Регулирование ценообразования на товары (работы, услуги) в строительстве и Директива № 10

В целях разъяснения вопросов, связанных с ценообразованием на работы (услуги), Минис­терство архитектуры и строительства Республики Беларусь направило всем заинтересованным письмо от 31.10.2022 № 04-3-02/14342 «О формировании цен на работы (услуги) в строительстве в рамках Директивы Президента Республики Беларусь от 6 октября 2022 г. № 10» (далее — письмо № 14342). 

Разъяснению вопросов формирования цен на строительные материалы посвящено также совместное письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь (от 11.11.2022 № 04-3-02/14969) и Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (от 18.11.2022 № 20-02/614К) (далее — письмо № 14969/614).

Рассмотрим основные положения данных писем.

Майборода Владимир
Майборода Владимир

Юрист с 24-летним стажем работы

195 Shape 1 copy 6Created with Avocode.

Содержание:


Цены на товары для строительства

Принятие Директивы Президента Республики Беларусь от 06.10.2022 № 10 «О недопустимости роста цен» (далее — Директива № 10) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19.10.2022 № 713 «О системе регулирования цен» (далее — постановление № 713) вызвало вопросы применения действовавшего до 6 октября 2022 г. порядка ценообразования в строительстве. 

Напомним, что до 1 января 2023 г. основными документами, регулирующими ценообразование на товары для строительства, являются постановление Совета Министров Респуб­лики Беларусь от 06.07.2022 № 447 «О регулировании цен» (далее — постановление № 447) и постановление Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 12.07.2022 № 69 «О порядке регулирования цен» (далее — постановление № 69). 

В постановлении № 713 указано, что его действие не распространяется на отношения, связанные с реализацией товаров, используемых в процессе производства.

Но является ли строительство производством? В письме № 14969/614 дается положительный ответ на этот вопрос. В обоснование приводится определение термина «производство», содержащееся в п. 3 Положения об отнесении продукции (работ, услуг) к продукции (работам, услугам) собственного производства, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.12.2001 № 1817, согласно которому производство — деятельность по выращиванию, сбору, добыче, разведению, ловле, охоте, выполнению любых производственных и (или) технологических операций. 

Справочно.
С текстом письма № 14969/614 можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/32kv32.

Таким образом, действие постановления № 713 не распространяется на отношения, связанные с реализацией товаров, указанных в пп. 280–292 приложения 1 к постановлению № 713, для использования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для строительства.

Если товар входит в Перечень товаров, производимых (ввозимых) и реализуемых на внутренний рынок юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и предназначенных для использования при строительстве объектов, а также при производстве материалов для строительства, цены на которые регулируются Министерством архитектуры и строительства (приложение к постановлению № 447, далее — Перечень № 447), то порядок ценообразования на данные товары определяется постановлением № 69. Но есть исключение.

Согласно абз. 4 п. 3 постановления № 69 его нормы не распространяются при формировании отпускных цен на товары, входящие в Перечень № 447, в случае, если товары реализуются в магазинах, павильонах, киосках юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, приобретающим товары для целей текущего ремонта и (или) благоустройства собственных территорий.

Таким образом, как отмечено в письме № 14969/614, в случае, если:

  • товар входит в Перечень № 447;
  • реализуется в магазинах, павильонах, киосках юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;
  • целью его приобретения является использование для текущего ремонта и (или) благоустройства собственной территории, то на ценообразование при реализации такого товара не распространяется ни действие постановления № 713, ни действие постановления № 69.

Применение прогнозных индексов цен в строительстве

Один из главных вопросов, волнующих субъектов хозяйствования, работающих в сфере строительства: «Пунк­том 1 Директивы № 10 наложен запрет на повышение цен, в том числе на работы (услуги). Директива № 10 является актом большей юридической силы, чем любой из актов, устанавливающих порядок ценообразования. Является ли нарушением запрета на повышение цен применение существовавших до 06.10.2022 норм, регулирующих ценообразование на работы (услуги) в строительстве?»

Ответ на этот вопрос дан в письме № 14342: при формировании цен на работы (услуги) с использованием прогнозных индексов цен в строительстве повышения цен не происходит, а следовательно, нормы Директивы № 10 не нарушаются. Иными словами, если к первоначальной цене строительства объекта применяются прогнозные индексы цен в строительстве, то в итоге повышения цен не происходит.

Справочно.
С текстом письма № 14342 можно ознакомиться по короткой ссылке clck.ru/32Ycj2.

