Вы на портале

Совершенствование порядка проведения госстройэкспертизы

Комментарий к Кодексу Республики Беларусь об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З

Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности от 17.07.2023 № 289-З (далее — Кодекс) вступает в силу с 23.07.2024. Рассмотрим основные моменты, связанные с вопросами реализации государственной строительной экспертизы градостроительных проектов, проектной документации (далее — госстройэкспертиза).

Богданович Наталья
Богданович Наталья

Юрист

391 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Основные понятия

Понятие госстройэкспертизы закреплено в подп. 1.10 п. 1 ст. 1 Кодекса и определено как процедура оценки соответствия объекта госстройэкспертизы ее предмету.

Градостроительные проекты, проектная документация, в том числе с внесенными в них изменениями, подлежат госстройэкспертизе в случаях и порядке, установленных Советом Министров Республики Беларусь. Требования, на соответствие которым при госстройэкспертизе проводится оценка объекта госстройэкспертизы, устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь. Основные вопросы, связанные с проведением госстройэкспертизы, регулируются главой 18 Кодекса.

Обратите внимание! 
Госстройэкспертиза не проводится по объектам, очередям строительства, принятым в эксплуатацию в установленном порядке.

Сроки проведения госстройэкспертизы

Кодексом установлен фиксированный срок проведения госстройэкспертизы ‒ не более 30 календарных дней со дня представления всех документов и (или) сведений (п. 3 ст. 76 Кодекса).

В случае необходимости доработки объекта госстройэкспертизы допускается увеличение срока до 60 календарных дней при соблюдении следующих условий:

  • такое увеличение возможно по решению исполнителя;
  • основанием для увеличения срока должно быть обращение заявителя госстройэкспертизы.

Заключение госстройэкспертизы

Заключение госстройэкспертизы:

  • выдается по результатам проведения госстройэкспертизы;
  • носит обязательный характер;
  • выдается в целях принятия заказчиками, застройщиками объективных и обоснованных решений по строительству объектов с соблюдением государственных приоритетов в области безопасности объектов.

Заключение госстройэкспертизы должно содержать выводы, а также может содержать требования в отношении объекта госстройэкспертизы.

Заключение госстройэкспертизы может быть:

  • положительным;
  • отрицательным (выдается в случае выявления несоответствия объекта госстройэкспертизы ее предмету и невозможности, по оценке экспертов, доработать объект госстройэкспертизы в пределах установленного для проведения госстройэкспертизы срока).

 Заключение госстройэкспертизы по проектной документации действует до приемки в установленном порядке объекта строительства в эксплуатацию (если иное не установлено законодательными актами), а срок действия заключения по градостроительному проекту ограничен сроком действия этого проекта.

Справочно.
Согласно действующему законодательству срок действия заключения государственной экспертизы по проектной документации ограничивается проектной продолжительностью строительства объекта, увеличенной на один год (п. 5 ст. 32 Закона № 300-З).

Следует обратить внимание, что действие заключения госстройэкспертизы по объекту может приостанавливаться в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, по решению исполнителя госстройэкспертизы до урегулирования ситуации, из-за которой возникла необходимость приостановления его действия, основывающаяся:

  1. на фактах представления заявителем госстройэкспертизы подложных, поддельных или недействительных документов по объекту;
  2. прекращении действия (аннулировании) заключений (согласований) государственных и иных организаций, на основании которых выдано заключение госстройэкспертизы по объекту;
  3. вступившем в законную силу решении суда в отношении вопросов осуществления архитектурной, градостроительной и строительной деятельности по объекту.

Возобновление действия заключения госстройэкспертизы осуществляется в случае устранения причин, по которым его действие приостанавливалось, и подтверждения, что за период приостановления его действия в градостроительный проект или проектную документацию не вносились изменения.

Важно!
При внесении изменений в градостроительный проект или проектную документацию в период приостановления действия заключения госстройэкспертизы градостроительный проект или проектная документация подлежат повторной госстройэкспертизе.

Порядок обжалования заключения

Заключение госстройэкспертизы (положительное, отрицательное) может быть обжаловано заявителем госстройэкспертизы в экспертный совет по вопросам проведения госстройэкспертизы (далее ‒ экспертный совет) в течение одного года с момента его получения заявителем (п. 5 ст. 75 Кодекса).

Справочно.
Положение об экспертном совете и персональный состав экспертного совета утверждаются Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь совместно с Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Решение экспертного совета может быть обжаловано в судебном порядке.

Важно!
Уполномоченный орган госстройэкспертизы информирует Министерство архитектуры и строительства Республики Беларусь о случаях неоднократной (два и более раза в течение календарного года) выдачи отрицательных заключений госстройэкспертизы по градостроительным проектам или проектной документации, разработанным с участием обладателя квалификационного аттестата, допустившего при их разработке нарушение требований, относящихся к предмету госстройэкспертизы, для принятия решения о прекращении действия его квалификационного аттестата.

Ответственность

Заявитель госстройэкспертизы несет ответственность за достоверность представляемых документов и (или) сведений в соответствии с законодательством.

Воздействие на органы госстройэкспертизы и экспертов в какой-либо форме государственных органов, общественных объединений, иных юридических лиц или их представителей, физических лиц в целях оказания влияния на органы госстройэкспертизы и экспертов или воспрепятствования в какой-либо форме их деятельности не допускается и влечет ответственность, установленную законодательными актами (п. 4 ст. 75 Кодекса).

Справочно. Действующим законодательством предусмотрена уголовная ответственность  за недопустимое воздействие на экспертов и органы госстройэкспертизы (см. ниже).

Дисциплинарная ответственность

Наступает за противоправное, виновное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником своих трудовых обязанностей (совершение дисциплинарного проступка) (ст. 197 ТК).

Справочно.
Основные обязанности работника содержатся в ст. 53 ТК, в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективных договорах, должностных (рабочих) инструкциях и иных локальных правовых актах нанимателя (соглашениях, положениях, инструкциях по охране труда и технике безопасности и т.д.), а также дисциплинарных уставах.

Гражданско-правовая ответственность

В настоящее время ответственность, установленная гражданским законодательством, не выделяет отдельно сферу госстройэкспертизы.

Административная ответственность

1. Статья 22.3 КоАП предусматривает ответственность:

  • за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных для соблюдения требований ТНПА в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности при проектировании, проведении инженерных изысканий, строительстве или эксплуатации зданий и объектов инженерной инфраструктуры (с отягчающими элементами повторности или административной преюдиции);
  • за строительство объекта без наличия проектной документации, разработанной и утвержденной в установленном порядке, либо по проектной документации без наличия положительного заключения государственной экспертизы, либо по проектной документации, не утвержденной в установленном порядке, если иное не предусмотрено законодательными актами, либо с нарушением установленного порядка направления уведомления о производстве СМР и пр.

2. Статья 24.2 КоАП предусматривает ответственность за воспрепятствование уполномоченному должностному лицу государственного органа (организации) в проведении экспертизы, получении доступа к информационным системам и базам данных либо создание условий, препятствующих их проведению.

3. Статья 25.4 КоАП предусматривает ответственность за заведомо ложное заключение эксперта по делу об административном правонарушении, а равно заведомо ложное заключение эксперта при осуществлении конституционного судопроизводства.

4. Статья 25.5 КоАП предусматривает ответственность за отказ либо уклонение эксперта без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей по делу об административном правонарушении.

Уголовная ответственность

1. Статья 305 УК предусматривает ответственность за нарушение проектов, обязательных для соблюдения требований ТНПА при производстве СМР лицом, ответственным за их соблюдение, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения либо ущерба в крупном размере. Если эти же деяния повлекли по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, то ответственность усиливается.

2. Статья 401 УК предусматривает ответственность за заведомо ложное заключение эксперта при рассмотрении уголовных, гражданских и экономических дел либо при производстве предварительного следствия или дознания. Если эти же деяния соединены с обвинением в тяжком или особо тяжком преступлении или с искусственным созданием доказательств обвинения либо совершены из корыстных побуждений, то ответственность усиливается.

3. Статья 402 УК предусматривает ответственность за отказ либо уклонение эксперта без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей в судебном заседании при рассмотрении уголовных, гражданских и экономических дел либо при производстве предварительного следствия или дознания.

4. Статья 404 УК предусматривает ответственность за принуждение эксперта к отказу от дачи заключения либо к даче заведомо ложного заключения путем угрозы убийством, насилием, уничтожением или повреждением имущества этих лиц или их близких, распространением клеветнических или оглашением иных сведений, которые эти лица желают сохранить в тайне, либо подкуп эксперта с той же целью, либо угрозу совершения указанных выше действий из мести за ранее данное заключение.

391 Shape 1 copy 6Created with Avocode.