Содержание:
Проектирование включает в себя широкий спектр интеллектуальных действий, от анализа современных достижений науки и техники до их практического применения в процессе создания модели намеченного к строительству объекта.
На стадии проектных и изыскательских работ решается ряд важнейших для заказчика строительной деятельности задач:
1) обеспечение безопасности объекта строительства с учетом условий строительной площадки и окружающей среды;
2) определение технических характеристик и параметров объекта строительства;
3) определение объема инвестиций (сметная стоимость строительства), необходимого для создания объекта строительства;
4) установление связи объекта с существующей инженерной инфраструктурой и (или) создание новой.
К проблемным аспектам при анализе правового регулирования договора на выполнение проектных и изыскательских работ можно отнести следующие:
1) характеристики работ, подлежащих выполнению, при достижении соглашения по которым предмет договора является согласованным сторонами;
2) категориальный аппарат в проектной деятельности;
3) определение требований законодательства, устанавливающих условия договора, которые не могут быть изменены соглашением сторон;
4) установленный законодательством размер ответственности сторон.
Что говорит закон?
В ГК договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ посвящено всего лишь несколько статей (§ 4 главы 37 ГК «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ»). Это обусловлено тем, что к данному виду договоров субсидиарно применяется значительная часть норм общих положений о договоре подряда, включенных в § 1 главы 37 ГК «Общие положения о подряде».
Специальные нормы (ст. 713–717 ГК) отражают в основном особенности предмета договора, интеллектуальный характер проектной деятельности, в том числе необходимость дополнительной защиты ее результатов.
При этом ГК в качестве результата работ по договору на выполнение проектных и изыскательских работ называет проектно-сметную документацию или непосредственно изыскательские работы, не раскрывая состав и содержание данных документов и работ.
Изыскательские работы, а точнее данные, полученные в ходе их выполнения, содержащиеся в технических отчетах (заключениях), в подавляющем большинстве случаев не имеют самостоятельной ценности для заказчика и предназначены для получения информации об условиях строительства для выработки оптимальных технических решений в процессе проектирования.
Таким образом, основным элементом, разграничивающим договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и другие подрядные договоры, выступает его предмет — разработка проектно-сметной документации и (или) выполнение изыскательских работ.
Специальное законодательство, регулирующее строительную деятельность, в отличие от норм ГК взамен термина «проектно-сметная документация» использует термин «проектная документация». ТКП 45-1.02-295-2014 «Строительство. Проектная документация. Состав и содержание» относит сметную документацию к одному из разделов проектной документации.
Существенные условия договора
1. Задание на проектирование = предмет договора
Правила заключения и исполнения договоров подряда на выполнение проектных и изыскательских работ и (или) ведение авторского надзора за строительством, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.04.2014 № 297 (далее — Правила), определяют, что в предмете договора отражаются наименование и местонахождение объекта проектирования и изыскательских работ (абз. 2 п. 10 Правил). Однако для признания предмета договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ согласованным указания только данных сведений недостаточно. По этой причине ст. 714 ГК устанавливает обязанность заказчика передать подрядчику задание на проектирование. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Аналогичные нормы содержатся в Правилах с уточнением обязанности заказчика произвести передачу подрядчику утвержденного заказчиком задания на проектирование.
Важно!
Задание на проектирование, утвержденное заказчиком, определяет перечень и объем работ по договору. Только по результатам рассмотрения задания на проектирование подрядчик в силах определить стоимость и сроки выполнения работ, возможность их выполнения собственными силами. По этой причине требует изменения установленная законодательством конструкция заключения и исполнения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, в соответствии с которой задание на проектирование будет являться неотъемлемой частью договора, а не включаться в состав исходных данных, предоставляемых заказчиком подрядчику в процессе его исполнения.
Более того, согласно абз. 2 подп. 1.1 п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 14.01.2014 № 26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» (далее — Указ № 26) до разработки проектной документации на возведение, реконструкцию и реставрацию объектов строительства, относимых к первому — четвертому классам сложности, заказчиками, застройщиками разрабатывается и утверждается предпроектная (предынвестиционная) документация, включая обоснование инвестиций и задание на проектирование, в которой должны определяться:
1) необходимость и техническая возможность;
2) оценка воздействия на окружающую среду;
3) экономическая целесообразность осуществления инвестиций;
4) требования к земельному участку;
5) варианты объемно-планировочных и технологических решений;
6) сведения об инженерных нагрузках;
7) источники, объемы финансирования и пр.
Следовательно, до заключения договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик должен иметь утвержденное им задание на проектирование.
Важно!
Обязательная форма задания на проектирование для объектов производственного и агропромышленного назначения, инженерно-технической и транспортной инфраструктуры определена приложением Е к ТКП 45-1.02-298-2014.
2. Приемка выполненных работ, их видов (этапов)
Правила регулируют заключение и исполнение договоров подряда как на выполнение проектных и изыскательских работ, так и на разработку предпроектной (предынвестиционной) документации, что является оправданным исходя из общей цели и назначения разрабатываемой документации. Вместе с тем п. 37 Правил устанавливает, что при разработке предпроектной (предынвестиционной) документации основанием для расчетов за результаты работ является подписанный сторонами акт оказанных услуг по форме, устанавливаемой подрядчиком. Однако поскольку результат работы по разработке предпроектной (предынвестиционной) документации отделим от самой работы, то есть соответствующий договор является подрядным, а также с учетом ч. 2 подп. 1.6 п. 1 Указа № 26 приемку работ по такому договору следует оформлять актом сдачи-приемки выполненных работ.
В соответствии с п. 49 Правил заказчик после получения результатов работ, накладной на передачу результатов работ, акта оказанных услуг или акта сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов) обязан в пятидневный срок направить подрядчику подписанный экземпляр накладной на передачу результатов работ, соответствующего акта или в письменной форме мотивированный отказ от приемки результатов работ, их видов (этапов).
В связи с необходимостью для заказчика осуществить в процессе приемки проверку комплектности, содержания и состава большого количества технической документации продолжительность срока приемки работ является недостаточной.
По этой причине в практической деятельности заказчиков и подрядчиков предусматривается предварительный (до приемки работ) этап согласования с определением порядка и сроков передачи проектной документации для рассмотрения и согласования ее заказчиком, устранения представленных замечаний.
3. Оплата работ, их видов (этапов)
Согласно абз. 8 п. 23 Правил заказчик уплачивает подрядчику в течение 5 банковских дней договорную цену в полном объеме после завершения выполнения всех работ или уплачивает ее частями в тот же срок после завершения выполнения отдельных видов (этапов) работ в соответствии с календарным планом.
Пунктом 44 Правил определено, что в случае приостановления или прекращения по требованию заказчика работ, не связанном с нарушением подрядчиком обязательств, предусмотренных договором, фактически выполненные работы, их виды (этапы) подлежат оплате в течение 3 календарных дней со дня подписания акта сдачи-приемки выполненных проектных и изыскательских работ, их видов (этапов).
Представляется, что основания для установления различных сроков оплаты цены проектных и изыскательских работ после их завершения выполнением или в случае приостановления (прекращения) отсутствуют. Кроме того, установление непродолжительного императивного срока оплаты работ в календарных днях является нежелательным, поскольку в отдельных случаях (при подписании, например, первичного учетного документа в пятницу) у заказчика остается только один банковский день для оплаты приостановленных (прекращенных) работ.
Императивные сроки оплаты работ также неблагоприятно влияют на способность в соответствии с ними исполнять свои обязательства по оплате работ, их видов (этапов) генеральным подрядчиком в договоре на выполнение проектных и изыскательских работ перед субподрядчиками.
4. Дополнительные затраты
В соответствии с нормами, изложенными в п. 60 Правил, стороны договора обязаны определить порядок возмещения «дополнительных затрат заказчика».
В ГК термины «затраты», «расходы» используются в случаях, когда они осуществляются или на основании внедоговорного обязательства (снос самовольной постройки, обнаружение лица, уполномоченного получить находку, отчуждение имущества лицом, которому оно не может принадлежать), или используются для установления иных правовых последствий для сторон обязательства (последствия расторжения договора, устранение недостатков товара, изменение цены товара и др.).
С учетом того, что при практической реализации заказчиком технических решений проектной документации (то есть строительстве) «дополнительные затраты» будут заключаться в выполнении дополнительных строительных работ и (или) приобретении дополнительного оборудования и материалов, сторонам договора рекомендуется при определении порядка возмещения таких затрат предусмотреть совместное составление документов, подтверждающих причинно-следственную связь между недостатками в проектной документации и дополнительными затратами заказчика, факт несения заказчиком таких затрат и их размер. Для реализации компенсационной функции убытков рекомендуется в договоре предусмотреть исключение из подлежащих возмещению в пользу заказчика затрат сумм, полученных от реализации товаров, использование которых при строительстве объекта в результате проектной ошибки не осуществлялось.
Важно!
Для установления ответственности подрядчика в договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ исходя из основных положений гражданского законодательства более уместно использовать термин «реальный ущерб», как составную часть убытков по смыслу ст. 14 ГК.
Таким образом, можно констатировать, что проблемные аспекты правового регулирования договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключаются в следующем:
1) в утратившей практическую актуальность конструкции предмета договора и обязательств сторон;
2) использовании в отношении одинаковых понятий различных терминов («проектно-сметная документация», «проектная документация», «затраты», «ущерб»);
3) чрезмерном использовании императивных сроков исполнения сторонами своих обязательств (в части оплаты и приемки работ заказчиком).