Рассмотрим обоснование данного вывода, изложенное в письме № 14342.

Согласно ч. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 № 361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства объектов и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь» в случае, если период с даты начала разработки сметной документации до даты начала строительства (выполнения строительных, специальных, монтажных работ), указанной заказчиком, застройщиком в задании на проектирование, не превышает 6 месяцев, для отражения в сметной документации изменения стоимости строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) в указанный период, а также в период нормативного срока строительства объекта (выполнения строительных, специальных, монтажных работ) до его (их) завершения используются прогнозные индексы цен в строительстве, утверждаемые Министерством экономики Республики Беларусь.

То есть прогнозные индексы цен в строительстве (далее — индексы) отражают изменение стоимости строительства объекта. 

При расчете индексов учитываются потребительские цены, цены производителей промышленной продукции, тарифы на перевозку грузов, прочие индексы цен (тарифов) (п. 4 Инструкции о порядке определения прогнозных индексов цен в строительстве, утвержденной постановлением Министерства экономики и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 22.06.2018 № 19/27.

Таким образом, индексы позволяют корректировать стоимость строительства с учетом инфляции. 

Далее в письме № 14342 отмечается, что в соответствии с подп. 33.3 п. 33 Инструкции о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, утвержденной постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 18.11.2011 № 51 (далее — Инструкция № 51), в сводный сметный расчет стоимости строительства включаются средства, учитывающие применение индексов, в том числе:

  • средства, учитывающие применение индексов на дату начала строительства;
  • средства, учитывающие применение индексов в нормативный срок строительства.

То есть в сводном сметном расчете предусмотрены средства для корректировки стоимости строительства объектов путем применения индексов. 

В соответствии с п. 5 Положения № 1553 цена предложения подрядчика определяется на дату начала строительства объекта, указанную в конкурсной документации (документации для переговоров), с применением индексов с учетом нормативной продолжительности строительства, налогов и отчислений согласно законодательству.

Иными словами, подрядчик формирует цену своего предложения с учетом прогнозных показателей инфляции в виде индексов на период до окончания нормативного срока строительства. Если предложение подрядчика акцептовано заказчиком, цена предложения подрядчика становится неизменной договорной ценой (п. 8 Положения № 1553).

Согласно п. 10 Положения № 1553 в случае изменения прогнозных индексов цен в строительстве неизменная договорная цена подлежит корректировке.

Таким образом, цена, зафиксированная в договоре между заказчиком и подрядчиком, не меняется (за исключением оговоренных в Положении № 1553 случаев). В этом смысле можно согласиться с выводом о том, что повышения цен не происходит, поскольку все прогнозные индексы цен в строительстве на период строительства объекта уже учтены в цене, согласованной между заказчиком и подрядчиком.

Изменение цен на проектные и другие виды работ (услуг)

В письме № 14342 рассматривается также влияние прогнозных индексов цен в строительстве на отдельные виды работ (услуг).

В письме № 14342 отмечается, что ценообразование на проектные работы осуществляется в соответствии с Методическими указаниями о порядке определения стоимости разработки документации проектного обеспечения строительной деятельности ресурсным методом, утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 13.06.2014 № 169. При выборе подрядчика для разработки проектной документации стартовая цена и цена предложения подрядчика на разработку документации проектного обеспечения строительной деятельности учитывают индексы на срок, требуемый для разработки проектной документации. В процессе исполнения договора цена не индексируется.

Таким образом, повышения цен из-за применения индексов при исполнении договора на выполнение проектных работ не происходит.

Стоимость инженерных услуг определяется в пределах средств, предусмотренных сводным сметным расчетом на содержание заказчика (подп. 31.1 п. 31 Инструкции № 51), и ограничена нормами в процентах от стоимости строительства в зависимости от вида и местонахождения объекта. При этом, поскольку стоимость содержания заказчика является составной частью стоимости строительства, определяемой в сводном сметном расчете, в этой стоимости уже учитывается применение индексов, как описано выше.

Резюме
Как следует из вывода, содержащегося в письме № 14342, законодательство о ценообразовании в строительстве с учетом длительного цикла выполнения работ (оказания услуг) предусматривает формирование цен на работы и услуги с использованием прогнозных индексов цен в строительст­ве, применение которых не приводит к повышению цен и не противоречит Директиве № 10.

195 Shape 1 copy 6Created with Avocode.
Последнее
по теме