также сроки наложения административного взыскания. 

Административное взыскание может быть наложено за совершение административного правонарушения:

  • физическим лицом — не позднее 2 месяцев со дня его совершения, а за совершение таким лицом длящегося административного правонарушения — не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда данное правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено ст. 7.6 КоАП;
  • должностным лицом в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных (служебных) обязанностей — не позднее 3 лет со дня совершения административного правонарушения и 6 месяцев со дня его обнаружения.

Справочно.
Должностное лицо — физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее в организациях, Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции либо уполномоченное в установленном порядке организациями, Вооруженными Силами Республики Беларусь, другими войсками и воинскими формированиями на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (ст. 1.10 КоАП).

Директор строительной организации, его заместители, главный инженер, главный механик, мастер, прораб, главный бухгалтер, начальник отдела кадров, а также другие руководители крупного, среднего и малого звена — это должностные лица. 

В случае прекращения трудовых отношений с такими работниками, если не истекли сроки административного взыскания, доказана их вина, нарушение совершено в период исполнения должностных обязанностей, они могут быть привлечены к административной ответственности. 

Таким образом, бывшего директора организации можно оштрафовать за нарушения законодательства о труде и об охране труда. 

Ответственность за невыплату заработной платы

Невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику, влекут наложение штрафа в размере от 4 до 50 базовых величин. 

К числу иных выплат, несвоевременность (неуплата) которых влечет административную ответственность по ч. 3 ст. 10.12 КоАП, следует отнести:

1) стимулирующие и компенсирующие выплаты;

2) оплату труда за работу в сверхурочное время, выходные дни, государственные праздники и праздничные дни;

3) выплату заработной платы работникам в размере ниже месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством;

4) гарантии и компенсации, определенные законодательством.

Обратите внимание!
Законодатель ужесточил ответственность при невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, иных выплат, причитающихся работнику. Размер штрафа по ч. 3 ст. 10.12 КоАП изменился и составляет от 4 до 50 базовых величин.

Новая редакция КоАП предусматривает административную ответственность за повторность совершения правонарушения в течение одного года после наложения административного взыскания — штраф в размере от 30 до 100 базовых величин.

Ответственность за иные нарушения законодательства о труде

Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков влечет наложение штрафа в размере от 2 до 20 базовых величин.

Административная ответственность за вышеуказанные нарушения наступает даже в том случае, если работнику такими действиями нанимателя не был причинен вред.

Справочно.
Для целей административного процесса вред определяется как вред жизни или здоровью либо имущественный или моральный вред, подлежащий денежному измерению (ст. 1.4 ПИКоАП).

К числу иных нарушений законодательства о труде, ответственность за которые предусмотрена ч. 6 ст. 10.12 КоАП, относятся и другие нарушения, повлекшие вредные последствия. 

Так, к иным нарушениям законодательства о труде, причинившим вред работнику, можно отнести нарушения, касающиеся, например, порядка хранения, выдачи трудовых книжек, неустановление в контрактах и (или) непредоставление работникам дополнительных мер стимулирования труда, предусмотренных ст. 261-2 ТК, и др.

Уголовная ответственность

При выплате зарплаты без отражения в регистрах бухгалтерского учета не производится уплата подоходного налога в бюджет, а также обязательных страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. 

Уголовная ответственность предусмотрена исключительно за умышленные действия и только при условии, что сумма неуплаченного подоходного налога или обязательных страховых взносов превышает определенные размеры. Для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты страховых взносов должен быть доказан факт их умышленного неначисления. 

С 19 июня 2021 г. в Республике Беларусь ужесточена ответственность нанимателей за выплату зарплаты «в конвертах». Уголовную ответственность наниматель несет за умышленные неначисление и неуплату обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.

Статьями 243-1 и 243-3 УК предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов и уклонение от уплаты страховых взносов. Максимальный размер санкций за данные преступления предусматривает лишение свободы на срок до 3 лет, если причинен ущерб в крупном размере, и 7 лет, если размер ущерба особо крупный.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда

В соответствии со ст. 44 Закона Рес­публики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон об охране труда) ответственность за совершенные (совершаемые) нарушения законодательства об охране труда несут как наниматели (работодатели), так и работающие.

За нарушение нанимателем (работодателем) и работником установленных законодательством обязанностей, в том числе в сфере охраны труда, Департаментом к ним применяются, в частности, меры административной ответственности:

1) нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем (далее — ИП) требований по охране труда влечет применение санкции в виде штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин (ч. 1 ст. 10.13 КоАП);

2) нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или ИП требований по охране труда, повлекшее травмирование работающих, влечет наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин (ч. 2 ст. 10.13 КоАП).

Нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве

Административная ответственность за нарушение правил расследования и учета несчастных случаев на производстве установлена ст. 10.14 КоАП.

Несообщение или несвоевременное сообщение страхователем о несчастном случае на производстве или о профессио­нальном заболевании в случаях, предусмотренных законодательством, а равно нарушение установленного порядка расследования такого несчастного случая влекут наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин.

Работодатель обязан обеспечивать в порядке, установленном законодательством, расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению (абз. 7 ч. 1 ст. 17 Закона об охране труда).

Правила расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 № 30 «О расследовании и учете несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». 

Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров

При проведении проверок по соблюдению законодательства об охране труда довольно часто выявляется несоблюдение юридическими лицами письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом или ИП с гражданами, а также отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством.

Несоблюдение вышеуказанного условия влечет наложение штрафа на юридическое лицо или ИП в размере до 25 базовых величин (ст. 10.18 КоАП).

Юридические лица и ИП, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними данные договоры в письменной форме и определить в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, существенные условия, установленные подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам». 

При этом в случае, если в самом гражданско-правовом договоре не указана конкретная сумма, причитающаяся к выплате подрядчику за выполненную работу, размер штрафа может быть определен на основании других документов, например актов выполненных работ.

759 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме