Содержание:
Определение сметной стоимости строительства
Указом № 92 изменена редакция подп. 1.1 п. 1 Указа № 361, в результате чего конкретизирован подход, согласно которому сметная стоимость строительства определяется:
- на дату начала разработки сметной документации;
- на дату начала выполнения строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ, указанную в задании на проектирование (по объектам текущего ремонта в дефектном акте);
- на дату окончания строительства в пределах нормативной продолжительности строительства, определяемой в проектной документации (по объектам текущего ремонта ‒ с учетом продолжительности выполнения подрядных работ, установленной заказчиком, застройщиком).
Обратите внимание!
По объектам текущего ремонта в целях приведения стоимости строительных работ к текущему уровню цен также применяется прогнозный индекс.
Изменение вида прогнозных индексов стоимости СМР
С целью осовременивания стоимости строительства произошло изменение вида прогнозных индексов стоимости СМР. Указом № 92 определено, что для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства в период с даты начала разработки сметной документации до даты начала выполнения подрядных работ, а также до даты окончания строительства используются утверждаемые Министерством экономики Республики Беларусь прогнозные индексы стоимости СМР, оборудования и прочих затрат с учетом технологической структуры строительства конкретного объекта. Вследствие этого с 01.05.2023 для отражения изменения стоимости строительства будут использоваться 3 индекса.
Обратите внимание!
До вступления в силу Указа № 92 для этой цели использовался один общий индекс – прогнозный. В связи с этим в Инструкцию о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденную постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51, будут внесены соответствующие изменения и дополнения, в том числе касающиеся технологической структуры затрат на строительство.
Запрет строительства
Важным аспектом Указа № 92 является запрещение строительства (в случае, если договоры на дату его вступления в силу еще не заключены) по сметной документации, разработанной на основании ресурсно-сметных норм в базисном уровне цен 1991, 2001 и 2006 гг. Однако организации смогут реализовать свои намерения по строительству при условии пересчета сметной документации с использованием нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, который осуществляется за счет средств основного источника, предусматривавшего средства на выполнение проектных и изыскательских работ по объекту строительства.
Пересчет сметной документации и повторная госэкспертиза
Указом № 92 предусмотрено, что по объектам, по которым до истечения срока действия заключения государственной экспертизы договоры строительного подряда не заключены, пересчет сметной документации с применением цен и тарифов на новую дату начала разработки сметной документации, установленную в задании на проектирование, осуществляется по решению заказчика (застройщика), но с обязательным прохождением повторной государственной экспертизы.
Неизменная цена предложения подрядчика
Указом № 92 уточнено, что цена предложения подрядчика, выбранного заказчиком, является неизменной договорной (контрактной) ценой на выполнение подрядных работ, за исключением объектов текущего ремонта (абз. 11 п. 1 приложения к Указу № 92).
Вместе с тем следует обратить внимание на то, что согласно нормам Указа № 361, как и ранее:
- подрядчик, цена предложения которого является неизменной договорной (контрактной) ценой на выполнение подрядных работ, определяется на основании сметной документации;
- корректировка неизменной договорной (контрактной) цены допускается в случаях, установленных Советом Министров Республики Беларусь;
- на финансовые результаты деятельности подрядчика относится превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к неизменной договорной (контрактной) цене на выполнение подрядных работ при достижении потребительских и качественных характеристик объекта в соответствии с проектной документацией (за исключением строительства жилых помещений для граждан, осуществляющих строительство таких помещений с государственной поддержкой), а при снижении фактической стоимости подрядных работ, выполняемых при строительстве жилых помещений для граждан, осуществляющих строительство таких помещений с государственной поддержкой, подрядчик возвращает заказчику денежные средства, как не использованные на цели строительства.
Изменения, внесенные в указы № 215 и № 473
В той части, в которой замена общего прогнозного индекса на прогнозные индексы стоимости СМР, оборудования и прочих затрат, применяемых с учетом технологической структуры строительства конкретного объекта, коснулась других ситуаций, внесены изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 08.05.2013 № 215 «О некоторых мерах по совершенствованию строительства (возведения, реконструкции) жилых помещений» (далее – Указ № 215) и в Указ Президента Республики Беларусь от 10.12.2018 № 473 «О долевом строительстве» (далее – Указ № 473).
В Указе № 215 слова «прогнозных индексов цен в строительстве, утверждаемых Министерством экономики» заменены словами «утверждаемых Министерством экономики прогнозных индексов стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат» (ч. 6 подп. 1.3 п. 1), в Указе № 473 слова «прогнозных индексов цен в строительстве» заменены словами «утверждаемых Министерством экономики прогнозных индексов стоимости строительно-монтажных работ, оборудования и прочих затрат» (абз. 12 подп. 1.25 п. 1).
Комментирует
Замените текст цитаты